Темы статей
Выбрать темы

«Инвалютная» цена в рекламе и договоре

Амброзяк Наталья, юрист
Из предыдущих статей этого тематического номера вы узнали, что в договоре можно предусматривать цену в гривне, указав ее вместе с эквивалентом в инвалюте. Несмотря на небольшие нормативные разногласия, такие положения во «внутриукраинских» соглашениях вполне допустимы. Но можно ли в договоре прямо указать цены в инвалюте или упомянуть об «инвалютной» цене в рекламе? Разбираемся в проблеме.

Так можно или нельзя?

«Инвалютная» цена в договоре. По сути, устанавливать во «внутриукраинских» договорах цену в иностранной валюте позволяет ч. 2 ст. 524 ГКУ: стороны могут определить денежный эквивалент обязательства в иностранной валюте.

Но

выполнять обязательство ч. 1 ст. 533 ГКУ предписывает исключительно в гривне

Помните: валюта платежа и валюта обязательства — вещи разные. То, что «внутриукраинские» контрагенты предусмотрели инвалюту в договоре в качестве цены, еще не означает, что они будут ее использовать в качестве валюты платежа. Кстати, этот вывод подтверждают высшие судебные инстанции (постановление ВСУ от 08.02.2017 г. по делу № 6-753/12836/14-ц).

Но, как мы уже говорили (см. подробнее на с. 2 этого номера), есть ряд норм, которые запрещают устанавливать инвалютную цену в договоре без гривневого эквивалента.

В первую очередь это положения ч. 2 ст. 189 ХКУ и «древнего» постановления № 1998. Они позволяют указывать «инвалютную» цену только в ВЭД-договорах. К тому же постановление № 1998 прямо запрещает указывать цену в иностранной валюте по «внутриукраинским» договорам. Кабмин устанавливает единственное исключение: определение затрат в долларовом эквиваленте и только в части импортной составляющей структуры цены.

Госорганы же говорят одобрительно только об эквиваленте в инвалюте (см. на с. 2 этого номера). И то не всегда. К тому же некоторые «протестуют» против цен в инвалюте без оговорок (письма Минэкономики от 13.06.2000 г. № 27-22/287, Госкомпредпринимательства от 28.12.2000 г. № 2-223/5463).

А вот практика высших судебных инстанций, «дающая добро» на использование в договоре иностранной валюты, имеется*.

* См. определение ВСУ от 11.11.2016 г. по делу № 686/6355/15-ц, постановления ВГСУ от 05.11.2016 г. по делу № 923/1866/15, от 01.11.2015 г. по делу № 910/20332/14.

«Инвалютный» ценник. Категорично к вопросу «участия» инвалюты подходит законодатель в ч. 2 ст. 10 Закона № 5007: цены на товары, предназначенные для реализации на внутреннем рынке Украины, устанавливаются исключительно в валюте Украины. Другие правила могут предусматриваться только ратифицированными международными соглашениями Украины и постановлениями Кабмина.

Кроме того, Закон об РРО требует от хозсубъектов реализовывать товары и предоставлять услуги, только если есть ценник на товар (меню, прейскурант, тариф на оказываемую услугу) в денежной единице Украины.

О ценнике (прейскуранте) исключительно в гривне также упоминают п. 21, 25 Правил розничной торговли алкогольными напитками, утвержденных постановлением КМУ от 30.07.96 г. № 854, и п. 20 Правил розничной торговли табачными изделиями, утвержденных приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 24.07.2002 г. № 218.

«Инвалютная» цена в рекламе. «Не в восторге» от цен в инвалюте и «рекламное» законодательство. Так, согласно ч. 8 ст. 8 Закона о рекламе информация о ценах на товары (тарифах на услуги), приведенная в рекламе, размещенной или распространяемой на территории Украины, указывается исключительно в гривне.

Что за это будет?

Цена в договоре (ценник) в инвалюте. Санкции за «неправильные» цены в первую очередь предусмотрены ст. 20 Закона № 5007. Но среди оснований, изложенных в этой статье, вы нашей ситуации не найдете. В Законе № 5007 речь идет о госрегулируемых ценах, предоставлении соответствующим контролирующим органам недостоверной информации, а также о невыполнении предписаний уполномоченных органов или создании препятствий в реализации ими своих функций.

Что же касается админответственности, то нарушение нормативки в части формирования цен подпадает под действие ст. 1652 КоАП (ср. ). Диспозиция статьи «резиновая», поэтому под «раздачу» могут попасть как госрегулируемые, так и свободные цены. Но стоит заглянуть глубже в КоАП, и мы поймем, что не все так просто. Применение штрафных санкций по ст. 1652 КоАПэто «епархия» центрального органа исполнительной власти, реализующего госполитику по контролю за ценами (ст. 2445 КоАП). На сегодня таким центральным органом является Госпродпотребслужба. Но она может привлечь по ст. 1652 КоАП за нарушение дисциплины госрегулируемых цен (п.п. 2 п. 3, п.п. 11 п. 4 Положения о Госпродпотребслужбе*).

* Положение о Государственной службе Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, утвержденное постановлением КМУ от 02.09.2015 г. № 667.

Поэтому в случаях со свободными ценами

привлечь должностных лиц хозсубъектов к административной ответственности по ст. 1652 КоАП за инвалютную договорную цену проблематично

Кроме того, дело может «пахнуть» признанием сделки с инвалютой в качестве цены недействительной. Дело в том, что согласно ч. 1 ст. 215 ГКУ основанием недействительности сделки является несоблюдение в момент заключения сделки стороной (сторонами) требований, установленных, в частности, ч. 1 ст. 203 ГКУ.

Заглядываем в ч. 1 ст. 203 ГКУ, читаем: содержание сделки не может противоречить ГКУ, иным актам гражданского законодательства, а также интересам государства и общества, его моральным основам.

А вот в ситуации с «инвалютным» ценником может всплыть ст. 1551 КоАП, поскольку нарушается РРОшное законодательство (см. выше). К слову, ранее Закон об РРО за такие «шалости» предусматривал свою, финансовую, ответственность. Но соответствующая статья (ст. 23) была исключена из этого Закона. Однако вполне вероятно «заработать» ответственность по п. 7 ч. 1 ст. 23 Закона № 1023: штраф в размере 30 % стоимости работы/услуги/полученной для реализации партии товаров (но не менее 85 грн.), а для тех, кто не ведет обязательный учет доходов и расходов 85 грн.

«Инвалютная» цена в рекламе. В ситуации с иностранной валютой вероятнее всего схлопотать финансовую ответственность за нарушение «рекламного» законодательства по ст. 27 Закона о рекламе**. И то если вы разместили в рекламе своих товаров/услуг цену, например, в долларах США (п. 1 ч. 2 ст. 27 Закона о рекламе). Обойдется вам как рекламодателю такое нарушение в сумму, равную 5-кратному размеру стоимости распространенной рекламы. А если такую стоимость определить невозможно, то Госпродпотребслужба может применить штраф до 300 необлагаемых минимумов (до 5100 грн.). Причем конкретную сумму будет устанавливать именно контролирующий орган.

** Порядок применения штрафных санкций за нарушение законодательства о рекламе предусмотрен постановлением КМУ от 26.05.2004 г. № 693.

В судебной практике встречаются подобные неприятные случаи. Некоторые со своей «проблемой» доходили даже до ВАСУ (см. постановление ВАСУ от 06.08.2015 г. по делу № 804/13725/13-а), и судебные инстанции все как один становились на сторону госорганов ☹.

Можно, конечно, надеяться на «авось» и устанавливать в договоре/рекламе/на ценнике цены исключительно в инвалюте. Как говорится, кто не рискует, тот не пьет... ☺ Но мы вам настоятельно рекомендуем осознанно подойти к ситуации. Уверены, что наша статья в этом поможет.

выводы

  • Ценник на товар (меню, прейскурант, тариф на оказываемую услугу) должен быть в гривне.
  • Информация о ценах на товары (услуги) в «украинской» рекламе указывается исключительно в гривне.
  • За установление «неправильной» госрегулируемой цены в договоре грозят финансовые санкции по Закону № 5007.
  • За нарушение правил размещения информации о цене товара (услуги) в рекламе грозит финансовая ответственность в соответствии с Законом о рекламе.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше