Темы статей
Выбрать темы

Добро пожаловать в будущее, или ID-паспорт в Украине

Амброзяк Наталья, юрист
Вы наверняка помните мультипаспорт из фильма «Пятый элемент». Так вот, то самое будущее, похоже, уже наступило. Еще до недавнего времени сложно было представить, что сюжеты фантастических фильмов станут реальностью. Теперь вместо привычного паспорта в форме книжечки — кусочек пластика со встроенным чипом. Но нужно ли спешить с заменой устаревшего документа на современного «собрата»? Для кого ID-паспорт обязателен уже сегодня? Как изменится жизнь тех, кто все-таки получит паспорт в форме пластиковой ID-карты? Повлияет ли это каким-либо образом на хозсубъектов? Сейчас разберемся.

Но для начала определимся с тем, что же такое ID-паспорт и чем он отличается от привычного нам документа в форме книжечки.

Визуально новомодный документ выглядит как пластиковая карта, в которую встроен бесконтактный электронный носитель (ч. 4 ст. 21 Закона № 5492*).

* Закон Украины «О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус» от 20.11.2012 г. № 5492-VI.

В свою очередь, бесконтактный электронный носитель — это имплантированная в бланк документа бесконтактная интегральная схема для внесения персональных данных, параметров (в том числе биометрических), которая предоставляет возможность проводить «опознание» хозяина документа и может использоваться как средство электронной цифровой подписи (ЭЦП) в случаях, предусмотренных законом.

Какие данные содержит «ID-паспорт»? Их условно разделим на два вида:

1) видимые (они размещены непосредственно на самой пластиковой карточке);

2) невидимые (они занесены на чип, для их считывания нужна дополнительная техника).

Подробнее см. таблицу.

Данные, которые содержит ID-паспорт

Видимые

Невидимые

— Ф. И. О.;

— пол;

— гражданство;

— дата рождения;

— уникальный номер записи в демографическом реестре*;

— номер паспорта;

— дата окончания срока действия документа;

— дата выдачи;

— код уполномоченного органа, выдавшего паспорт;

— место рождения;

— идентификационный код или уведомление об отказе от его принятия** (для физлиц, которые отказываются от такого номера по религиозным соображениям и официально уведомили об этом налоговиков)

— биометрические данные: оцифрованная подпись, оцифрованный образ лица «хозяина» паспорта, оцифрованные отпечатки пальцев рук (п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона № 5492);

— данные по поводу обеспечения защиты информации;

— дополнительная изменяемая информация, предусмотренная законом: место проживания, данные о рождении детей, данные о браке и его расторжении, данные об изменении имени

* Единый государственный демографический реестр.

** В таком случае проставляется слово «відмова». Подобная отметка является аналогом записи в паспорте-книжечке о праве совершать любые платежи по серии и номеру паспорта.

Обязательно ли всем получать ID-паспорт? Здесь ситуация следующая. Те, у кого на сегодня паспорт старого образца, могут не волноваться. Этот документ бессрочный.

Если будет необходимо поменять какие-то данные (например, фамилию) или получить новый документ при его утере — вам выдадут ID-паспорт. При желании получить последний можно при вклеивании фотографии в паспорт-книжечку в 25 или 45 лет.

Ребенку исполнилось 14 лет?

В таком случае он должен получить уже пластиковый документ. Вариантов здесь нет.

Если ребенку по состоянию на 01.01.2016 г. исполнилось 16 лет, то он также получает уже пластиковый паспорт.

Кто выдает ID-паспорта? Эту процедуру осуществляют территориальные органы Государственной миграционной службы (ГМС) и Центры предоставления административных услуг (ЦПАУ).

Главные преимущества ID-паспорта

Подделать такой паспорт-карточку будет намного сложнее. Да и при его утрате им не смогут воспользоваться.

Но эта «фишка» будет работать только когда все структуры, в которых необходимо предъявлять паспорт для осуществления каких-либо действий, будут оснащены спецоборудованием, которое способно считать данные на чипе. Ведь мало того, что там дублируется информация, размещенная на пластиковой части паспорта, чип же еще и содержит отпечатки пальцев, по которым происходит распознавание владельца документа.

И здесь заключается главная загвоздка. Большинство субъектов, которые каким-либо образом связаны с идентификацией человека по паспорту, не имеют такой технической возможности. То есть главное преимущество перед обычным паспортом пока теряется ☹.

Еще один позитивный момент:

в бесконтактный электронный носитель вносятся ЭЦП* (если паспорт оформляется лицу, достигшему 18-летнего возраста) и средства шифрования

* Подробный порядок внесения ЭЦП в ID-паспорт предусмотрен постановлением КМУ от 30.11.2016 г. № 869.

Здесь есть несколько нюансов:

1) ЭЦП на бесконтактный электронный носитель вносится по желанию владельца паспорта;

2) ЭЦП не вносится на электронный носитель ID-паспорта физлица, которое не достигло 18 лет. Выходит, те, кто впервые получает паспорт (с 14 лет), не смогут воспользоваться этим «бонусом».

Зачем законодатель предусмотрел такую возможность? Во-первых, это очередной шаг к «электронному общению» с госструктурами. А во-вторых, дополнительная возможность для развития электронной коммерции.

Итак, с тем, что такое ID-паспорт и «с чем его едят», ☺ мы разобрались. Теперь поговорим о дополнительных хлопотах, с которыми может столкнуться владелец этого «ноу-хау».

«Не знала баба горя…»

Идентификационный код. Это первая «болевая точка». Дело в том, что если физическое лицо впервые получает паспорт, то отказаться от идентификационного кода будет не так-то просто.

Причина в том, что данные об отказе сразу вносятся в ID-паспорт при его формировании. Для того чтобы отказ имел юридическую силу, необходимо официально уведомить об этом налоговиков.

Без наличия паспорта здесь никак нельзя. Положение о регистрации физлиц в ГРФЛ**, утвержденное приказом Миндоходов от 10.12.2013 г. № 779, которое регулирует порядок отказа от идентификационного кода, еще не осовременили. А согласно этому Положению вначале получают паспорт и только потом обращаются в соответствующую налоговую для того, чтобы в него внесли отметку о праве совершать платежи по серии и номеру документа.

** Государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов.

Следовательно, на сегодня возникает острая необходимость урегулировать взаимодействие органов миграционной службы и ЦПАУ с ГФСУ в этой части.

Ведь налоговики, перед тем как разрешить «жить» физлицу без идентификационного кода, должны проверить свои реестры. Если у физлица он есть (т. е. внесен в ГРФЛ), код нужно аннулировать, а в отдельный раздел ГРФЛ внести данные о номере пластикового паспорта.

Уведомление об отказе от идентификационного кода (форма № 1П) подается лично физлицом в контролирующий орган и при предъявлении паспорта гражданина Украины

То есть подать это самое уведомление по форме № 1П в органы миграционной службы не получится. Ведь порядка взаимодействия в таких случаях не существует. Да и пойти в налоговую с целью отказаться от идентификационного кода нельзя, так как необходимо будет предъявлять паспорт, которого еще нет.

Если у вас код был и до обмена (т. е. в паспорте-книжечке есть соответствующая отметка), то проблем возникнуть не должно. Вы подаете свой старый паспорт, и данные переносятся уже в новый.

А вот если у вас есть идентификационный код, но вы хотите от него отказаться, то здесь придется побегать. Вначале отказаться от налогового номера и поставить отметку в старом паспорте у налоговиков, а уж затем отправляться в органы миграционной службы за получением заветного кусочка пластика.

Кроме того, дальнейшие манипуляции с идентификационным кодом будут сопряжены с некоторыми неудобствами. Если раньше, получая или отказываясь от налогового номера, вы обращались только в налоговую, то теперь вам необходимо будет идти и к фискалам, и в органы миграционной службы (или ЦПАУ). Причина в том, что идентификационный код будет значиться непосредственно на пластиковой карте среди «видимых» данных (см. выше).

Срок действия ID-паспорта. В отличие от старого доброго паспорта-книжечки, срок действия пластикового «собрата» ограничен.

Паспорт, выданный в период с 14 до 18 лет, действует 4 года, а выданный после совершеннолетия — 10 лет

Таким образом, после истечения указанных сроков вам снова придется обращаться в ГМС по месту регистрации или в соответствующий ЦПАУ.

ID-паспорт учредителя. Учредитель вашего предприятия «впереди планеты всей» все-таки сменил бумажный паспорт на пластиковый?

Предприятию (читай: бухгалтеру или юристу ☹) придется еще и позаботиться об актуализации данных в ЕГР* и уставных документах (если в них также фигурируют реквизиты паспортного документа прогрессивного учредителя юрлица). Причина в том, что при формировании пластикового паспорта привычных серии и номера уже не будет. ID-паспорт имеет свой специфический номер.

* Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.

Однако для начала учредитель как физическое лицо должен внести данные о новом паспорте в ГРФЛ. Для чего подать заявление по форме № 5ДР или № 5ДРП (для физлиц, которые по религиозным соображениям отказались от идентификационного кода). К слову, это же касается и ФЛП со свеженьким ID-паспортом.

Затем нужно будет внести изменения в устав юрлица (опять же если паспортные данные фигурируют в уставном документе) и подкорректировать данные в ЕГР.

Для этого вам необходимо:

1) провести собрание учредителей, на котором принять решение об актуализации данных в ЕГР, и утвердить новую редакцию устава (если в уставе упоминаются паспортные данные);

2) подать государственному регистратору:

а) заявление (форма 3);

б) протокол общего собрания учредителей, где зафиксированы решения по вопросам, о которых мы сказали выше;

в) новую редакцию устава (при необходимости вносить изменения еще и в уставные документы).

Кстати, паспортные данные в ЕГР фигурируют и у бенефициарного собственника-контролера. Так что если ваш учредитель еще и бенефициар, то придется также вносить изменения в ЕГР и по этому поводу.

Директора и подписанта изменения не коснутся. Их паспортные данные в ЕГР не фигурируют. Если, конечно, у директора и подписанта есть идентификационный код.

А что нам за это будет?

Если говорить о замене старого паспорта на пластиковый, то ответственности никакой не предусмотрено. Законодатель не установил ни обязательного обмена старых паспортных документов на новые, ни предельных сроков для такой процедуры.

Ребенок на сегодняшний день при достижении 14 лет паспорт не получил? В таком случае его законному представителю «светит» предупреждение согласно ч. 1 ст. 197 КоАП. Если же законного представителя уже привлекали по ч. 1 этой статьи в течение года — тогда ему грозит штраф в размере от 17 грн. до 51 грн. по ч. 2 ст. 197 КоАП.

Кроме того, физлицо (в том числе ФЛП или учредитель предприятия как физлицо), не откорректировавшее данные в налоговой, «попадает» на финансовую ответственность в соответствии с п. 119.1 НКУ (ср. ). Санкция составляет: 85 грн. — для первого правонарушения; 170 грн. — если лицо уже привлекалось к ответственности по п. 119.1 НКУ в течение года.

Если учредитель сменил паспортные документы, но при этом не были внесены изменения в ЕГР или устав, то прямой ответственности не предусмотрено. Об этом в отношении устава шла речь еще в письме Государственной регистрационной службы от 31.12.2014 г. № 1957/19-14-7.2. И финансовая ответственность предприятию в таком случае не грозит. Ведь данные об учредителе, внесенные в ЕГР, в налоговые базы данных переносятся автоматически. А нет данных в ЕГР — значит и к предприятию вопросов нет.

Учредитель — «многостаночник» ☺, числится и директором, и лицом, на которое возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета по базе налоговиков? Да еще имеет право осуществлять расчеты по паспорту? В таком случае внесение записи в ЕГР без подачи заявления по форме № 1-ОПП в отношении данных о лице, на которое возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета, грозит санкциями по НКУ.

За невнесение изменений в данные соответствующего налогового реестра предприятию грозит финансовая санкция согласно п. 117.1 НКУ: 510 грн. — для первого правонарушения; 1020 грн. — если нарушение не устранено или предприятие уже привлекалось в течение года на основании п. 117.1 НКУ.

Такие же негативные последствия могут наступить, если вы не подали форму № 1-ОПП в отношении директора (отказавшегося от идентификационного кода), который является еще и лицом, на которое возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета.

В итоге, как это часто случается, ID-паспорт — идея замечательная и прогрессивная, однако реализация этой идеи в Украине пока «хромает». Надеемся, что процедурные пробелы будут устранены, и мы в ближайшем будущем ощутим на себе все прелести жизни с паспортом в форме ID-карточки.

выводы

  • Паспорта в форме книжечки являются бессрочными.
  • Замена «старого» паспорта на ID-паспорт происходит в рамках внесения изменений в паспортные данные (например, смена фамилии) или при восстановлении в результате утери.
  • Паспорт, выданный в период с 14 до 18 лет, действует 4 года, а выданный после совершеннолетия — 10 лет.
  • Граждане, которым исполнилось 18 лет, могут внести в ID-паспорт ЭЦП.
  • Получение учредителем зарегистрированного предприятия ID-паспорта требует актуализации данных о юрлице в ЕГР.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше