(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 26
  • № 25
  • № 24
  • № 23
  • № 22
  • № 19-20
  • № 18
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
5/17
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Март , 2018/№ 21

Потребитель жилкомуслуг, будь готов!..

http://tinyurl.com/yy4n4827
Продолжается реформирование жилищно-коммунальной сферы, и поскольку многие наши читатели живут в многоквартирных домах, им полезно быть в курсе последних новаций. Чтобы в статусе совладельца выполнить свою главную бухгалтерскую функцию — принять своевременное и обоснованное решение самому и растолковать его своему директо… — ой, извините — своим соседям. Разумеется, мы не станем штудировать законодательные акты «сплошняком», а сделаем акцент на самом важном.

Реформа ЖКХ достанет каждого

Обсуждаемые новации касаются главным образом жильцов многоквартирных домов, а ЖКХ-законодательство, как известно, включает акты, регулирующие поставки потребителям таких неотъемлемых атрибутов современной жизни в квартире, как природный газ, электроэнергия («свет»), питьевая вода, горячая вода, тепло («центральное отопление»), водоотведение («канализация»). Причем некоторые «специальные» законы (например, касательно электроэнергии) регулируют вопросы поставки, распределения и учета потребления соответствующего блага. Другие — только вопросы (коммерческого) учета потребления благ: например, это касается счетчиков природного газа (Закон № 3533* — к свежим изменениям в котором мы еще вернемся), счетчиков тепла, горячей и питьевой воды (Закон Украины «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения» от 22.06.2017 г. № 2119-VIII). Новации последнего мы обсуждали в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 67, с. 17.

* Закон Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» от 16.06.2011 г. № 3533-VI.

Общая тенденция такая: железной рукой загнать жильцов к счастью… ☹

Альтернатива проста и очевидна: либо платить за поддержание и сохранение всего дома и отдельных квартир, либо платить за это же дважды: один раз — коммунальным «паразитам», лишь имитирующим оказание услуг, а второй — шабашникам за реальную работу. Либо и дальше соглашаться с бесполезной данью коммунальщикам, и пусть дом разваливается… ☹ Ну а что касается злоупотреблений (о которых наслышаны все) монополистов — поставщиков коммунальных благ, то это — вообще отдельная история и здесь мы ее касаться не будем.

Давайте лучше вернемся к главным новациям Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 09.11.2017 г. № 2189-VIII (далее — Закон № 2189), который будет введен в действие (в целом) с 10.06.2018 г. и с этой самой даты заменит предшествовавший ему одноименный Закон от 24.06.2004 г. № 1875-IV. Внимание! Некоторые важные нормы Закона № 2189имеется в виду, в частности, обязанность потребителя коммуналки уплачивать пеню за несвоевременную оплату — вступят в силу, во-первых, лишь со следующего года (т. е. с 01.01.2019 г.), а во-вторых — с некоторыми оговорками, о которых мы еще скажем подробнее.

Интересно, что законодатель в ч. 1 ст. 5 Закона № 2189 разделил жилкомуслуги на:

— коммунальные;

— жилищные.

Коммунальные услуги

Коммунальные услуги — это централизованная поставка (распределение) потребителям — совладельцам дома: газа, электроэнергии, тепла, горячей воды, питьевой воды, а также водоотведение и вывоз мусора.

И хотя в п.п. 3 ч. 1 ст. 6 Закона № 2189 всех «оказателей» коммунальных услуг назвали исполнителями, на самом деле что касается всех, кроме двух последних, — это самые что ни на есть поставщики (кроме обслуживания внутридомовых систем газовщиками и энергетиками, конечно).

Кстати, в отличие от других поставщиков/исполнителей коммунальных услуг, только газовщики и энергетики обслуживают соответствующие внутридомовые сети, во-первых, строго самостоятельно, а во-вторых — в счет тарифа (ч. 3 ст. 14 Закона № 2189). А вот ремонтируют они такие сети за отдельную плату (ч. 3 ст. 19; ч. 3 ст. 20 Закона № 2189).

Другим исполнителям коммунальных услуг и за обслуживание внутридомовых систем, и за их ремонт причитается отдельная абонплата.

Обращаем ваше внимание на то, что согласно пп. 3 — 5 разд. VI Закона № 2189:

— все («индивидуальные» — см. ниже) договоры с поставщиками газа и электричества остаются в силе (ч. 2 ст. 14 Закона № 2189);

максимум до 10.12.2018 г. все действующие договоры на поставку/оказание других коммунальных услуг (горячая и холодная вода, канализация, отопление и т. д.) будут действовать, но в течение этого срока совладельцы многоквартирных домов должны принять решение и выбрать так называемую «модель организации договорных отношений» с исполнителями, согласно которой договор заключается с либо-либо:

(1) каждым совладельцем как индивидуальным потребителем отдельно (это индивидуальный договор — см. ч. 3 ст. 14 Закона № 2189);

(2) управителем дома (об этом см. ниже) или уполномоченным совладельцами лицом (которым может быть любое физическое или юридическое лицо), действующим по договору поручения (см. гл. 68 ГКУ) от имени и за счет всех совладельцев как коллективного потребителя — но, разумеется, с индивидуальной разбивкой по потреблению благ и их оплате (это коллективный договор, для заключения которого дом должен быть оборудован общедомовым счетчиком соответствующего блага — см. ч. 4 ст. 14 Закона № 2189);

(3) юрлицом — объединением совладельцев (далее — ОСМД).

Заметим, что хотя в ч. 4 ст. 14 Закона № 2189 и нет конкретной ссылки, правила принятия решений о выборе «моделей» (в одном доме модели могут быть выбраны разными в отношении разных коммунальных услуг) — если говорить о доме, где не создано ОСМД (там свои правила) — будут начиная с 10.06.2018 г. регламентированы ст. 10 Закона Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» от 14.05.2015 г. № 417-VIII (далее — Закон № 417). Если коротко: такое решение в общем случае принимается собранием совладельцев,

если за него проголосовали собственники квартир и нежилых помещений, площадь которых вместе превышает половину всей подобной площади

Процедура проведения собрания совладельцев многоквартирного дома (в котором ОСМД не создано) довольно подробно регламентирована в указанной ст. 10 Закона № 417. Оформляется такое решение протоколом по форме, утвержденной приказом Минрегионстроя от 25.08.2015 г. № 203 (ср. 025069200). Направляется оно тому исполнителю коммунальной услуги, в отношении которого принято решение о выборе «модели».

Если до 10.12.2018 г. решение о выборе модели жильцами дома принято не будет, на коммунальные услуги (кроме газа и электроэнергии) заключат индивидуальные договоры.

Жилищные услуги

Жилищные услуги по управлению многоквартирным домом — это, если коротко, все виды надлежащего содержания и текущего ремонта совместного имущества и придомовой территории, обеспечивающие совладельцам надлежащие условия проживания. Для ознакомления вы можете заглянуть в Примерный перечень услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий…, утвержденный приказом Госжилкомхоза от 10.08.2004 г. № 150.

В обычном многоквартирном доме выполнение всех этих услуг согласно специальному договору (тоже индивидуальному либо коллективному) возлагается на единого так называемого управителя. Заметим, что в доме, где создано ОСМД, на основании ст. 13 Закона Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» от 29.11.2001 г. № 2866-III общее собрание ОСМД может самостоятельно решить, заключать ли ему договор с управителем или «обеспечивать совладельцам надлежащие условия проживания» самостоятельно — привлекая разных исполнителей по своему выбору. Вот почему коммунальное лобби во многих местных органах власти (как представители действующих монопольных управителей) всякими правдами и неправдами саботируют и без того робкие инициативы жителей по созданию ОСМД… ☹

Обращаем ваше внимание, что согласно п. 6 разд. VI Закона № 2189 в отношении тех многоквартирных домов, где не созданы ОСМД, до тех пор, пока совладельцы в указанном выше порядке по критерию «больше половины площади» не примут решение о конкурсном назначении нового управителя, все останется по-прежнему. То есть законодатели признали, что: во-первых, предельные сроки, установленные в ч. 5 ст. 13 Закона № 417 для конкурсного назначения управителей многоквартирных домов, безнадежно провалены, а во-вторых, местным чинушам уже не нужно будет имитировать бурную деятельность по организации таких конкурсов по принципу «менять, ничего не меняя», а дальнейшее безбедное существование нынешних коммунальных жэко-управителей надежно гарантирует пассивность самих жильцов… ☹

«Кнут» и «пряник»?..

Обсуждая новации Закона № 2189, самые «новаторские» из них мы приберегли напоследок — прежде всего из-за «отложенного» срока вступления их в силу.

Внимание! Начиная с 01.01.2019 г. потребителей ожидает вот что.

Пеня. За несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг (т. е. и жилищных, и коммунальных) индивидуальный потребитель будет обязан (п. 10 ч. 2 ст. 7 Закона № 2189)

уплачивать пеню в размере, установленном в договоре с исполнителем, но не выше 0,01 % суммы долга за каждый день просрочки

Однако есть две оговорки: во-первых, общий размер уплаченной пени не может превышать сумму долга; во-вторых, пеня не начисляется при наличии задолженности государства по льготам и субсидиям и/или наличия у потребителя подтвержденной (видимо, официальным письмом работодателя, которое наверняка послужит «красной тряпкой» для органов Гоструда ☹) задолженности по оплате труда (ч. 1 ст. 26 Закона № 2189).

Важно, что Закон № 2189 не устанавливает конкретного «предельного срока» для оплаты жилкомуслуг (как, скажем, сделано в привычном для вас НКУ), а отсылает к порядку и срокам, установленным в соответствующих договорах с поставщиками услуг.

Кроме того, поставщики коммунальных услуг (кроме газа и электроэнергии) вправе сперва предупредить потребителя о наличии у того долга, а через 30 дней после получения тем предупреждения отключить его от блага (ч. 4 ст. 26 Закона № 2189).

Монетизация коммунальных субсидий. Льготы и субсидии на оплату жилкомуслуг будут выплачиваться в денежной форме в порядке, который установит КМУ. На первом этапе положено начало процессу монетизации субсидий на уровне предприятий-исполнителей (см. постановление КМУ от 08.11.2017 г. № 951 и приказ Минфина от 04.01.2018 г. № 1). Затем с 1 июля с. г. Минсоцполитики планирует развернуть процесс монетизации льгот на такие услуги, а уже исходя из достигнутых результатов и с учетом выявленных проблем ближе к 01.01.2019 г. будет разработан соответствующий документ о порядке монетизации субсидий на уровне домохозяйств, который мы с вами тогда, конечно же, обсудим.

«Полцарства» за газовый счетчик

Ну и чтобы второй раз не вставать, ☺ две новости для потребителей газа в связи со вступлением в силу с 19.01.2018 г. Закона Украины от 21.12.2017 г. № 2260-VIII.

1. Предельный срок установки индивидуальных счетчиков газа потребителям, использующим его только для приготовления пищи, отложен до 01.01.2021 г. Причем, если этот срок будет нарушен газовщиками, поставку газа они обязаны продолжать с уплатой потребителями по нормам. Кстати, расходы на самостоятельную установку такого счетчика Кабмин намерен жильцам компенсировать (за установленные в 2018 году — в течение 12 месяцев). «Намерен» — в том смысле, что механизма подобной компенсации он пока еще не утвердил…

2. Общедомовые счетчики газа пока что остались вне закона, потому что они могут быть установлены только по решению совладельцев многоквартирного дома, оформленному так, как мы уже описали.

Короче: «да будет свет!» — сказал монтер… ☺

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
жилищно-коммунальные услуги, коммунальные услуги, жилищные услуги, несвоевременная оплата услуг, пеня, монетизация коммунальных субсидий, газовый счетчик добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье