Темы статей
Выбрать темы

Жалоба на блокировку НН

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Получив от комиссии, принимающей решение о регистрации НН/РК, отказ в регистрации, плательщик имеет право обжаловать такое решение в административном или судебном порядке. Это право «даровано» ему п. 56.23 НКУ. Сегодня мы поговорим о проблемах на поприще административного обжалования таких решений, в том числе о тех «негараздах», что возникали при попытках плательщиков подать в ГФСУ админжалобы на решения комиссий.

Новый «жалобный» механизм (теория)

Вначале — несколько слов о новом механизме админобжалования решений комиссий об отказе в регистрации НН/РК. Он установлен в Порядке рассмотрения жалоб, утвержденном постановлением КМУ от 21.02.2018 г. № 117* (далее — Порядок), и базируется на нормах п. 56.23 НКУ (которые, кстати, с этого года не изменились).

* Вступило в силу с 22.03.2018 г.

Согласно нормам этого Порядка Жалоба на решение комиссии... (далее — Жалоба) должна подаваться исключительно в электронной форме средствами электронной связи, определенными ГФС (форма J(F) 1313201).

Жалобы рассматриваются специальной комиссией при ГФСУ с участием представителя Минфина.

Жалоба представляется отдельно на каждое решение комиссии (т. е. только по одной остановленной НН/РК)**. К Жалобе прилагаются документы о подтверждении реальности операций по отказанным в регистрации НН/РК по форме J(F) 1312602. Каждый документ должен представляться отдельным файлом в формате PDF и не превышать объемом 2 мегабайта (БЗ, категория 101.17). Количество прилагаемых к Жалобе документов указывается в ней числовым значением.

** В прошлом году, напомним, фискалы позволяли (в БЗ, категория 133.01 — см. также «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 88, с. 3) в рамках одной Жалобы обжаловать несколько «отказных» решений, сейчас они пока такого не позволяют…

При составлении Жалобы обязательно учитывайте п. 10 Порядка. В нем указано, что Жалоба должна содержать следующие данные:

— наименование или Ф. И. О. плательщика, подающего Жалобу, его налоговый адрес;

— налоговый номер или серию и номер паспорта;

— номер и дату обжалуемого решения комиссии контролирующего органа об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН;

— информацию о причинах несогласия плательщика с решением комиссии;

— сведения об обжаловании решения комиссии в судебном порядке;

— требования плательщика, подающего Жалобу;

— электронный адрес, на который направляется решение, принятое по результатам рассмотрения Жалобы.

Если что-то из перечисленного не укажете — фискалы могут по формальным основаниям «продинамить» вашу Жалобу.

Кстати, поскольку в разделе Жалобы «Інформація про причини незгоди платника податку з рішенням комісії…» достаточно мало места, то изложите там только ключевые моменты, а в развернутом виде пропишите «незгоди», поместив их как отдельный файл-приложение к Жалобе в формате PDF (в упомянутом разделе Жалобы желательно сделать к нему отсылку).

На представление Жалобы плательщику дается 10 календарных дней со дня вступления в силу решения комиссии об отказе в регистрации НН/РК. Решение комиссии считается вступившим в силу по дате регистрации такого решения в электронном Реестре НН/РК, регистрация которых остановлена (в периоде тестирования этого Реестра, решения комиссий вступают в силу со дня их принятия). От этой даты и отсчитываются 10 календарных дней, установленных для подачи плательщиком Жалобы. Если последний день срока приходится на выходной, нерабочий или праздничный день, последним днем такого срока считается первый рабочий день, следующий за выходным, нерабочим или праздничным днем.

Жалоба не рассматривается, если плательщик уже обжаловал решение об отказе в регистрации в судебном порядке.

Если плательщик хочет отозвать Жалобу до принятия комиссией ГФСУ решения по ней, он может подать заявление об отказе от Жалобы (по форме J (F) 1313301).

По информации фискалов, электронные форматы Жалобы и Заявления размещены на официальном веб-портале ДФС в разделе «Електронна звітність» / Платникам податків про електронну звітність / Інформаційно-аналітичне забезпечення / Реєстр електронних форм податкових документів.

ГФСУ обязана обеспечить возможность подачи электронных Жалоб через личный электронный кабинет (наконец-то уже — см. ниже), а также через официальный веб-портал ГФСУ. Для формирования Жалобы или заявления в электронном виде плательщик по своему усмотрению может выбрать любое программное обеспечение, формирующее исходный файл в соответствии с утвержденным форматом (стандартом).

Срок рассмотрения комиссией Жалобы тоже составляет 10 календарных дней со дня получения ее ГФСУ, и он не может быть продлен (п.п. 56.23.3 НКУ).

Если решение по Жалобе не направляется плательщику в течение 10-дневного срока, такая Жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу плательщика со дня, следующего за последним днем указанного срока (п.п. 56.23.4 НКУ)

Но — это лишь теория, а как же все складывается на практике?

Грустная практика

И, может, все было бы хорошо, да вот только механизм принятия жалоб в электронном виде сразу не заработал — что-то фискалы там (как обычно) «креативно» напрограммировали и не могли никак дать этому ладу. ☹

ГФСУ «торжественно» запустила этот механизм только к 20 апреля. Сообщение об этом размещено на сайте ГФСУ*, там же можно ознакомиться с придуманным фискалами образцом заполнения Жалобы. Уделите внимание тем графам/реквизитам Жалобы, которые помечены как подлежащие обязательному заполнению (см. также выше об обязательных данных Жалобы!).

* http://sfs.gov.ua/media-tsentr/novini/334764.html.

В связи с такой «ПО-задержкой» ряд плательщиков НДС, которым комиссии в периоде электронной «импотенции» ГФСУ выносили решения об отказе в регистрации остановленных НН/РК, попадали в «интересное положение».

Эти плательщики (охваченные нервной дрожью) ввиду того, что их предельный 10-дневный срок безнадежно-неумолимо приближался к концу, напрягались и «перли» жалобы прямо в ГФСУ в бумажном виде нарочным (многим даже удалось их сдать). Те, кто подальше от столицы (или — не самые нервные) — отправляли до истечения 10-дневного срока в ГФСУ по почте «с уведомлением». По информации от читателей, в ГФСУ вплоть до 20 апреля принимали Жалобы только в бумажном виде (в электронном виде — на флешках/накопителях — в приеме Жалоб фискалы отказывали).

Причем, как нам известно, даже сами налоговики на горячей линии ГФСУ зачастую рекомендовали плательщикам в случаях приближения окончания 10-дневного срока не ждать от их ПО «милости», а направлять им Жалобу (с документальными приложениями) в бумажном виде по почте или доставлять нарочным.

И какова же судьба этих «бумажных» жалоб? Насколько нам известно, такие жалобы комиссия не рассматривала и рассматривать не будет** — поскольку, дескать, «бумажный» способ представления жалоб уже нормативно не предусмотрен. А значит, эти бумажки — и не жалобы вовсе. В то же время факт их подачи до истечения 10-дневного срока для плательщика — своего рода гарантия от того, чтоб его фискалы сразу «не отбрили». Именно так устно (в телефонном режиме) поясняют налоговики из числа членов специальной комиссии ГФСУ по рассмотрению жалоб ☹.

** За исключением разве что жалоб по прошлогодним декабрьским блокировкам, которые плательщики и в апреле (до 20-го) продолжали подавать в бумажном виде. Хотя не исключено, что фискалы и их потребуют «переподать» в электронном виде (см. ниже)…

Эти члены советуют тем плательщикам, кто подал Жалобу в бумажном виде, вновь подать ее в электронном виде.

И мы считаем, что тянуть с «электронной» подачей таким плательщикам (с учетом зависшего над ними «призрака 10 дней») не стоит

При этом фискалы обещают рассмотреть такие «просроченные» жалобы, невзирая на нарушение предельного 10-дневного срока, предусмотренного для представления. Достаточно ли для этого будет приложить к «электронной» Жалобе копии документов, подтверждающих предыдущую отправку ее в бумажном виде (или указать в пояснении входящий номер и дату передачи жалобы нарочным)? Или же они затребуют еще и скриншот квитанции, подтверждающей попытку отсылки этой Жалобы в пределах разрешенных 10 дней в электронном виде (см. об этом ниже)? Надеемся, нет…

Заметим, что члены комиссии обещают (пока только на словах) рассмотреть также и жалобы тех плательщиков, которые не подавали их на бумаге, но пытались направить в электронном виде, хотя по техническим причинам и не смогли этого сделать. При этом фискалы советуют при следующей попытке направления «электронной» Жалобы в начале страницы с пояснениями написать, что плательщик уже пытался подать Жалобу в рамках установленного 10-дневного срока, и в подтверждение этому необходимо в одном из приложений направить скриншот квитанции о непринятии Жалобы.

Однако при таком подходе в частичном «пролете» могут оказаться те плательщики, которые имели несколько «отказных» решений комиссий, но, попытавшись отправить Жалобу только на одно решение и получив от фискалов «неприемную» квитанцию, по остальным решениям подавать жалобы и не пытались. Они ведь к этим остальным просроченным жалобам никаких скриншотов приложить не смогут!..

А вот наверняка «пролететь» могут те плательщики, кто, точно зная, что «электронные» жалобы технически не принимаются, даже и не пытались их отсылать, в том числе и в бумажном виде. Кстати, с «бумажными» жалобами (как мы указали выше) — тоже есть свои нюансы…

Выходит, тем плательщикам, которые ничем не смогут подтвердить попытку подачи Жалобы в пределах «10-дней», исходя из этой «устной» (и пока ничем не подкрепленной) позиции ГФСУшников, остается только одна дорога — судебное обжалование ☹.

Впрочем, не спешите опускать руки или готовиться к затяжным судебным баталиям. Посмотрим, что еще официально разъяснят фискалы, которые сами виновны в этих проблемах с подачей «электронной» Жалобы. В принципе, они могут поступить благородно и с учетом «форс-мажора» перенести всем «нуждающимся» плательщикам сроки подачи жалоб. Хотя, на особые поблажки здесь рассчитывать не приходится (скорее всего, они попытаются под любым предлогом оставить за бортом как можно больше «просроченных» жалоб плательщиков)… ☹

Жалоба по «старым» блокировкам

Не совсем прозрачной/урегулированной оказалась ситуация и для обжалований по «старым» блокировкам. То есть по жалобам на решения комиссии в отказе регистрации НН/РК, заблокированных в «первом акте блокировочного спектакля» (т. е. — до 01.01.2018 г.).

Заблокированные в декабре-2017. Жалобы на «отказные» решения комиссии по таким НН/РК до 20 апреля принимались ГФСУ в бумажном виде. «Переходный» п. 571 подраздела 2 раздела ХХ НКУ в отношении НН/РК, заблокированных в декабре прошлого года, говорит, что такие НН/РК регистрируются в порядке, который действовал до 2018 года. Но вряд ли эта норма охватывает и порядок подачи жалоб. В то же время правомочность подачи именно «бумажной» Жалобы по НН/РК, заблокированным в декабре-2017, подтверждается действием до 22 марта этого года старого «жалобного» Порядка (утвержденного постановлением КМУ от 04.07.2017 г. № 485).

Однако, начиная с этой даты уже стал действовать Порядок новый, предусматривающий только электронную форму Жалобы, хотя до 20 апреля фискалы и продолжали принимать их в бумажном виде, ввиду отсутствия возможности «электронной» подачи. Но теперь, похоже (см. БЗ, 101.17), любые жалобы принимаются в электронном виде — независимо от того, когда была заблокирована конкретная НН/РК. Есть риск, что налоговики не будут рассматривать «бумажные» жалобы также и по «декабрьским» НН/РК, поданные в упомянутом периоде (с 22 марта до 20 апреля), и плательщикам придется их тоже «переподавать» в электронном виде (см. выше).

Между прочим, ходят злые слухи, что комиссия ГФСУ по рассмотрению жалоб до сих пор не разобралась с огромной кучей «бумажных» жалоб по прошлогодним НН/РК. По многим из этих жалоб уже давным-давно истек 10-дневный срок (установленный п.п. 56.23.3 НКУ для их рассмотрения), который, кстати, не может быть продлен.

И заметим, что

ряду плательщиков удалось принудить фискалов выполнять норму п.п. 56.23.4 НКУ, предусматривающую в таких ситуациях по истечении 10 дней считать Жалобу удовлетворенной, и заставить их разблокировать соответствующие НН/РК

Кому-то помогли просто звонки на сервис «Пульс» ГФСУ, кто-то сделал это через жалобу омбудсмену. А кому-то даже помог просто направленный в ГФСУ Запрос на получение публичной информации (форма которого, напомним, утверждена приказом Минфина от 10.03.2015 г. № 309).

В общем, если комиссия ГФСУ просрочила рассмотрение Жалобы, не сидите сложа руки, а пытайтесь заставить фискалов исполнять закон («автоматом» удовлетворить такую Жалобу) любыми возможными средствами.

Заблокированные до 01.12.2017 г. Немного иначе складывается ситуация в отношении НН/РК, заблокированных до 01.12.2017 г., по которым до этой даты плательщики не успели подать документы. Законодатели, внося изменения в НКУ, этот момент просто «прошляпили» (мы писали об этой проблеме в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 5, с. 25) и судьбу таких НН/РК решили только в этом году — п. 2 постановления КМУ от 21.02.2017 г. № 117*. А он, напомним, в вопросе разблокировки таких НН/РК ориентирует плательщиков на новый механизм, «узаконенный» этим постановлением. Из этого следует, что и механизм обжалования «отказных» решений комиссий по таким прошлогодним НН/РК тоже должен применяться новый. То есть Жалобы на отрицательные решения должны подаваться исключительно в электронном виде.

* То есть только с 22 марта плательщики получили возможность подать документы по НН/РК, заблокированным до 01.12.2017 г., а технически это стало возможно сделать лишь в начале апреля.

Если кто успел подать такую Жалобу в бумажном, рекомендуем навести справки у фискалов относительно ее рассмотрения и, возможно, срочно «переподать» ее в электронном виде. И приложить к ней соответствующие подтверждения о подаче «бумажной» Жалобы в рамках положенных «10 дней».

Что же касается НН/РК, заблокированных до 01.12.2017 г. и по которым до этой даты был получен отказ комиссии, то процедура админобжалования должна была закончиться по ним еще в декабре 2017 года.

В общем, жалуйтесь много, а главное — результативно!

выводы

  • Жалоба на решение комиссии в отказе регистрации НН/РК подается в ГФСУ только в электронном виде. Но до 20 апреля ГФСУ технически не обеспечила такую возможность, и жалобы подавались в бумажном виде.
  • По устным разъяснениям членов комиссии ГФСУ, они будут принимать «электронные просроченные» жалобы, которые не смогли подать вовремя из-за техпроблем с ПО ГФС, но — при подтверждении попытки электронной подачи (скриншотом «отказной» квитанции), или — когда была подача в срок в бумажном виде (с копиями документов, это подтверждающих).
  • Если комиссия в течение 10 дней не вынесла решение по Жалобе, Жалоба должна автоматически считаться полностью удовлетворенной в пользу плательщика (п.п. 56.23.4 НКУ).
  • Добивайтесь соблюдения фискалами правила об автоматическом удовлетворении жалобы любыми доступными средствами (обращайтесь на сервис «Пульс» ГФСУ, шлите в ГФСУ Запрос на получение публичной информации, оставляйте жалобу омбудсмену, т. д.).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше