Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Юридическое будущее: что нам предначертано нардепами

Амброзяк Наталья, юрист
Налоги & бухучет Декабрь, 2018/№ 104-105
Печать
Из предыдущих статей стало ясно, что нас ждет на поприще налогов и сборов. В этом же материале разберемся с другими юридическими нормами, вступающими в силу и утрачивающими ее в первые месяцы 2019 года. Предлагаем вам ознакомиться со сборной «солянкой» основных изменений в различных сферах. Что ж, не будем терять ни минуты. Заглянем в свое ближайшее будущее.

Мораторий на проверки

Первое и, наверное, одно из самых важных изменений. С 01.01.2019 г. утратит силу Закон Украины «О временных особенностях осуществления мер государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 03.11.2016 г. № 1728-VIII, устанавливающий мораторий на плановые мероприятия по контролю и особый порядок внеплановых мер. А вместе с ним и перечень органов, на которые этот Закон не распространяется* (п. 2 постановления КМУ от 18.12.2017 г. № 1104).

* См. подробнее в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 3, с. 5 и 2018, № 19 -20, с. 3.

Это означает, что

в 2019 году моратория на плановые проверки и особый порядок внеплановых мероприятий по контролю нет

Теперь положения о проверках заработают в полную мощь. Однако не стоит забывать о нормах общего Закона Украины «Об основных принципах осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V. Хотя и без нюансов не обходится. Но это, как говорится, уже совсем другая история...

Ответственность

На изменениях, связанных с ответственностью, о которых вы уже смогли прочесть на с. 29 этого номера, корректировки в этой сфере не заканчиваются. В частности, с 01.01.2019 г. начнут действовать новые суммы админштрафов, а в отдельных случаях даже новые и модифицированные составы админнарушений в других отраслях, например, в «лесной». Также здесь зацепили уголовную ответственность. Соответствующие изменения внесены Законом Украины от 06.09.2018 г. № 2531-VIII.

Лесоматериалы. Админответственность. С 01.01.2019 г. ужесточится админответственность в сфере лесного хозяйства.

Так, за незаконную вырубку, повреждение и уничтожение лесных культур и молодняка (Законом № 2531 от 06.09.2018 г. № 2531-VIII. сюда добавили перевозку, хранение незаконно срубленных деревьев или кустарников) по ч. 1 ст. 65 КоАП будет налагаться штраф: на граждан — от 15 до 30 ннмдг** (255 — 510 грн.), на должностных лиц — от 75 до 150 ннмдг (1275 — 2550 грн.). А также вводится ответственность за повторное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 65 КоАП. Штраф будет составлять: для граждан — от 30 до 60 ннмдг (510 — 1020 грн.), для должностных лиц — от 300 до 600 ннмдг (5100 — 10200 грн.).

** Не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

За уничтожение или повреждение полезащитных лесных полос и защитных лесных насаждений (ст. 651 КоАП) будет налагаться штраф: на граждан — от 15 до 30 ннмдг (255 — 340 грн.), на должностных лиц — от 35 до 60 ннмдг (595 — 1020 грн.).

За повреждение леса сточными водами, химвеществами, нефтью и нефтепродуктами, вредными выбросами, отходами и отбросами (ст. 72 КоАП) будет налагаться штраф: на граждан — от 30 до 90 ннмдг (510 — 1530 грн.), на должностных лиц — от 150 до 250 ннмдг (2550 — 4250 грн.).

Повреждение или незаконная вырубка деревьев и кустарников за пределами населенных пунктов, которые не отнесены к лесному фонду, теперь тоже будет караться. Соответствующие изменения в ст. 153 КоАП также начнут действовать с 01.01.2019 г.

Санкция по ст. 153 КоАП предусматривает штраф: на граждан от 10 до 30 ннмдг (170 — 510 грн.), а на должностных лиц или ФЛП — от 30 до 50 ннмдг (510 — 850 грн.).

Лесоматериалы. Уголовная ответственность. Уголовная ответственность за незаконную вырубку леса (ст. 246 УКУ) тоже подкорректирована.

С января 2019 года будет караться не только незаконная вырубка деревьев или кустарников в лесах, защитных и других лесных насаждениях. Также под уголовную ответственность попадут перевозка, хранение и сбыт незаконно срубленных деревьев или кустарников, причинившие существенный ущерб.

При этом существенным будет считаться:

1) ущерб, превышающий налоговую социальную льготу, рассчитанную по п.п. 169.1.1 НКУ, 2000 и более раз, или

2) иной существенный ущерб, причиненный окружающей природной среде в части обеспечения эффективной охраны, надлежащей защиты, рационального использования и воспроизводства лесов.

То есть во многом отнесение того или иного ущерба к существенному все же будет зависеть от судьи. Однако, в отличие от действующей редакции, есть определенные ориентиры.

Кроме того, санкции, предусмотренные ст. 246 УКУ, ужесточили. Увеличили суммы штрафов за:

— незаконную вырубку по ч. 1 ст. 246 УКУ (с 5100 — 8500 грн. до 17000 — 25500 грн.);

— те же действия в заповедниках или на территориях либо объектах природно-заповедного фонда или в других особо охраняемых лесах по ч. 3 ст. 246 УКУ (с 5100 — 8500 грн. до 25500 — 34000 грн.).

Увеличили и сроки ограничения и лишения свободы за повторное совершение преступления по ч. 1 ст. 246 УКУ или по предварительному сговору группой лиц (с ограничения (лишения) свободы на 2 — 5 лет до ограничения (лишения) свободы на 3 — 5 лет).

И добавили ч. 4 ст. 246 УКУ (действия, предусмотренные ч. 1, 2 и 3 ст. 246 УКУ, если они повлекли за собой тяжкие последствия), санкция по которой предусматривает лишение свободы на срок от 5 до 7 лет.

При этом тяжкими последствиями будут считаться те, которые в 5000 раз и более превышают налоговую социальную льготу, рассчитанную в соответствии с п.п. 169.1.1 НКУ.

Также с 01.01.2019 г. начнет действовать совершенно новая ст. 2011 УКУ. Она устанавливает ответственность за перемещение через таможенную границу Украины вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля лесоматериалов или пиломатериалов ценных и редких пород деревьев, необработанных материалов, а также других лесоматериалов, запрещенных к вывозу за пределы таможенной территории Украины.

Минимальная санкция (по ч. 1 ст. 2011 УКУ)лишение свободы на срок от 3 до 5 лет.

Как понять, что порода дерева ценная и редкая? Примечание к ст. 2011 УКУ отсылает нас к ст. 1 Закона Украины от 08.09.2005 г. № 2860-IV. Среди ценных пород, например, акация, вишня, груша, орех, ясень и т. д. Преступления по ст. 2011 УКУ будут расследоваться следователями органов безопасности. Соответствующая редакция ч. 2 ст. 216 Уголовного процессуального кодекса Украины начнет действовать уже с января 2019 года.

Во власти Фемиды

Судопроизводство. Еще 01.12.2018 г. в газете «Голос Украины», 2018, № 229 (6984) была опубликована информация о начале работы Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы (ЕСИТС)*.

* См. также по ссылке: https://court.gov.ua/press/news/611254/.

Событие важное, поскольку именно от него зависит старт отсчета сроков вступления в силу достаточно большого количества изменений в процессуальные кодексы.

ЕСИТС начнет функционировать в тестовом режиме с 01.01.2019 г.

Полномасштабный же переход в «виртуальную реальность» должен произойти через 90 дней после публикации информации в газете «Голос Украины», о которой мы сказали выше (т. е. с 01.03.2019 г.).

Вопрос «электронного» суда — тема для отдельной статьи. Здесь лишь обратим внимание на несколько самых, на наш взгляд, значимых моментов.

Во-первых, с момента, когда полноценно заработает ЕСИТС, апелляционные жалобы можно будет подавать только в соответствующий апелляционный суд (а не как это было ранее — через суд первой инстанции, принявший обжалуемое решение).

Во-вторых, стороны, добровольно зарегистрировавшие свои официальные электронные адреса в ЕСИТС, будут получать процессуальные документы в электронном виде. Также через ЕСИТС процессуальные документы можно будет направлять в суд. При этом участники процесса не лишаются права подавать документы в бумажном виде (ч. 8 ст. 18 КАСУ, ч. 8 ст. 6 ХПКУ, ч. 8 ст. 14 ГПКУ).

К слову, в ЕСИТС обязательно должны будут зарегистрировать свои официальные электронные адреса адвокаты, нотариусы, частные исполнители, судебные эксперты, арбитражные управляющие, госорганы и органы местного самоуправления, хозсубъекты гос- и коммунальной формы собственности (ч. 6 ст. 18 КАСУ, ч. 6 ст. 6 ХПКУ, ч. 6 ст. 14 ГПКУ).

Также процессуальные документы можно будет получить дополнительно в бумажном виде, но по отдельному заявлению (ч. 7 ст. 18 КАСУ, ч. 7 ст. 6 ХПКУ, ч. 7 ст. 14 ГПКУ).

Судебный сбор. Законом № 2628 снижается ставка максимального размера судебного сбора за иски имущественного характера в административном суде, которые подаются юридическими лицами. Теперь максимально возможный судебный сбор будет составлять не 350 ПМТЛ* (в 2018 году — 616700 грн.), а 10 ПМТЛ (в 2019 году — 19210 грн.). Как говорится, радость пришла откуда не ждали.

* Прожиточный минимум для трудоспособных лиц.

Исполнительное производство. Начало принудительного исполнения решения в Законе Украины «Об исполнительном производстве» от 02.06.2016 г. № 1404-VIII с 01.01.2019 г. тоже претерпит изменения.

Так, если в исполнительном документе о взыскании долга указано о начислении процентов или пени до момента исполнения решения, именно исполнитель в постановлении об открытии исполнительного производства будет рассчитывать сумму таких процентов (пени).

Кроме того, до окончания исполнительного производства исполнитель по заявлению взыскателя будет перечислять размер окончательной суммы процентов (пени), которые подлежат взысканию с должника, не позднее следующего дня со дня поступления заявления взыскателя о таком перерасчете. Об этом исполнитель должен сообщить должнику не позднее следующего дня после осуществления перерасчета.

ЖКХ и управление многоэтажкой

С 01.01.2019 г. начнут действовать некоторые нормы Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 09.11.2017 г. № 2189-VIII.

Монетизация льгот и субсидий. Должна начать функционировать так называемая монетизация льгот и субсидий на оплату ЖК-услуг. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 11 «жилищно-коммунального» Закона предусмотренные законодательством

льготы и субсидии на оплату ЖК-услуг будут выплачиваться потребителю в денежной форме в порядке, установленном КМУ

Видимо, в связи с этим событием утрачивает силу постановление КМУ от 13.11.2013 г. № 860 в части предоставления льгот и субсидий для возмещения затрат на содержание домов и сооружений, а также придомовых территорий жильцами жилых домов, в которых созданы ОСМД** (ЖСК).

** Объединение совладельцев многоквартирного дома.

Управление многоквартирным домом. Изменения также коснутся управляющих компаний (т. е. компаний, которые управляют многоквартирными домами).

В частности, управитель-юрлицо обязано будет иметь в штате как минимум одного наемного работника, прошедшего профессиональную аттестацию на соответствие квалификационным требованиям профессии «менеджер (управитель) жилого дома (группы домов)». В то же время управитель-ФЛП обязан будет самостоятельно пройти такую профаттестацию или, как и юрлицо, иметь в штате как минимум одного аттестованного «менеджера...». Причем, судя по формулировкам, оформлять такого специалиста можно будет только по трудовому договору.

К слову, Порядок осуществления профессиональной аттестации по профессии «менеджер (управитель) жилого дома (группы домов)», утвержденный постановлением КМУ от 28.11.2018 г. № 1010, вступил в силу с 06.12.2018 г.

Обратите внимание: требование о квалифицированных менеджерах, прошедших аттестацию, не касается ОСМД.

Понятие «управитель» не включает ОСМД, так как в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона Украины от 14.05.2015 г. № 417-VIII управителем является субъект предпринимательской деятельности, а объединение — это неприбыльная организация (часть седьмая ст. 4 Закона Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» от 29.11.2001 г. № 2866-ІІІ).

И еще...

Дарение валютных ценностей. С 01.01.2019 г.

нотариальному удостоверению будет подлежать договор дарения валютных ценностей на сумму более 850 грн. только между физическими лицами

Юридические лица теперь могут вздохнуть спокойно. Договоры дарения валютных ценностей между юрлицами, а также между физическим и юридическим лицом нотариальному удостоверению больше подлежать не будут.

Напомним: на сегодняшний день договоры дарения валютных ценностей свыше 850 грн. подлежат нотариальному удостоверению вне зависимости от статуса сторон такого договора.

Учтите: отмена нотариального удостоверения не означает отмены письменной формы договора дарения валютных ценностей. Ведь общие положения ГКУ о форме договора остались прежними. Речь идет об обязательной письменной форме договоров между юрлицами, между физлицом и юрлицом, а также договоров дарения с обязательством передать дар в будущем.

Устно можно заключить договор между юрлицом и физлицом, если обязательства по договору дарения будут полностью выполняться в момент его заключения. Не забывайте, что к валютным ценностям относятся, в частности, гривни (п. 1 ст. 1 Декрета № 15-93). И с введением в силу Закона о валюте ситуация не изменится (см. п. 4 ч. 1 ст. 1 этого Закона).

Внутреннее потребление лесоматериалов. С 01.01.2019 г. будут введены ограничения на внутреннее потребление необработанных лесоматериалов. Соответствующую статью добавили в «лесо-предпринимательский» Закон Украины от 08.09.2005 г. № 2860-IV (ср. 025069200). Так, в течение срока действия запрета на вывоз в режиме экспорта необработанных лесоматериалов (код 4403 УКТ ВЭД) устанавливается ограничение в размере 25 млн куб. м в год. При этом такое ограничение не будет зависеть от объема внутреннего потребления отечественных необработанных лесоматериалов в предыдущем году.

Платежные признаки и обмен банкнот. С 02.01.2019 г. вступают в силу новые Правила определения платежных признаков и обмена банкнот, разменных и оборотных монет национальной валюты Украины, утвержденные постановлением правления НБУ от 03.12.2018 г. № 134. В свою очередь, одноименные Правила, утвержденные постановлением правления НБУ от 23.10.2013 г. № 422, утратят свою силу. В чем же разница?

Например, в соответствии с п. 7 Правил № 134 проверять на изношенность банкноты (монеты) во время их принятия должны банки, небанковские финучреждения и национальный оператор почтовой связи. А в соответствии с пока еще действующими Правилами № 422 такую проверку обязаны были проводить только банки (п. 3 разд. ІІ Правил № 422).

Производство коньяка. Начало 2019 года также ознаменуется урегулированием правил производства в некоторых сферах. Так, с 10.02.2019 г. вступают в силу Правила производства коньяков Украины, утвержденные приказом Минагрополитики от 27.12.2017 г. № 702.

Вот и все. С основной частью юридических изменений разобрались. Можем двигаться дальше.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше