Темы статей
Выбрать темы

Взгляд в валютное будущее

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
В предыдущих статьях сегодняшнего номера мы неоднократно ссылались на Декрет № 15-93. Впрочем, скоро этот нормативно-правовой акт может стать историей. Ведь 17.05.2018 г. парламент принял в первом чтении законопроект № 8152*, который отменяет не только Декрет № 15-93, но и Закон № 185. Поэтому валютное законодательство ожидают ощутимые изменения. Давайте посмотрим, как изменятся валютные правила в случае, если законопроект № 8152 станет законом.

* См.: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4 1?pf3511=63668.

Некоторые СМИ уже успели охарактеризовать законопроект № 8152 как революционный, как такой, который отменяет большинство привычных нам «валютных» правил и предоставляет небывалую свободу в осуществлении валютных операций. В действительности это не совсем так. Точнее, совсем не так. Давайте посмотрим, почему именно.

Свобода валютных расчетов?

Преамбула, а также ст. 1 будущего Закона о валюте декларативно провозглашают принцип «свободного осуществления валютных операций на территории Украины». Однако уже ст. 4 немного охлаждает оптимизм сторонников свободных инвалютных расчетов. Эта статья хотя и носит название «Свобода осуществления валютных операций», в действительности говорит прежде всего о «валютных» ограничениях.

Согласно ч. 1 ст. 4 будущего Закона валютные операции осуществляются без ограничений, кроме случаев введения НБУ мер защиты в соответствии с данным Законом. Что же это за меры защиты? Ответ на этот вопрос находим в ст. 12 будущего Закона. Итак, к возможным мерам защиты отнесены:

— обязательная продажа части поступлений в иностранной валюте;

— установление предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту продукции и транспортных услуг;

— установление особенностей осуществления операций, связанных с движением финансового капитала;

— введение специальных разрешений на проведение отдельных валютных операций;

— резервирование средств по валютным операциям;

— прочие меры, которые следуют из ст. 71 Закона об НБУ*.

* В этой статье прописано право НБУ ограничивать или временно запрещать проведение валютных операций на территории Украины, в частности, операций по вывозу, переводу и пересылке за пределы Украины валютных ценностей.

То есть фактически меры защиты НБУ — это в большинстве случаев наши «старые добрые знакомые» валютные ограничения. Вводить такие меры защиты НБУ будет иметь право при наличии признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы и значительного давления на платежный баланс. То есть в современных реалиях фактически когда угодно ☺.

Единственное, что радует — вводить такие меры защиты НБУ сможет максимум на шесть месяцев (ч. 3 ст. 12 будущего Закона)

Ну, а окончательно «добивает» ст. 5 будущего Закона. Она уже откровенно провозглашает, что порядок проведения инвалютных расчетов будет устанавливать НБУ (ч. 4 ст. 5 Закона). Более того, в категорической форме прописано, что все расчеты на территории Украины проводятся исключительно в гривне (ч. 2 ст. 5 Закона). Исключение сделали только для:

— операций по осуществлению иностранных инвестиций** и выплаты иностранному инвестору дивидендов, части прибыли и других средств, полученных на законных основаниях в результате осуществления иностранных инвестиций***;

** Такие инвестиции можно будет осуществлять без лицензии НБУ.

*** Под осуществлением иностранных инвестиций следует понимать приобретение за рубежом недвижимости или акций или корпоративных прав в иностранных компаниях. Так иностранные инвестиции определяет Инструкция о порядке выдачи индивидуальных лицензий на осуществление инвестиций за границу, утвержденная постановлением правления НБУ от 16.03.99 г. № 122.

— финансовых услуг, которые предоставляют банки и небанковские финучреждения;

— прочих операций, определенных нормативно-правовыми актами НБУ.

Как видим, особой свободы в осуществлении валютных операций на территории Украины у резидентов не будет. В большинстве случаев ограничения останутся такими же, как и сейчас. Порядок инвалютных расчетов будет устанавливать НБУ, перечень «разрешенных» операций на инвалютный расчет будет устанавливать НБУ, меры защиты (валютные ограничения) будет вводить НБУ. Как говорят, «такая свобода, как собаке на привязи» ☺.

Сроки ВЭД-расчетов

Некоторые СМИ уже поспешили написать о том, что с принятием законопроекта № 8152 предельные сроки расчетов по экспортно-импортным операциям исчезнут. Из прочитанного выше вы уже, по-видимому, поняли, что такие заявления — по меньшей мере преждевременны и преувеличены. А по сути они не соответствуют действительности.

Сейчас предельные сроки для ВЭД-расчетов установлены Законом № 185 (читайте об этом в статье на с. 13). В законопроекте № 8152 такие конкретные сроки действительно не прописаны. Но прописано право НБУ устанавливать предельные сроки на расчеты по операциям по экспорту и импорту продукции и транспортных услуг (п.п. 2 ч. 1 ст. 12 будущего Закона).

То есть НБУ фактически получает право единолично ограничивать ВЭД-расчеты. В конце концов, мы до недавнего времени имели ситуацию, когда нацбанковское постановление № 410 имело более высокую силу, нежели Закон № 185, и устанавливало предельный срок для ВЭД-расчетов в 120 дней вместо 180 дней, предусмотренных Законом № 185. Если законопроект № 8152 станет законом, Нацбанку уже ничего не будет мешать единолично устанавливать предельные сроки.

Поэтому предельные сроки вряд ли куда-то исчезнут. Действительно, в ст. 13 будущего Закона прописано, что валютная выручка экспортера зачисляется на его счет в сроки выплаты задолженностей, указанные в контрактах. Но этот срок не может быть больше, чем срок, установленный НБУ. А импортеры-резиденты не могут устанавливать отсрочку поставки, которая превышает срок, установленный НБУ. На этом фоне понятно, почему и ВЭД-пеня никуда не делась (ч. 4 ст. 13 будущего Закона).

Поэтому быть свободными от предельных сроков ВЭД-расчетов экспортеры и импортеры могут в единственном случае: если НБУ будет так любезен и не установит эту «меру защиты».

«Статистика» о валютных операциях

Указанная новация законопроекта № 8152 — еще одно свидетельство о том, что никакой особой свободы в осуществлении инвалютных операций этот законопроект не предусматривает.

Почему? Ну хотя бы потому, что ч. 2 ст. 10 будущего Закона обязывает всех субъектов валютных операций (как резидентов, так и нерезидентов) предоставлять информацию о своих операциях банкам и другим учреждениям, через которые они осуществляют эти операции.

В свою очередь НБУ собирает информацию о валютных операциях с банков (ч. 1 ст. 10 будущего Закона), из иных периодических статистических данных (ч. 3 ст. 10 Закона) и обменивается информацией о таких операциях с другими органами государственной власти (ч. 5 ст. 10 Закона).

И, в качестве «вишенки на тортике», НБУ определяет способ, порядок, содержание, формы, периодичность и сроки, в которые будет предоставляться информация о валютных операциях (ч. 4 ст. 10 будущего Закона).

Прощайте, ВЭД-санкции и лицензии?!

Законопроект № 8152 отменяет ст. 37 Закона о ВЭД. Тем самым отменяются карательные средства за нарушение Закона о ВЭД или других связанных с ним законов. Напомним, к таким мерам относятся:

— штрафы в случаях несвоевременного выполнения/невыполнения ВЭД-субъектами своих обязанностей;

— индивидуальный режим лицензирования;

— временная остановка права заниматься ВЭД.

То, что предлагается упразднить ст. 37 Закона о ВЭД и убрать из данного Закона все упоминания о ней, — это едва ли не самая позитивная новация законопроекта № 8152 (ср. ). Но не спешим радоваться! Тем более, что среди НБУшных «мер защиты» есть введение специальных разрешений на проведение отдельных валютных операций (п.п. 4 ч. 1 ст. 12 будущего Закона). Такая норма вполне может привести к тому, что «карательные» индивидуальные лицензии могут реанимировать, даже если ст. 37 Закона о ВЭД действительно будет отменена.

Поэтому заявления некоторых СМИ о том, что законопроект № 8152 полностью отменяет индивидуальные лицензии, тоже не отвечают действительности. Так, ст. 9 будущего Закона говорит о «валютных» лицензиях только для банков, небанковских финучреждений и «Укрпочты». Впрочем, и «обычные» субъекты валютных операций при определенных условиях могут «попасть» на лицензирование своих инвалютных операций — если НБУ введет такую «меру защиты» персонально для них. Кроме того, Кабмину поручено еще до введения в действие (!) будущего Закона о валюте (им должен стать законопроект № 8152) внести в парламент законопроект относительно лицензирования деятельности по осуществлению валютных операций на территории Украины (ч. 5 ст. 15 будущего Закона). Поэтому не прощаемся с инвалютными лицензиями.

«Валютная» декларация


В статье на с. 17 сегодняшнего номера вы уже читали о «валютной» декларации. Какой будет ее судьба, если законопроект № 8152 станет законом? Конечно, хотелось бы верить, что «валютное» декларирование будет отменено. Ведь утратит силу Декрет № 15-93, в том числе и ст. 9 этого Декрета, которая требует подавать «валютную» декларацию.

Но остается еще требование, прописанное в ст. 1 Указа № 319. Кроме того, вполне возможно, что сбор информации о валютных операциях, о котором говорит ст. 10 будущего Закона, — это и видоизмененное валютное декларирование. Поэтому, скорее всего, даже если законопроект № 8152 примут в целом как закон, это автоматически не упразднит «валютное» декларирование. Возможно, вместо НБУ отчитываться о своих валютных операциях вы будете перед вашим банком. А уже он — перед НБУ.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше