ГФСУ и «все, все, все», или О моратории на проверки и не только

В избранном В избранное
Печать
Наталья Амброзяк, юрист
Налоги и бухгалтерский учет Февраль, 2017/№ 11
Начало 2017 года ознаменовалось множеством изменений, которые непосредственно касаются бизнеса. Некоторые из них уже вступили в силу, а какие-то еще ждут своего часа. Острым остается вопрос, кто из многочисленной оравы контролеров сейчас вправе приходить на проверку . Тем более, что с окончанием 2016 года прекратился очередной мораторий. Так кого же из проверяющих воспринимать в 2017 году как неизбежное зло, а кого можно отправлять восвояси? Изменилось ли что-то в порядке проведения проверок*? Разложим все по полочкам.

* Здесь и далее по тексту под проверками будем понимать все процедуры госконтроля (надзора) (проверки, ревизии, осмотры и другие формы, предусмотренные законом).

Основным помощником в вопросе «сортировки» контролирующих органов выступает Закон Украины «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 03.11.2016 г. № 1728-VIII (далее — Закон о моратории). Именно он устанавливает общий мораторий на плановые проверки и «особенный» порядок внеплановых проверок до 31 декабря 2017 года. Также нам понадобится Закон № 1726**.

** Закон Украины от 03.11.2016 г. № 1726-VIII.

В отношении же порядка проведения проверок обратим свой взор на профильный Закон о госнадзоре***.

*** Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Предложение, от которого нельзя отказаться

Ключевой момент. Закон о моратории выводит из-под своего действия довольно внушительный список органов. Впрочем, как вы помните, предыдущий мораторий тоже был с «изюминкой»****.

**** См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016 , № 51, с. 21.

Среди органов, на которые запрет и «особая» процедура проведения проверок не распространяются:

— ГФСУ и ее территориальные органы (с учетом особенностей для хозсубъектов из зоны АТО);

— Гоструда и ее территориальные органы;

— Госархстройинспекция;

— Госпродпотребслужба;

— Нацкомиссия, которая осуществляет госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ);

— Госэкоинспекция;

— Госэкспортконтроль;

— НБУ;

— Госаудитслужба (бывшие КРУшники);

— Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР);

— Антимонопольный комитет и т. д.

Полный перечень «внемораторных» ☺ органов предусмотрен ст. 6 Закона о моратории.

От ворот поворот

Под запрет попали плановые проверки всех органов, не вошедших в список, предусмотренный ст. 6 Закона о моратории. Это и есть тот самый широко обсуждаемый мораторий. Но, как видим, его масштабы вовсе не впечатляют.

Кроме того, в отношении органов, не вошедших в перечень исключений, установили следующие особенности проведения внеплановых мероприятий.

В частности, основаниями для внеплановых проверок могут быть исключительно:

1) обоснованное обращение физлица (при согласовании с ГРСУ*****). ГРСУ «дает добро» на проверку в течение 5 дней со дня получения документов от контролирующего органа. Соответствующее решение публикуется на официальном сайте регуляторной службы до начала проведения проверки. Хозсубъект знакомится с решением ГРСУ. Проверяемому обязательно предоставляется копия такого решения. В противном случае субъект хозяйствования имеет право не допустить контролирующий орган к проверке;

***** Государственная регуляторная служба Украины.

2) письменное заявление хозсубъекта о проведении проверки по собственному желанию;

3) решение суда;

4) авария, смерть потерпевшего вследствие несчастного случая, который был связан с деятельностью хозсубъекта.

ГФСУ и хозсубъекты из зоны АТО

Хозсубъекты, «переехавшие» из зоны АТО. Согласно п. 38.11 подразд. 10 разд. ХХ НКУ устанавливается мораторий на проверки хозсубъектов из зоны АТО, которые:

— по состоянию на 1 декабря 2016 года перерегистрировались на другой территории Украины с временно оккупированной и/или территории населенных пунктов, которые находятся на линии столкновения;

— подали уведомление об утере и/или невозможности вывоза первички.

Проверки в отношении периодов, указанных в уведомлении, проводить запрещено

Если хозсубъект из зоны АТО получает доступ к первичке, он «слетает» с моратория после завершения АТО. Если узнает об окончательной ее утере и подает повторное уведомление (с указанием, что первичка утеряна), ГФСУ не имеет права проверять таких субъектов за периоды, указанные в уведомлении, даже после завершения АТО.

Подробнее о новых льготных нормах НКУ для хозсубъектов из зоны АТО, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 5, с. 19.

Хозсубъекты, работающие в зоне АТО. Закон № 1726 (п. 5 разд. ІІ) вводит запрет для ГФСУ на проведение проверок в отношении хозсубъектов, работающих в населенных пунктах :

— на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия;

— которые находятся на линии столкновения.

Заметьте, никаких исключений, касающихся вида проверки, эта норма не содержит.

Обратите внимание, здесь речь идет не обо всех видах процедур госконтроля. НКУ и Закон № 1726 используют термин «проверки», а не «процедуры госконтроля (надзора)».

Выходит, что из-под моратория «выпадают» другие формы контроля, которые предусмотрены ст. 62 НКУ, но не зовутся проверками (например, мониторинг контролируемых операций).

Важно не только кто, но и как

С тем, кто может проверять в 2017 году, а кто нет — разобрались.

Проверка все-таки нагрянула? В таком случае ключевым будет вопрос о порядке ее проведения. И здесь на первый план выходят изменения, внесенные в Закон о госнадзоре.

Область применения. Теперь для ГФСУ, Гоструда и других органов, определенных в ч. 4 ст. 2 Закона о госнадзоре, он станет основным руководством к действию при проведении проверок. Однако с оговоркой: особенности этого процесса будут определяться профильной нормативкой (например, НКУ).

Вместе с тем ГФСУ, Гоструда и «компания» должны обеспечить соблюдение требований отдельных статей Закона о госнадзоре. Среди них: основные принципы надзора (ст. 3), общие требования к проведению проверок (ст. 4), права субъекта хозяйствования (ст. 10), консультативная поддержка субъектов хозяйствования (ст. 19) и т. д. Полный перечень норм предусмотрен в ч. 5 ст. 2 Закона о госнадзоре.

Кроме того, под действие Закона о госнадзоре теперь попадают местные госадминистрации.

Обратите внимание: Закон о госнадзоре не применяется во время проведения мероприятий валютного контроля, таможенного контроля на границе, государственного экспортного контроля, контроля над соблюдением бюджетного законодательства, банковского надзора, госконтроля над соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, госнадзора (контроля) в сфере телевидения и радиовещания.

Принципы. Важный момент. Расширился арсенал принципов госнадзора (контроля). В частности, среди них появился принцип презумпции правомерности действий хозсубъекта.

Привычное для налоговиков это положение распространяется теперь и на другие контролирующие органы.

Напомним: суть принципа в том, что нормы с неоднозначным толкованием прав и обязанностей хозсубъекта и/или полномочий контролирующего органа трактуются в пользу хозсубъекта. При этом действия последнего признаются правомерными. Этим принципом охватываются права, обязанности и полномочия, предусмотренные как в законах, так и в иных нормативно-правовых актах.

Плановые проверки. Законом о госнадзоре установлены важные ограничения, касающиеся периодичности проведения плановых мероприятий.

В частности, хозсубъекты:

— с высокой степенью риска проверяются не чаще одного раза в два года;

— со средней степенью риска — не чаще одного раза в три года;

— с низкой степенью риска — не чаще одного раза в пять лет.

Критерии рисковости проверяемого определяются контролирующим органом на основании методики, разработанной ГРСУ, и утверждаются КМУ.

Кроме того (см. абзац четвертый ч. 1 ст. 5 Закона о госнадзоре),

проведение одним и тем же контролирующим органом в отношении хозсубъекта более одной плановой проверки в год не допускается

Органам госконтроля теперь запрещено вносить изменения в план проверок. Исключениями могут быть смена наименования хозсубъекта или исправление технических ошибок.

Также предусмотрели суммарные сроки проведения плановых проверок в течение года. Он не может превышать 30 рабочих дней, а для субъектов микро- и малого предпринимательства — 15 рабочих дней ( абзац третий ч. 5 ст. 5 Закона о госнадзоре).

Внеплановые проверки. Обратите внимание на основания для проведения таких мероприятий.

Речь сейчас будет идти о проверках по обращениям физических лиц.

С госорганами, которые подпадают под мораторий, все более-менее ясно. Применяем положения Закона о моратории. А вот если говорить о других «контролерах»… Здесь возникают трудности.

И вот почему. Закон о моратории приостановил до 31.12.2017 г. действие нормы, которая предполагала обязательное получение разрешения от центрального органа — проверяющего на проведение проверки ( абзац пятый ч. 1 ст. 6 Закона о госнадзоре). Но обязанность предъявить копию такого решения хозсубъекту при этом никто не отменял.

Соответственно, такие нестыковки могут привести к злоупотреблениям.

В остальном перечень оснований для проведения внеплановых мероприятий уточнили.

Кроме того, теперь проверяемому должны предоставить копию удостоверения (направления) на проверку.

Недопуск проверяющих. Позитивным моментом является расширение и уточнение перечня оснований для недопуска проверяющих ( ст. 10 Закона о госнадзоре).

Среди них:

— нарушение предусмотренной законом периодичности проведения проверок;

— неполучение хозсубъектом уведомления о проведении плановой проверки;

— повторная внеплановая проверка, проводимая контролирующим органом по одному и тому же вопросу и т. д. Но к ГФСУ эти основания применяются по-особому. Все потому, что обсуждаемый нами вопрос параллельно регулируется НКУ. И такие нормы по отношению к положениям Закона о госнадзоре являются специальными. То есть исходя из этой логики должны применяться нормы НКУ.

Напомним: п. 81.1 НКУ предусматривает всего две возможности для недопуска проверяющих:

1) если контролирующий орган не предоставил (не прислал) хозсубъекту документы, предусмотренные все тем же п. 81.1 Кодекса;

2) если документы, указанные выше, составлены с нарушением требований, выдвигаемых рассматриваемой нами нормой.

Отказ субъекта хозяйствования от допуска контролирующих органов на других основаниях запрещен

Такое правило устанавливает абзац шестой п. 81.1 ст. 81 НКУ.

Интегрированная автоматизированная система (ИАС). Одной из интересных задумок является интегрированная автоматизированная система госнадзора (контроля). Она будет аккумулировать в себе информацию о проверяемых, степени риска их деятельности, проверках, результатах обжалования решений, принятых в рамках проведения этих мероприятий, и иную информацию, предусмотренную ч. 2 ст. 41 Закона о госнадзоре.

ИАС будет в открытом доступе и должна работать во взаимодействии с другими информационными системами Украины.

Администратор системы — ГРСУ.

Кабинет Министров должен обеспечить создание и введение в действие ИАС в течение года со дня вступления в силу Закона № 1726 (п. 9 разд. ІІ Закона № 1726).

Ответственность. Проверка окончена. Выявили нарушения? Не спешите готовить деньги на уплату штрафных санкций.

Если хозсубъект выполнил в полном объеме и в установленный срок предписание, распоряжение, решение, иной распорядительный документ с требованием устранить нарушения, выявленные во время проведения процедуры госконтроля, контролирующий орган санкции и другие меры реагирования не применяет ( ч. 11 ст. 7 Закона о госнадзоре).

Будет ли работать данная норма для всех «контролеров»? Вопрос сложный. На сегодня она вписывается далеко не во все процедуры проверок. Например, ГФСУ при проведении процедур контроля не издает актов реагирования исключительно с требованием устранить нарушения закона.

К слову, некоторые привычные для фискалов нормы, касающиеся ответственности, теперь распространяются на другие контролирующие органы.

В частности, от ответственности теперь освобождаются хозсубъекты, которые действовали в соответствии с предоставленной контролирующим органом консультацией (как общей, так и письменной индивидуальной) ( ч. 3 ст. 19 Закона о госнадзоре).

При этом «коммерсы» могут ссылаться на эти документы, если придется доказывать свою правоту перед органами госвласти (в том числе контролирующими), органами местного самоуправления, а также во время судебных тяжб.

А теперь представим следующую ситуацию. К вам на проверку пожаловали сотрудники налоговой. Их интересуют вопросы соблюдения валютного законодательства. Вы с зоной АТО никак не связаны. Обязательно ли допускать проверяющих? Будут ли применяться нормы Закона о госнадзоре?

Обращаемся к Закону о моратории. Мораторий на органы ГФСУ не распространяется. Если инспектор предоставил вам все предусмотренные п. 81.1 НКУ документы, придется допускать. А Закон о госнадзоре ни вам, ни проверяющим не поможет. Да, на фискалов определенные положения распространяются (с учетом НКУ), но вопросы валютного контроля Закон о госнадзоре не регулирует.

Подытожим все, о чем говорили выше.

выводы

  • Закон о моратории устанавливает запрет на плановые проверки и закрытый перечень оснований для проведения внеплановых проверок.
  • Ограничения, предусмотренные Законом о моратории, установлены до 31 декабря 2017 года.
  • Перечень контролирующих органов, на которые не распространяется мораторий, закреплены в ст. 6 Закона о моратории.
  • Налоговики при проведении проверок руководствуются Законом о госнадзоре, с учетом положений НКУ.
Теги проверки
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить