Темы статей
Выбрать темы

Нет квитанции — НН зарегистрирована

Амброзяк Наталья, юрист
Казалось бы, положения п. 201. 10 НКУ бесспорные.
В частности, если в течение операционного дня не направлена квитанция о принятии, или непринятии, или об остановке регистрации налоговых накладных (НН) / расчета корректировки (РК), такая НН считается зарегистрированной в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН).
Но достаточно часто эту безапелляционность приходится, к сожалению, доказывать в суде.
Да, ситуация в деле, которое мы будем сейчас с вами обсуждать*, возникла еще до начала работы системы блокировки. Однако на суть это не влияет.
Выводы, сделанные Верховным Судом, станут подспорьем в доказывании своей правоты и сейчас.

* См. постановление ВС от 27.03.2018 г. по делу № 825/2411/16; http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/73194789.

Суть спора

Налогоплательщик направил на регистрацию НН, уложившись в законодательно установленные сроки.

В течение этого же операционного дня накладная была доставлена в ГФСУ (что подтверждается данными из сообщения о получении налоговиками отчетности).

Но до конца того же операционного дня квитанция о принятии или непринятии НН истцу не пришла (на момент возникновения спора были только эти два варианта реакции налоговиков на направленную НН).

Более того, по квитанции о принятии и регистрации НН, пришедшей позже, «спорная» НН фактически была зарегистрирована в ЕРНН с опозданием в один день.

Естественно, в ходе камеральной проверки фискалы выявили это «нарушение» и выписали налоговое уведомление-решение (НУР) со штрафом за несвоевременную регистрацию НН (по п. 1201.1 НКУ).

Налогоплательщик обжаловал это НУР в административном порядке, но получил отказ.

Это и вынудило предприятие подать иск в суд с требованиями:

— признать противоправными действия налоговой инспекции о непринятии НН для регистрации в течение операционного дня;

— признать НН принятой и зарегистрированной датой подачи;

— признать противоправным и отменить НУР (которым применили штрафные санкции по п. 1201.1 НКУ).

Позиция налоговиков

Налоговый орган подал кассационную жалобу на позитивные для налогоплательщика решения судов первой и апелляционной инстанций.

В качестве основного аргумента выступили положения пп. 2, 3 и 4 Инструкции по подготовке и подаче налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, утвержденной приказом ГНАУ от 10.04.2008 г. № 233 (действовала на момент возникновения спора).

В частности, этими положениями предусмотрено, что при отправке электронных документов налогоплательщик самостоятельно указывает конечный срок их подачи (учитывая время на своевременную доставку документов в органы ГФСУ в случае возможного повреждения телекоммуникационной связи или непоступления первой квитанции).

Остальные доводы кассационной жалобы сводились к цитированию положений НКУ (на что указал Верховный Суд в своем постановлении).

Решение дела судом

Верховный Суд поддержал позицию судов первой и апелляционной инстанций и встал на сторону налогоплательщика.

Судьи посчитали, что обе инстанции надлежащим образом исследовали все обстоятельства дела.

Факт направления и доставки налоговой накладной был доказан.

То, что фискалы «опоздали» с направлением квитанции о принятии/непринятии НН, тоже было доказано.

Представитель налогового органа обратное подтвердить обоснованными доводами не смог. К тому же ему не удалось доказать технические сбои во время направления и доставки спорной НН.

Поскольку НН считалась зарегистрированной датой подачи, то и о нарушениях, указанных в НУР, говорить было нечего.

Поэтому, принимая во внимание отсутствие нарушений налогового законодательства, Верховный Суд оставил в силе решения предыдущих инстанций в части признания противоправным и отмены НУР. А в удовлетворении кассационной жалобы налоговиков отказал.

Мнение редакции

Позитивная позиция Фемиды в отношении налогоплательщиков не может не радовать ☺.

Тем более, что ситуация, когда после «засылки» накладных в ЕРНН в течение операционного дня квитанции вовсе не приходят, очень распространена.

Еще раз повторим: хотя ситуация сложилась еще до начала работы «замечательной» системы мониторинга и блокировки НН/РК, на суть проблемы это не влияет.

Дело в том, что сложности возникали и возникают сегодня не при толковании п. 201.10 НКУ, а в доказательствах, которые должен приложить налогоплательщик к иску.

И это несмотря на положения ч. 2 ст. 77 КАСУ: в административных делах о противоправности решений, действий или бездействия субъекта властных полномочий

обязанность доказывать правомерность своего решения, действия или бездействия возлагается на ответчика (т. е. госорган)

Поэтому в рамках обсуждаемого нами дела нужно обратить внимание на доказательную базу истца.

Итак, налогоплательщик для доказывания своей правоты предоставлял в суд:

1) договор о признании электронной отчетности (также не лишним будет приложить к иску квитанцию № 2, подтверждающую присоединение к такому договору);

2) НН (видимо, распечатка скриншота);

3) «уведомление о получении отчетности» (на сегодняшний день таким доказательством может стать скрин уведомления о направлении НН в ГФСУ).

Стоит сказать, что достаточно часто квитанция хоть и приходит с опозданием, но в ней дата регистрации НН (если ее регистрация не остановлена) совпадает с датой направления «зависшей» накладной.

К слову, на просторах Реестра судебных решений встречаются и другие постановления Верховного Суда.

В них налогоплательщики отбивали штрафы из-за опоздавших квитанций, даже не получив уведомление о «доставке» НН в ГФСУ (когда такие уведомления еще приходили).

Так, в постановлении от 17.04.2018 г. по делу № 820/6330/16 ВС согласился с судами предыдущих инстанций в том, что НН нужно считать зарегистрированной датой «засылания».

При этом суд первой инстанции в качестве доказательства принял скриншот, доказывающий факт отправки накладной.

Правда, здесь в пользу плательщика сыграли еще несколько важных моментов.

Во-первых, уведомление о доставке НН в ГФС было получено на несколько минут позже, чем квитанция о регистрации накладной.

А во-вторых, в этот период велись технологические регламентные работы в информационных системах ГФС, которые судьи расценили доказательством некорректной работы системы во время регистрации «спорных» накладных.

И в качестве резюме несколько напоминаний.

Итак, не забываем, что после направления НН для регистрации налоговый орган обязан в любом случае направить вам в течение операционного дня одну из квитанций:

1) о непринятии НН или

2) о принятии НН, или

3) об остановке регистрации НН.

Также помните, что

на настоящий момент операционный день в рабочие дни длится с 8:00 до 20:00

Если же 15-е число или последний день месяца выпадают на выходной, праздничный или нерабочий день, то такой день считается операционным днем (п. 3 Порядка ведения ЕРНН, утвержденного постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1246).

Так что будьте внимательны к деталям. Как и в любом вопросе — здесь даже самая незначительная мелочь может сыграть на руку.

Но все же желаем вам не сталкиваться с подобными ситуациями ☺.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше