Как считать «нерезидентские» разницы: мнение ГФСУ

В избранном В избранное
Печать
Ольховик Ольга, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Февраль, 2018/№ 11
Письмо ГФСУ от 11.12.2017 г. № 2924/6/99-99-15-02-02-15/ІПК

вывод документа

Если расходы на приобретения у «низконалогового» нерезидента соответствуют ценам, определенным по принципу «вытянутой руки» (в том числе если такая операция является контролируемой), плательщик имеет право не корректировать финрезультат только по итогам отчетного года. При этом он обязан корректировать его по итогам 1 квартала, полугодия и 9 месяцев

В комментируемом письме налоговики говорят об одной из налоговых разниц, предусмотренных п.п. 140.5.4 НКУ. А именно: о необходимости увеличить финрезультат на 30 % стоимости товаров (в том числе необоротных активов, работ и услуг), приобретенных у «особенных» нерезидентов (в том числе связанных). «Особенным» для целей применения этой нормы нерезидент является в том случае, если он зарегистрирован в одной из «низконалоговых» стран, перечень которых утверждается Кабмином (с 2018 года вступил в силу перечень, утвержденный правительственным постановлением от 27.12.2017 г. № 1045, до этого действовало соответствующее распоряжение КМУ от 16.09.2015 г. № 977-р).

Напомним, что согласно п.п. 140.5.4 НКУ эта разница не считается, если такие приобретения являются:

1) операциями из п. 140.2 или п.п. 140.5.6 НКУ;

2) контролируемыми операциями;

3) неконтролируемыми операциями, сумма которых подтверждается плательщиком по ценам, определенным по принципу «вытянутой руки» согласно процедуре из ст. 39 НКУ, но без предоставления отчета.

Вот в отношении этих-то разниц налоговики и сделали вышеозвученный вывод. Причем случайной такую их версию прочтения п.п. 140.5.4 НКУ назвать нельзя. Ведь разъяснение с аналогичным выводом содержит и БЗ в категории 102.13.

Обосновывают такую точку зрения фискалы очень просто: поскольку определить, является ли операция контролируемой, плательщик может только по итогам года, то и решение о неувеличении финрезультата он может принять только после подведения годовых итогов. Поэтому квартальщики, по мнению налоговиков, при составлении промежуточных «прибыльных» деклараций должны увеличить финрезультат на 30 % стоимости всех приобретений у «низконалоговых» нерезидентов (за исключением операций из п. 140.2 или п.п. 140.5.6 НКУ). А по итогам года — уменьшить финрезультат, если такие приобретения оказались контролируемыми или их сумма подтверждена по процедуре из ст. 39 НКУ, но без предоставления отчета.

Правда, почему плательщик не может подтвердить «обычность» цен (по процедуре из ст. 39 НКУ, но без предоставления отчета) уже по итогам квартала, а благодаря этому — не увеличивать и квартальный финрезультат, неясно. Ведь действительно, окажется операция контролируемой или нет, станет известно только после подведения годовых итогов. Но это лишь подтверждает то, что в течение года любую из операций (ведь пока еще все они — неконтролируемые) плательщик может подтвердить по указанной процедуре и разницу не считать.

То есть, на наш взгляд, если плательщик:

1) подтверждает, что цены соответствуют принципу «вытянутой руки» по итогам квартала (а такое право у него, безусловно, есть), то и увеличивать квартальный финрезультат (на сумму всех приобретений у «особенных» нерезидентов — независимо от того, будут они признаны по итогам года контролируемыми операциями или нет) ему не нужно;

2) «обычность» цен не подтверждает, тогда придется ежеквартально увеличивать финрезультат и только по итогам года его можно будет уменьшить на сумму операций, признанных контролируемыми.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить