Новая «кассовая дисциплина» от НБУ

В избранном В избранное
Печать
Голенко Александр, шеф-редактор
Налоги и бухгалтерский учет Январь, 2018/№ 05
Скоропостижная «смерть» казавшегося вечным Положения № 637* и вступление в силу с 05.01.2018 г. аналогичного Положения № 148** могли если не напугать, то насторожить бухгалтерскую общественность. Давайте разбираться, так ли «страшен черт»…

* Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

** Утверждено постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148.

Да, новое «кассовое» Положение № 148 вступило в силу с 05.01.2018 г., на следующий день после первого размещения на портале НБУ. Такова суровая норма ч. шестой ст. 56 Закона Украины «О Национальном банке Украины» от 20.05.99 г. № 679-XIV, которой урегулирован порядок вступления в силу НБУшных нормативно-правовых актов.

Полагаем, цели у НБУ были благие: либерализовать наличные правила и заодно отредактировать их. Но неприятная ситуация с внесением мелких изменений в формы кассовых документов и неожиданным вступлением их в силу заставляет напрячься.

Неизменные «полезности»

Наличные ограничения. В Положение № 148 просто «втянули» нормы отмененного постановления Правления НБУ «Об установлении предельной суммы расчетов наличностью» от 06.06.2013 г. № 210. При этом сохранились оба «лимита наличных расчетов», их размеры — 10 тыс. грн. и 50 тыс. грн. (теперь черным по белому написано, что эти суммы — «включительно»), а также все правила применения.

Бланки. Во всех кассовых формах расшифровали аббревиатуры ЕГРПОУ, в надписи на кассовой книге вставили слова «відбитка» (перед «печатки»), кое-где добавили нумерацию строк «№ з/п».

В то же время в ПКО остался привычный реквизит для нумерации документа – «№». И в новом РКО старый «Номер документа» тоже есть. По нашему мнению, это означает, что их нумерацию следует продолжать в прежнем «сквозном» порядке, а в новом реквизите «№ з/п» ставить 1 — номер строки, которая всегда будет одной-единственной. Разумеется, все это назвать существенными изменениями нельзя. Однако, памятуя жесткую позицию ГФСУ (а именно на нее возложен контроль) при прежних подобных изменениях кассовых бланков, отметим, что

самый надежный и безопасный вариант — максимально быстро начать использовать новые формы кассовых документов (по возможности, уже с 5 января)

За использование старой формы ПКО фискалы грозят пятикратным штрафом «за неоприходование». Но знайте: это явный перебор, поскольку п. 11 Положения № 148 оприходованием называет учет поступившей наличности в полной сумме в кассовой книге. А на суть этой операции изменения формы ПКО не влияют.

Когда-то они квалифицировали использование старых кассовых бланков как, дескать, «нарушение правил ведения кассовых операций» и применяли админштрафы по ст. 1642 КоАП. Однако и это считаем неправомерным: ведь «правила ведения» и тонкости формы документов — это таки разные вещи. Не удивимся, если «зубастые» плательщики за такое завалят фискалов судебными исками… ☹

Определения. Осталось прежним определение термина «наличные расчеты», т. е. оно по-прежнему отличается от РРОшной «расчетной операции».

Больше того: в п. 24 Положения № 148 прямо сказано, что расчетные операции, которые проводятся согласно Закону Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР, оформляются согласно его же требованиям. И точка.

Выплаты, связанные с оплатой труда, по-прежнему ориентированы на перечень из Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5.

Расчеты путем внесения наличности в банки или небанковские учреждения без открытия счета для последующего перечисления на счета других лиц по-прежнему считаются для плательщика наличными, а для получателя — безналичными (п. 10 Положения № 148).

Обособленным подразделениям, которые проводят наличные расчеты через РРО/РК с КУРО, но не принимают и не выдают наличность по кассовым ордерам, как и раньше, разрешено не вести кассовую книгу (п. 39 Положения № 148).

Важно! Поскольку из определения «оприходование наличности» (п.п. 18 п. 3 Положения № 148) исключили упоминание о КУРО, то теперь:

(1) такое послабление распространяется только на те обособленные подразделения, которые сдают выручку исключительно в кассу головного предприятия, где и происходит оприходование налички в его кассовой книге. Если же обособленное подразделение будет сдавать выручку в банк — без кассовой книги ему не обойтись;

(2) для ФЛП оприходование налички — это запись в Книгу доходов (и расходов). Запись в КУРО с точки зрения оприходования ничего не значит.

Ни лимит кассы, ни сроки сдачи наличной выручки не касаются ФЛП (п. 14 Положения № 148). То есть в этом вопросе тоже все по-старому.

Либерализация «дисциплины»

Важно: предприятие обязано утвердить отдельный документ — порядок оприходования наличности в кассе (как для себя самого, так и для своих обособленных подразделений), в котором прописать особенности режима работы и сменности, порядок и особенности сдачи наличной выручки в банк.

Кстати, перечень документов, подтверждающих такую сдачу выручки, дополнен (п. 29 Положения № 148) двумя позициями:

(1) квитанцией/чеком банкомата или программно-технического комплекса самообслуживания,

(2) чеком платежного терминала.

В то же время лимит кассы по-прежнему рассчитывается предприятием самостоятельно и устанавливается/утверждается приказом руководителя (в том числе и обособленным подразделениям) на основании среднедневного поступления/выдачи наличности (п. 50 Положения № 148). Однако аналога старому приложению 8 к Положению № 637 в новом Положении № 148 нет. Поэтому форма расчета лимита кассы теперь произвольная (хотя сам расчет должен быть обоснованным). Право на «завышенный» лимит 170 грн. упразднено.

Что касается предельных сроков хранения в кассе сверхлимитной наличности, то для выплат, которые относятся к фонду оплаты труда и осуществляются:

(1) из выручки, они остались прежними — три рабочих дня от установленной на предприятии даты выплаты;

(2) за счет полученной в банке налички «обычными» предприятиями — внимание! — увеличены с 3 до 5 дней;

(3) удаленными ж/д и морскими обособленными подразделениями — увеличены с 5 до 10 дней (п. 18 Положения № 148).

Теперь о сроках использования подотчетных сумм. К тем, что были («обычному» — 2 рабочих дня и «сельхоз-вторсырье-закупочному» — 10 рабочих дней), добавили отдельный «металлоломно-закупочный» срок — 30 рабочих дней.

В п. 25 Положения № 148 наконец четко прописали: «использование печати учреждением/предприятием не обязательно».

Согласно п. 23 Положения № 148 все кассовые документы (в том числе ПКО и РКО) могут быть электронными (при условии наложения ЭЦП). Понятно, что это не освобождает субъектов от обязанности их хранения в соответствующем виде. Впрочем, есть тут одна закавыка: в абзаце втором п. 25 Положения № 148 все еще говорится об обязанности выдачи плательщику квитанции ПКО, причем — внимание — именно как «отрывной части»… ☹ Посмотрим, как теперь НБУ разъяснит подобный фокус-покус…

Теперь в п. 44 Положения № 148 для выполнения обязанностей кассира разрешено привлекать «постороннего» работника на основании договора аутстаффинга. При этом положение о полной материальной ответственности кассира должно быть включено в упомянутый договор. Хотя пока законодатель не прояснит все правовые аспекты подобного взаимодействия, лучше так не «модничать»… ☺

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить