Торговая точка: нужна ли КК?

В избранном В избранное
Печать
Войтенко Татьяна, налоговый эксперт, Голенко Александр, шеф-редактор
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2018/№ 64
На нашем предприятии есть торговая точка. Обязательно ли вести кассовую книгу в таком подразделении или достаточно одной в кассе предприятия?

В «наличном» плане торговая точка является обособленным подразделением предприятия. Ведь по требованиям п.п. 2 п. 3 Положения № 148 обособленными признают как собственно обособленные подразделения в понимании ГКУ и ХКУ (информация о них попадает в ЕГР), так и другие структурные подразделения предприятия.

А значит, все торговые объекты, которые осуществляют операции с наличкой (в том числе расчеты с покупателями с использованием РРО), для целей Положения № 148 являются обособленными подразделениями.

По правилам п. 39 Положения № 148 все поступления и выдачу наличности в национальной валюте отражают в кассовой книге. Ее типовая форма № КО-4 приведена в приложении 5 к Положению № 148. Именно эту форму кассовой книги обязательно следует применять с 1 июля 2018 года (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 47, с. 3). При этом

каждое предприятие, имеющее кассу, ведет только одну кассовую книгу для учета операций с наличностью в национальной валюте (без учета касс обособленных подразделений)

Что касается кассовой книги у обособленных подразделений, то вопрос ее наличия п. 39 Положения № 148 решает так:

обязаны вести — обособленные подразделения, которые принимают наличность за проданную продукцию (товары, работы, услуги) с оформлением приходных кассовых ордеров (ПКО), а также выдают наличность (на выплаты, связанные с оплатой труда, на производственные/хозяйственные нужды и другие операции) по расходным кассовым ордерам и ведомостям;

могут не вести — обособленные подразделения, которые проводят наличные расчеты через РРО/РК с КУРО, но не принимают и не выдают наличность по кассовым ордерам. Для подтверждения факта оприходования налички таким «обособленцам» достаточно распечатать и вклеить Z-отчет/занести данные РК в КУРО. Правда, это послабление для них работает только с 1 июня 2018 года. А вот в период с 05.01.2018 г. и до 01.06.2018 г. «обособленную» кассовую книгу подразделения, сдававшие выручку непосредственно в банк, должны были иметь. Подробнее см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 47, с. 3, № 15, с. 8.

Выходит, в обособленном подразделении обязательно должна быть кассовая книга только в том случае, когда оно принимает/выдает наличку по кассовым ордерам. В противном случае торговой точке «обособленная» кассовая книга не нужна. Солидарны с этим и налоговики (см. БЗ 109.15). Правда, в консультации они упоминают «торговые объекты, не являющиеся обособленными подразделениями предприятия». Хотя для налично-кассовых целей, как мы выяснили, все торговые точки — это те же обособленные подразделения. Поэтому на них в полной мере распространяются все «обособленные» правила.

Соответственно ни к чему кассовая книга торговой точке, если она:

1) проводит наличные РРО-расчеты с КУРО;

2) не принимает/не выдает наличность по кассовым ордерам.

При этом если обособленное подразделение сдает выручку:

1) в «центральную» кассу — головное предприятие приходует у себя в кассе эту наличность: составляет ПКО и на его основании вносит запись в свою кассовую книгу;

2) в банк самостоятельно, через инкассаторов или программно-технические комплексы самообслуживания — головное предприятие у себя в кассовой книге эту наличность не показывает, поскольку она непосредственно в его кассу не поступает (она попадет на счет предприятия в безналичной форме).

И в том, и в другом случае для полного оприходования выручки достаточно того, чтобы обособленное подразделение в день ее получения распечатало Z-отчет и вклеило его в КУРО.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить