вывод документа
ИНК содержит «горячую» десятку ответов на вопросы по обложению НДС операций с программной продукцией (ПП) и применению ІТ-льготы по п. 261*
* Пункт 261 подразд. 2 разд. ХХ НКУ.
Весьма объемная индивидуальная консультация «по весу» может претендовать на дополнение к известной ОНК № 536**, посвященной особенностям обложения НДС операций по поставке ПП (и даже в чем-то повторяет ее выводы). Хотя со времен последней произошло немало изменений, ввиду чего использовать ІТ-«старушку» ☺ налоговики советуют в части, не противоречащей действующему законодательству.
** Обобщающая налоговая консультация, утвержденная приказом Миндоходов от 07.10.2013 г. № 536.
В комментируемом письме затронут ряд вопросов, как давних, так и «свежих», возникших из-за новинок-2018. Правда, отдельные моменты остались за бортом. Пожалуй, главный интерес вызывают услуги доступа и услуги техподдержки.
Услуги доступа: когда есть ІТ-льгота? Напомним, что с 01.01.2018 г. к программной продукции п. 261 стал относить и услуги доступа к интернет-сайтам/онлайн-сервисам. Впрочем, на «широкое» применение ІТ-льготы можно не рассчитывать. Поскольку контролеры сразу обрубили: льготируется не всякий доступ, а только доступ к сайтам/сервисам/интернет-платформам, воспользовавшись которым покупатель получает (!) программную продукцию (ее копию). Предоставление только такого доступа расценивается операцией по поставке ПП и попадает под ІТ-льготу (освобождается от НДС).
А вот любой другой «побочный» доступ к контенту сайта/сервиса/платформы (например, предоставляемый исключительно с целью поиска, обработки, получения информации, осуществления анализа качества сотового сигнала, сбора статистических данных с помощью контента), без фактической поставки покупателю программной продукции (ее копий/экземпляров), является поставкой услуг (а не ПП), и, следовательно, как услуги по поиску, обработке, получению, анализу, сбору информации облагается 20 % НДС (пп. «в», «д» п. 186.3 НКУ). Так что, по версии налоговиков, важно, какой доступ: «программный»/«непрограммный». То есть что получают с помощью доступа: ПП или услуги. Поэтому присмотритесь к формулировкам в договоре.
Похоже, что тем самым контролеры одобряют ІТ-льготу при доступе (использовании) ПП через облачные сервисы. Так как обычные «интернетные» поставки ПП (экземпляров) льготировались и прежде, а вот по облачным сервисам (не урегулированным «программным» п. 261) «светил» 20 % НДС (подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 47, с. 6). Хотя, по правде, формулировка «доступа» в п. 261 более широкая и все-таки весьма пространно говорит об освобождении «поставок интернет-сайтов и/или онлайн-сервисов и доступа к ним».
Услуги техподдержки. Здесь контролеры (скрестив идеи ОНК № 536 с недавними своими разъяснениями) теперь, похоже, признают два «льготных» случая. И отмечают, что льготируются:
— услуги техподдержки (установка, настройка, тестирование, выявление и устранение недостатков), если они (как составная часть поставки ПП) включены в стоимость ПП. То есть в таком случае они льготируются в составе стоимости ПП (причем их стоимость лучше вообще не выделять);
— услуги/работы, связанные с ПП (не важно, входят/не входят в стоимость), в ходе которых осуществляются какие-либо изменения в ПП (т. е. происходят любые обновления, изменения, дополнения и/или расширение функционала компьютерных программ, или права на их получение в течение какого-то времени). Напомним, что для изменений/обновлений/дополнений с 01.01.2018 г. в «программном» п. 261 прямо прописали ІТ-льготу. Кстати, налоговики признают ІТ-льготу и по хостингу, который сопровождают изменения (письмо ГФСУ от 20.03.2018 г. № 1103/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).
В противном случае: если услуги техподдержки не включены в стоимость ПП или если в ходе работ/услуг не происходит никаких изменений в ПП, то такие услуги (по установке, настройке, тестированию, выявлению/устранению недостатков, информационно-консультационной поддержке) облагают 20 % НДС (по п.п. «в» п. 186.3 НКУ).
Причем похвально, что налоговики не делают акцент на льготе лишь у производителя. Ведь при соблюдении указанных условий льготироваться должна и техподдержка от посредников. Тем более, что контролеры сами неоднократно отмечали: режим освобождения установлен для операций, а не для отдельных лиц, и потому должен сохраняться на всех этапах, по всей цепи поставок.
Поставка оборудования с ПП. Здесь контролеры слово в слово повторяют ОНК № 536 — важны условия поставки:
— если ПП поставляется вместе с системой/оборудованием (как неотъемлемая часть), то операции рассматривают как поставку оборудования и облагают 20 % НДС (так как поставки оборудования не льготируются);
— если ПП — самостоятельный отдельный элемент поставки, то операция как поставка ПП освобождается от НДС (ІТ-льгота по п. 261).
Разработка ПП. В духе ОНК № 536 налоговики по-прежнему не признают ІТ-льготу у «бесправных» разработчиков ПП. То есть, если по договору разработчики не получают права собственности на создаваемую ПП (компоненты ПП), а право собственности по завершении работ закреплено сразу за заказчиком. Тогда поставка таких услуг по разработке ПП подпадает под 20 % НДС (по п.п. «в» п. 186.3 НКУ).
Впрочем, для этого важны подобные договоренности. Иначе в общем случае, если иное не определили договором, имущественные права интеллектуальной собственности на объект, созданный по заказу, принадлежат создателю и заказчику совместно (ч. 2 ст. 430 ГКУ). А при таких условиях у разработчиков — собственников ПП есть все основания применить ІТ-льготу по НДС.
Правда, учтите, все сложится иначе, если разработку ПП заказал нерезидент. Тогда услуги разработки (или поставка ПП) заказчику-нерезиденту вообще не окажутся объектом НДС (т. е. это необъектные услуги, БЗ 101.13). Ведь место их поставки будет «за пределами» (поскольку по п. 186.3 НКУ такое место определяют по заказчику, а он — нерезидент).
Можно ли отказаться от ІТ-льготы? Нет, нельзя. Налоговики напоминают: отказаться (даже временно) от ІТ-льготы не получится. Отказ возможен, если льгота предоставляется непосредственно плательщику. А в данном случае ІТ-льгота не «индивидуальная», а «общая» и установлена для отдельных операций (поставок ПП), а не для отдельных лиц. Поэтому ни временно, ни постоянно отказаться от нее не выйдет.
Поставка экземпляров ПП. Поставки экземпляров ПП (с возможностью ограниченного использования ПП по функциональному назначению) также льготируются. Тем более, что нынче об экземплярах прямо говорится в п. 261 и п.п. 14.1.225 НКУ. Причем неважно, реализуются экземпляры конечным потребителям или для перепродажи — поставка экземпляров на всех этапах освобождается от НДС.
Поставки ПП: варианты. Ну и ввиду того, что с 01.01.2018 г. в льготном п. 261 узаконили операции-«нероялти» (из второго — седьмого абзацев п.п. 14.1.225 НКУ), в конце письма контролеры обозначили еще ряд возможных случаев с ПП:
(а) освобождаются от НДС — льготируются (как операции-«нероялти»):
— купля-продажа ПП как объекта права интеллектуальной собственности, т. е. поставка ПП с передачей права собственности — исключительных имущественных прав («нероялти» по абзацу шестому). Причем при любом способе поставки: на материальных носителях, электронным способом, в том числе через Интернет, с помощью электронной почты или других средств передачи информации;
— поставка ПП (компонентов/экземпляров) для использования конечным потребителем («нероялти» по абзацу третьему);
— платежи за передачу прав на распространие экземпляров ПП без права на их воспроизведение или если воспроизведение ограничено использованием конечным потребителем («нероялти» по абзацу седьмому);
(б) не облагаются НДС — роялти (не объект по п.п. 196.1.6 НКУ), т. е. платежи (вознаграждение) за передачу прав на использование ПП, не ограниченное функциональным назначением (в том числе распространение/воспроизведение/тиражирование экземпляров ПП).