(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
2/8
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Февраль , 2018/№ 12

Земельный налог — 2018

http://tinyurl.com/y6tb9nob
Начало года — традиционное время, чтобы задуматься об отчетности по плате за землю. Начнем с первой ее составляющей — земельного налога — и вспомним об основных принципах его начисления. Тем более что новое время приносит новые реалии в практику обложения земельным налогом.

В первую очередь констатируем факт: земельный налог является одной из форм платы за землю (п.п. 14.1.147 НКУ). В свою очередь, плата за землю — это одна из составляющих налога на имущество (п.п. 265.1.3 НКУ). Из этого делаем вывод, что сейчас земельный налог является местным (п.п. 10.1.1 НКУ). Поэтому плательщики земельного налога «кормят» местные бюджеты. В чем суть этого налога? Давайте разбираться!

Вспомним вместе, что мы знаем о плательщиках, объекте и базе обложения земельным налогом.

Плательщики налога

Плательщиками земельного налога являются (п.п. 14.1.72 НКУ, п. 269.1 НКУ):

(1) владельцы земельных участков, земельных долей (паев);

(2) постоянные* землепользователи

* Хотя п.п. 269.1.2 НКУ говорит обо всех землепользователях (п.п. 14.1.73 НКУ), из п.п. 14.1.72 НКУ делаем вывод, что платят земельный налог именно постоянные землепользователи. А вот временные землепользователи платят «земельную» арендную плату.

Начнем с землевладельцев. Случаи, когда юрлица могут приобретать в собственность земельные участки для осуществления предпринимательской деятельности, прописаны в ст. 82 ЗКУ. Обязанность по уплате земельного налога возникает у владельцев с момента государственной регистрации права на земельный участок (п. 287.6 НКУ).

Многоквартирные дома. В отношении владельцев земельных участков следует отдельно упомянуть некоторые случаи. Так, налоговики в своей консультации из БЗ, подкатегория 112.01 утверждают, что плательщиками земельного налога за земельные участки под многоквартирными жилыми домами являются лица, которым такие земельные участки в соответствии с нормами ЗКУ передаются в собственность или в постоянное пользование. То есть предприятия, учреждения и организации, которые осуществляют управление этими домами, а также объединения домовладельцев. Владельцы квартир (жилых помещений) в многоквартирных жилых домах не являются плательщиками земельного налога в бюджет за земельные участки под такими домами.

По общему принципу п. 287.1 НКУ обязанность по уплате земельного налога в ОСМД, ЖСК или другие управляющие компании возникает с момента государственной регистрации ими права на такой земельный участок (см. консультацию из БЗ, подкатегория 112.05). Обратите внимание: к управителям право собственности на земельные участки не переходит, оно им предоставляется (например, органами местного самоуправления). Такие управители должны платить земельный налог со всей площади земельных участков под многоквартирными жилыми домами с учетом придомовой территории, которые по данным государственного земельного кадастра находятся у таких лиц в собственности или пользовании (см. другую консультацию из БЗ, подкатегория 112.05). При этом владелец нежилого помещения в многоквартирном жилом доме платит в бюджет налог за площади под такими помещениями с учетом пропорциональной части придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество (п. 287.8 НКУ).

А если субъект хозяйствования имеет паспорт привязки временного сооружения (киоск, торговая палатка и т. п.), то он, по мнению фискалов, должен иметь и правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором такое временное сооружение расположено. Именно исходя из этих правоустанавливающих документов владелец киоска или палатки будет рассчитывать земельный налог (см. консультацию из БЗ, подкатегория 112.01).

Теперь о землепользователях. Постоянные землепользователи — это те, кто имеет бессрочное право владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности (ч. 1 ст. 92 ЗКУ). Перечень предприятий, которые приобретают право на постоянное землепользование, определен ст. 92 ЗКУ.

Единоналожники. Кроме того, разд. XIV НКУ устанавливает дополнительные особенности по уплате земельного налога теми субъектами хозяйствования, которые являются «упрощенцами» (п. 269.2 НКУ). Обращаем внимание единоналожников первой — третьей групп на то, что

они освобождаются от уплаты земельного налога только при условии, что земельные участки, которые находятся в их собственности, используются для осуществления хозяйственной деятельности

А в случае единоналожников четвертой группы — если земля используется для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства (п.п. 4 п. 297.1 НКУ).

При этом единоналожники подают в контролирующие органы по местонахождению земельных участков копии правоустанавливающих документов на земельные участки (свидетельство о праве собственности или пользования земельным участком) (см. консультацию из БЗ, подкатегория 112.04). В случае временного прекращения хозяйственной деятельности юрлицам разрешено все равно не платить земельный налог за такие участки. А вот ФЛП-единоналожники, которые временно прекращают свою деятельность, уплачивают его на общих основаниях. И даже строительство на земельном участке производственных объектов ФЛП-единоналожника от уплаты земельного налога не освобождает (см. консультации из БЗ, подкатегория 112.01).Такая разница в разъяснениях объясняется тем, что фискалы настойчиво предлагают ФЛП уплачивать земельный налог как «гражданским» физлицам — без декларации, на основании налоговых уведомлений-решений. Чтобы ФЛП-единоналожники не уклонились от уплаты земельного налога на основании п.п. 4 п. 297.1 НКУ, им предоставляются такие строгие разъяснения.

Оформление прав. Наконец, многие предприятия в нашей стране не оформляют в соответствии с законодательством право собственности или пользования землей. Налоговики отмечают: для юрлица неоформление права собственности на землю является нарушением, ответственность за которое установлена ст. 144 ЗКУ (ср. 025069200). Исходя из этого налоговики требуют от такого предприятия обратиться в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления для оформления и регистрации права собственности на соответствующие земельные участки (см. консультацию в БЗ, подкатегория 112.01). Что же касается собственно налога, то он уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на такой земельный участок.

Сейчас фискалы тоже с этим соглашаются. Они заявляют, что отчуждение недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, без переоформления прав собственно на этот участок не прекращает обязанности предыдущего владельца уплатить земельный налог (см. письмо ОКП ГФС от 22.12.2017 г. № 3115/ІПК/28-10-01-03-11 и письмо ГУ ГФС в Запорожской обл. от 02.01.2018 г. № 5/ІПК/08-01-12-03-09).

Кстати, Верховный Суд совсем недавно постановил буквально следующее: отсутствие у истца земельного участка, который находится в собственности или пользовании, доказывает отсутствие обязанности декларировать земельный налог (см. постановление ВСУ от 19.01.2018 г. по делу № К/9901/1182/18*). Поэтому если право собственности или постоянного пользования на землю не оформлено, земельный участок не должен облагаться земельным налогом.

* См. http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/71692686.

И еще. В случае прекращения права собственности или права пользования земельным участком земельный налог уплачивается за фактический период пребывания земли в собственности или пользовании в текущем году (п. 287.1 НКУ). То есть налог уплачивается предыдущим владельцем за период с 1 января 2018 года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанный земельный участок, а новым владельцем — начиная с месяца, в котором у нового владельца возникло право собственности (п. 286.5 НКУ, см. также консультацию из БЗ, подкатегория 112.02).

Объект и база налогообложения

Объектами обложения земельным налогом являются земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, а также земельные доли (паи), находящиеся в собственности (п. 270.1 НКУ).

База налогообложения по-разному определяется для земельных участков, в зависимости от того, была ли проведена их нормативная денежная оценка. Также в зависимости от этого применяются ставки земельного налога (см. рисунок на с. 6).

* Индекс потребительских цен за 2017 год, который используется для определения коэффициента индексации нормативной денежной оценки сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения, применяется со значением 100 процентов (п. 9 подразд. 6 разд. ХХ НКУ).

В придачу к схеме скажем еще несколько слов о новации, установленной Законом № 2245. Плата за землю за земельные участки, предоставленные для железных дорог в пределах полос отведения, горнодобывающим предприятиям для добычи полезных ископаемых и разработки месторождений полезных ископаемых, взимается в размере 25 % налога, исчисленного в соответствии со ст. 274 и ст. 277 НКУ (п. 284.4 НКУ).

Индексация-2017. Также отдельно обращаем внимание на то, что порядок индексации нормативной денежной оценки определен ст. 289 НКУ. Коэффициент индексации нормативной денежной оценки (рассчитанный согласно п. 289.2 НКУ) по состоянию на 1 января 2018 года составляет 1,137 (см. сообщение Госслужбы статистики от 11.01.2018 г., опубликованное на сайте газеты «Урядовий кур’єр»**). Однако переходными положениями НКУ установлено, что индекс потребительских цен за 2017 год, который используется для определения коэффициента индексации нормативной денежной оценки сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения, применяется со значением 100 процентов (п. 9 подразд. 6 разд. ХХ НКУ). Поэтому

** См. https://ukurier.gov.ua/uk/articles/indeks-spozhivchih-cin-u-grudni-2017-roku/.

фактическое значение индекса потребительских цен за 2017 год для индексации нормативной денежной оценки и расчета земельного налога в 2018 году нам не понадобится

Можно просто брать нормативную денежную оценку, которая использовалась в 2017 году (конечно, при условии, что она была определена правильно).

Пересмотр НДО. Часто случается так, что органы местной власти пересматривают нормативную денежную оценку. Заметим: чтобы такое решение применять в плановом году, оно должно быть официально обнародовано не позже 15 июля предыдущего года. В ином случае новое значение нормативной денежной оценки будет применяться не в плановом году, а через год (п. 271.2 НКУ). То есть если решение о новой нормативной денежной оценке обнародовано, например, 8 сентября 2017 года, такая нормативная денежная оценка может применяться лишь начиная с 2019 года.

Однако возможна и другая ситуация. Например, если новая нормативная денежная оценка утверждена до 15.07.2017 г., она должна по общему правилу вступить в силу 01.01.2018 г. Но если местные органы в своем решении установят, что новая нормативная денежная оценка вступает в силу позже, то и рассчитывать земельный налог с ее учетом плательщику нужно начиная с более поздней даты, установленной в решении местной власти. Фискалы соглашаются с этим в своей консультации из БЗ, подкатегория 112.05. Для большей надежности информации об актуальной нормативной денежной оценке земли плательщики могут уже в отчетном (текущем) году, но до предельных сроков подачи декларации, обратиться в Госгеокадастр по поводу предоставления извлечения о размере нормативной денежной оценки. Сейчас заказать такое извлечение можно в онлайн-режиме на сайте Госгеокадастра*. Но прошлогодняя практика показала, что полученные таким образом извлечения часто содержали некорректные данные (см. письмо ОКП ГФС от 24.05.2017 г. № 318 /ІПК/28-10-01-03-11). Поэтому лучше следите за сайтом вашего органа местной власти или за сайтом ГФСУ. Так как начиная с 2018 года ГФСУ обязана не позже 15 июля текущего года обнародовать на своем сайте сводную информацию о проведенной нормативной денежной оценке (п.п. 12.3.3 НКУ).

* См.: https://e.land.gov.ua/.

Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра (п. 286.1 НКУ)

Ставки

Вы, наверное, уже обратили внимание, что НКУ устанавливает лишь определенные «пороги», а вот конкретные значения ставок земельного налога устанавливаются решением органов местной власти. Органы местного самоуправления до 25 декабря года, предшествующего отчетному, подают соответствующему контролирующему органу по местонахождению земельного участка решение о ставках земельного налога и предоставленных льготах по уплате земельного налога юридическим и/или физическим лицам (п. 284.1 НКУ).

Изменение ставки. Но иногда случается так, что органам местной власти вздумается изменить размер ставки земельного налога посредине года. То есть когда 25 декабря предыдущего года уже прошло, а до 25 декабря текущего года еще далеко. Применяются ли новые ставки земельного налога непосредственно в том году, в котором они установлены? Согласно п.п. 12.3.4 НКУ решение об установлении местных налогов и сборов официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов или изменений (плановый период). В противном случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом. Однако п. 3 разд. ІІ Закона № 2245 установлено, что в 2018 году нормы п.п. 12.3.4 НКУ не применяются к решениям об установлении местных налогов и сборов, принятым органами местного самоуправления.

Таким образом, в 2018 году мы, вероятно, опять столкнемся с произволом органов местного самоуправления, которые могут принимать решение о новых ставках земельного налога в конце февраля, но будут требовать применять их задним числом с 1 января ☹. Эту проблему мы детально анализировали в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 10, с. 3, когда плата за землю только начинала «вживаться» в роль местного налога. Однако вынуждены констатировать, что в 2018 году в этом вопросе практически ничего не изменилось.

В «сухом остатке» выходит, что плательщикам, которые не хотят вступать в споры с налоговиками, ничего не остается, кроме как надеяться на благородство органов местного самоуправления. Надеемся, они будут устанавливать в своих решениях, принятых в 2018 году, что новые ставки применяются не с 1 января, а хотя бы с даты такого решения. Однако здесь есть и другая проблема. Ведь норма п. 3 разд. ІІ Закона № 2245 касается не только решений органов местной власти, принятых в 2018 году, но и решений, принятых после 15.07.2017 г. Например, Павлоградский районный совет в своем решении от 05.10.2017 г. установил, что уплата земельного налога «по-новому» будет осуществляться с 01.01.2019 г. (см. письмо ГФСУ от 05.01.2018 г. № 51/6/99-99-12-02-03-15/ІПК). Что полностью соответствует п.п. 12.3.4 НКУ. Однако на момент этого решения еще не был принят Закон № 2245, который фактически позволяет фискалам требовать от павлоградских плательщиков, чтобы те применяли новые правила уже в 2018 году.

Из письма № 51/6/99-99-12-02-03-15/ІПК можно сделать вывод, что фискалы не настаивают на автоматическом применении новых правил уплаты земельного налога уже с 01.01.2018 г. Но будет ли так всегда? Без индивидуальной консультации с выводом, аналогичным этому письму, мы бы не стали этого утверждать. В конечном итоге Закон № 2245 позволяет Павлоградскому районному совету (и другим органам местной власти, которые попали в аналогичное положение) внести изменения в свое решение и «приблизить» таким образом применение новых ставок земельного налога. А если местная власть таки решила, что плательщики на соответствующей территории уже с 01.01.2018 г. должны уплачивать земельный налог по новым ставкам (утвержденным после 01.01.2018 г.), то так и придется делать. Даже если местная власть решает, что ставки нужно применять задним числом ☹.

Земельные участки, не подлежащие налогообложению

Не все земельные участки, которые находятся в собственности или в постоянном пользовании, облагаются земельным налогом. Согласно ст. 283 НКУ установлен перечень земельных участков, которые в любом случае не облагаются земельным налогом, так сказать, «выпадают» из объекта обложения этим налогом. Поэтому кому бы ни принадлежали такие земельные участки или кто бы ими ни пользовался — земельный налог с них не уплачивается. Однако декларацию за такие земельные участки владельцам и землепользователям все равно придется подавать (см. консультацию из БЗ, подкатегория 112.05).

Льготы по уплате земельного налога

Кроме принципиально «не облагаемых» налогом земельных участков, существует еще один случай, когда землевладельцы или землепользователи не платят земельный налог.

НКУ устанавливает перечень отдельных категорий физических и юридических лиц, которые освобождаются от уплаты земельного налога. То есть в этом случае собственно земельный участок является «объектным» относительно налогообложения, но поскольку он находится в собственности или в постоянном пользовании «льготника» — земельный налог за него не уплачивается.

Перечень юридических лиц, которые подпадают под действие такой льготы, установлен ст. 282 НКУ. Кроме этих «постоянных» льгот, до 1 января 2025 года освобождаются от уплаты земельного налога субъекты самолетостроения, которые осуществляют разработку и/или изготовление с конечной сборкой летательных аппаратов и двигателей (п. 7 подразд. 6 разд. ХХ НКУ). Субъекты хозяйствования, осуществляющие капитальный (средний) ремонт, реконструкцию, модернизацию, обслуживание летательных аппаратов и/или авиационных двигателей, под действие этой льготы не подпадают (см. письмо Минфина от 23.06.2017 г. № 11210-08-10/16780 и письмо ГФСУ от 17.07.2017 г. № 18731/7/99-99-15-02-02-17). Кроме того, определенные дополнительные льготы по уплате земельного налога могут устанавливаться местными органами власти (см. консультацию из БЗ, подкатегория 112.04).

Заметьте! Если право на льготу у плательщика возникает в течение года, то он освобождается от уплаты налога начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло это право.

Даже если местные органы власти установили, что льгота предоставляется задним числом, применять ее можно только «вперед» (см. консультацию из БЗ, подкатегория 112.04). В случае утраты права на льготу в течение года налог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором утрачено право быть «льготником» (п. 284.2 НКУ). Утрата права на льготу, в частности, возможна в случае, если «льготник» предоставит земельный участок (или сооружение, расположенное на нем) в аренду другому лицу. В таком случае земельный налог платят на общих основаниях с даты заключения договора аренды (см. консультации из БЗ, подкатегория 112.04).

И обратите внимание еще на одно: то, что юрлица имеют право на льготы по земельному налогу, не освобождает их от обязанности подавать «земельную» декларацию за свои земельные участки. На этом фискалы настаивают в своей консультации из БЗ, подкатегория 112.05. А в письме ГФСУ от 11.09.2017 г. № 1889/6/99-99-12-02-03-15/ІПК фискалы разъясняют, что в «земельной» декларации льготник начисленную сумму земельного налога указывает как льготу в размере 100 %, а налог к уплате — в сумме «нуль».

Теперь несколько слов о физических лицах. Согласно ст. 281 НКУ физические лица, которые относятся к перечисленным в статье «льготникам», могут получить льготу по уплате земельного налога лишь в пределах установленного лимита площади земельного участка в зависимости от вида его использования (пп. 281.2.1 — 281.2.5 НКУ).

Заметьте: с 01.01.2018 г. льгота категориям плательщиков, приведенным в п. 281.1 НКУ, распространяется на земельные участки по каждому виду использования в рамках предельных норм.

Это предусмотрено новой редакцией п. 281.2 НКУ. Благодаря Закону № 2245 больше нет нормы, которая распространяет льготу только на один земельный участок по каждому виду использования.

Наконец, существует еще одна специфическая «льгота». Она касается земельных участков, расположенных в зоне АТО. Согласно п. 38.7 подразд. 10 разд. ХХ НКУ в период с 14 апреля 2014 года по 31 декабря года, в котором будет завершена АТО:

— не начисляется и не уплачивается плата за землю за земельные участки, которые расположены на временно оккупированной территории и находятся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды, физ- или юрлиц;

— не начисляется и не уплачивается плата за землю и земельные участки (кроме земель сельскохозяйственного назначения), которые расположены на территории населенных пунктов на линии столкновения и находятся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды, физ- или юрлиц.

По разъяснениям фискалов, декларация в отношении таких земельных участков тоже не подается (см. консультацию из БЗ, подкатегория 112.04). А те плательщики из зоны АТО, которые подали декларацию и уплатили земельный налог, обязаны подать уточняющий расчет и исправить такие декларации с учетом того, что начиная с 14.04.2014 г. у них «исчез» объект налогообложения (см. письма ГФСУ от 12.07.2017 г. № 1134/6/99-99-15-02-02-15/ІПК и от 14.08.2017 г. № 1599/6/99-99-12-02-03-15/ІПК).

В то же время начисленные и уплаченные за период проведения АТО суммы платы за землю за такие земельные участки: (1) не подлежат возврату плательщику; (2) не направляются на погашение налогового долга по другим налогам.

Сроки предоставления отчетности

Базовым налоговым (отчетным) периодом для земельного налога является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных предприятий, а также для лиц, которые приобретают право собственности и/или пользования на новые земельные участки, отчетный период может быть менее 12 месяцев (ст. 285 НКУ).

Отчитываться можно или ежегодно, или ежемесячно — как вам удобнее

«Годовой» вариант. Плательщики (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года подают в соответствующий контролирующий орган по местонахождению земельного участка декларацию на текущий год. В декларации годовая сумма земельного налога разбивается равными частями по месяцам. Если плательщик подал такую декларацию, то он может не подавать ежемесячные декларации (п. 286.2 НКУ). Что касается физических лиц, то им сумму налога начисляет контролирующий орган. Он указывает эту сумму в специальном налоговом уведомлении-решении, которое направляет плательщику до 1 июля текущего года (п. 286.5 НКУ). Непосредственно налог физические лица уплачивают в течение 60 дней со дня, когда им вручили налоговое уведомление-решение (п. 287.5 НКУ).

«Месячный» вариант. В этом случае декларацию плательщики подают в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным. Соответственно, годовая «земельная» декларация в этом случае не подается (п. 286.3 НКУ).

Стоит отметить, что предельные сроки для подачи как годовой, так и первой месячной декларации совпадают. Это 20 февраля текущего года. Поэтому в нынешнем году отчитываемся не позже 20.02.2018 г.

Сроки уплаты

После того, как мы разобрались со сроками, в которые плательщики отчитываются, посмотрим на сроки уплаты для обоих вариантов отчетности.

«Годовой» вариант. Если плательщик отчитывался по годовой декларации, земельный налог он уплачивает ежемесячно равными частями. Срок — 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца (п. 287.3 НКУ).

«Месячный» вариант. Если плательщик отчитывался по месячной декларации, земельный налог также уплачивается ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца (п. 287.4 НКУ).

То есть сроки уплаты земельного налога у «годовиков» и «месячников» совпадают.

Обратите внимание: как и в случае с уплатой других налогов, срок уплаты земельного налога не переносится, если последний день срока приходится на выходной или праздничный день (см. консультацию из БЗ, подкатегория 112.06).

После того, как мы напомнили суть земельного налога, переходим к заполнению декларации по этому налогу.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
земельный налог, плата за землю, местные бюджеты, плательщики налога, объект налогообложения, база налогообложения, нормативная денежная оценка, ставка налога, сроки уплаты, льготы по уплате, сроки подачи отчетности добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье