Мораторий на проверки — 2018: что изменилось

Амброзяк Наталья, юрист
Налоги & бухучет Январь, 2018/№ 03
В избранном В избранное
Печать
Закон Украины от 07.12.2017 г. № 2246-VIII

вывод документа

До конца текущего года продлен мораторий на проверки

Напомним: суть моратория заключалась в том, что полный запрет налагался на проведение плановых мероприятий надзора (контроля), а внеплановые проводились на основаниях, перечисленных в Законе Украины от 03.11.2016 г. № 1728-VIII (далее — Закон о моратории)*, а именно:

* Обратите внимание: Закон о моратории оперирует понятием, которое охватывает не только проверки, но и ревизии, осмотры, обследования и иные формы, установленные законом.

1) обоснованное обращение физлица (при согласовании с ГРС**). ГРС «дает добро» на проверку в течение 5 дней со дня получения документов от контролирующего органа. Соответствующее решение публикуется на официальном сайте регуляторной службы до начала проведения проверки. Хозсубъект знакомится с решением ГРС. Проверяемому обязательно предоставляется копия такого решения.

** Государственная регуляторная служба Украины.

В противном случае субъект хозяйствования имеет право не допустить контролирующий орган к проверке;

2) письменное заявление хозсубъекта о проведении проверки по собственному желанию;

3) решение суда;

4) авария, смерть потерпевшего вследствие несчастного случая, который был связан с деятельностью хозсубъекта.

Однако был перечень органов, на которых действие Закона о моратории не распространялось, равно как и все установленные этим нормативно-правовым актом ограничения. Среди таких «исключительных» органов, в частности, были и ГФСУ, и Гоструда, и Госэкоинспекция***.

*** См. подробнее в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 11, с. 22.

Что поменялось?

Казалось бы, нюансы, но они ощутимо влияют на положение дел.

Во-первых, добавилось несколько оснований для проведения внеплановых мероприятий:

вывод документа

в случае наступления события, которое имеет значительное негативное влияние в соответствии с критериями, утвержденными КМУ, на права, законные интересы, жизнь и здоровье, защиту окружающей среды и обеспечение безопасности государства

На сегодня таких критериев нет. Значит, формально пока их не будет, то и такое основание применить нельзя.

Вполне возможно, что при разработке критериев за основу возьмут практику применения поручений Премьер-министра Украины о проведении внеплановых проверок на основании ч. 1 ст. 6 Закона Украины от 05.04.2007 г. № 877-V (далее — Закон № 877).

Ведь причиной предоставления такого поручения тоже являются негативные события, о которых мы сказали выше.

вывод документа

для проверки выполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или иных распорядительных документов по поводу устранения нарушения требований законодательства, выданных по результатам проведения предыдущего мероприятия органом госнадзора (контроля)

Соответственно, если к вам заглядывали в гости контролеры из перечня, который некогда предусматривался в ст. 6 Закона о моратории, да еще и «подарочек» оставили (например, предписание), то вполне возможно, что в 2018 году они могут вернуться с внеплановым контрольным мероприятием.

Во-вторых, изменился принцип определения сферы распространения Закона о моратории.

вывод документа

Действие Закона о моратории не распространяется на отношения, возникающие во время проведения мероприятий надзора (контроля) органами, перечень которых устанавливается КМУ (ст. 6 Закона о моратории)

Как видите, теперь перечень «внемораторных» ☺ контролеров, на которых Закон о моратории не действует, устанавливает Кабмин.

Поэтому формально нет перечня — нет и исключений. А нет исключений, значит, пока приходить с плановыми проверками ни один орган госвласти или орган местного самоуправления не может. Внеплановые же мероприятия ограничены основаниями, предусмотренными Законом о моратории.

Однако учтите: Кабмин со своими актами работает намного оперативнее (естественно, когда это необходимо ☹), чем Верховная Рада.

Предполагаем, что в перечень исключений попадут все те, кто был в ст. 6 Закона о моратории в предыдущей редакции. Но говорить о чем-либо наверняка пока рано.

Почему под «раздачу» попадают и ГФСУ с Гоструда? Закон о моратории в ст. 1 указывает на то, что термин «органы государственного надзора (контроля)» употребляется в значении Закона № 877).

В свою очередь, ст. 1 Закона № 877 в качестве органа государственного надзора (контроля) определяет уполномоченные законом центральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, государственные коллегиальные органы, органы исполнительной власти АРК, местные госадминистрации, органы местного самоуправления.

И ГФСУ, и Гоструда являются центральными органами исполнительной власти*. К слову, на эти органы распространяются положения Закона № 877 (см. ст. 2).

* См. п. 1 Положения о ГФСУ, утвержденного постановлением КМУ от 21.05.2014 г. № 236, и п. 1 Положения о Гоструда, утвержденного постановлением КМУ от 11.02.2015 г. № 96, соответственно.

Если же брать те отношения, на которые Закон № 877 не распространяется (валютный контроль, таможенный контроль на границе, государственный экспортный контроль, контроль за бюджетным законодательством, банковский надзор, госнадзор за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, государственный надзор (контроль) в сфере телевидения и радиовещания), то на сегодняшний день ситуация следующая. Проверять даже по этим вопросам госорганы должны с учетом положений Закона о моратории, но не учитывая правил, заложенных в Законе № 877 (ср. 025069200).

В-третьих, на КМУ возложили обязательства по разработке актов в сфере реформирования госнадзора (контроля).

вывод документа

КМУ до 01.07.2018 г. должен разработать и утвердить концепцию и план мероприятий по реформированию системы государственного надзора (контроля) с целью внедрения риск-ориентированного подхода к осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля) во всех сферах хозяйственной деятельности (п. 4 ст. 7 Закона о моратории)

При этом, если читать этот пункт буквально, приходим к выводу, что ни о сроках разработки критериев, ни о сроках установления перечня органов-исключений речи не идет.

Надеемся, что, по крайней мере, с перечнем контролирующих органов Кабмин затягивать не будет.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити всього за 10 грн
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд