Темы статей
Выбрать темы

Блокировки НН: «покращення» в действии

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Результаты «улучшения» ситуации на «НН-блокировочном» фронте в связи с принятием Закона «№ 2245* многие уже смогли прочувствовать на практике. В этом материале расскажем, что должно было происходить на блокировочном «фронте», что происходит фактически и что со всем этим можно сделать.

* Закон Украины от 07.12.2017 г. № 2245-VIII.

Закон № 2245 был опубликован 30 декабря 2017 года. Основной массив вносимых им изменений в НКУ начал применяться с 1 января.

Но при этом начиная с даты, следующей за датой публикации Закона № 2245, т. е. с 31.12.2017 г. и до начала действия нового порядка блокировки, который должен утвердить КМУ, регистрация НН/РК в ЕРНН не должна блокироваться.

Однако 31 декабря (в последний день регистрации НН/РК, датированных первой половиной декабря 2017 года) ГФС закрыла доступ в ЕРНН, из-за чего плательщики незаконно лишились в этот день возможности безблокировочной регистрации НН/РК! О том, можно ли оспорить штрафы за несвоевременную регистрацию НН/РК, датированных с 1 по 15 декабря 2017 г. в случае их регистрации 2 января 2018 года**, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 3, с. 20.

** В пользу неприменения штрафов в этой ситуации можно по аналогии сослаться еще и на решение ВАСУ от 10.10.2017 г. № К/800/20352/17.

А теперь пройдемся по остальным «(раз)блокировочным» вопросам.

Что должны были*** разблокировать 2 января?

*** О том, что фискалы с этим делом «тормозят», см., например, здесь: https://buhgalter911.com/news/news-1034602.html.

Начнем с того, что каждый плательщик НДС должен четко знать, какие конкретно заблокированные его НН/РК налоговики обязаны были зарегистрировать 2 января. Для этого плательщикам нужно провести «инвентаризацию» своих заблокированных НН/РК и выяснить, в каком они находились «положении» по состоянию на 1 декабря 2017 года.

Напомним, что согласно новому п. 571 подразд. 20 разд. ХХ НКУ 2 января фискалы должны были автоматически зарегистрировать в ЕРНН все заблокированные НН/РК, кроме(!):

1) НН/РК, по которым по состоянию на 1 декабря 2017 года не представлены пояснения и копии документов в соответствии с п.п. 201.16.2 НКУ;

2) НН/РК, по которым комиссия отказала в регистрации в ЕРНН, если по ним на 1 декабря 2017 года не начали процедуру обжалования в административном или судебном порядке

Из анализа этой нормы следует, что под обязательную регистрацию попадает очень малое количество заблокированных до 1 декабря 2017 года НН/РК!..

Учитывая, что комиссия ГФС должна была упомянутые «оправдательные» документы рассматривать в 5-дневный срок, то не вынесенные комиссией на 1 декабря решения по поданным документам теоретически должны быть только по тем документам (к НН/РК), которые были поданы в последние 5 дней ноября.

По остальным документам уже решения должны были быть комиссией приняты до 1 декабря, и в регистрации НН/РК до этой даты уже было отказано. А теперь прибавим сюда тот факт, что фискалы в целом ряде случаев не имеют (и не хотят иметь!) информацию о тех из уже «отказанных» до 1 декабря НН/РК, по которым плательщик начал до этой даты процедуру обжалования, и тогда «в сухом остатке» количество НН, которые фискалы «посчитают пригодными» для «автоматической» регистрации 2 января, окажется ничтожно малым.

Для удобства читателей изложенное выше (точнее, наше видение этих проблем) сгруппируем в таблице.

Заблокированные до 01.12.2017 г. НН/РК и их «право» на регистрацию 02.01.2018 г.

НН/РК, подлежащие регистрации 2 января

НН/РК, не подлежащие регистрации 2 января

НН/РК, по которым до 01.12.2017 г. поданы пояснения и копии документов* (что подтверждено соответствующей квитанцией) и отсутствует на эту дату решение комиссии ГФС (т. е. решение комиссии об отказе в регистрации вынесено начиная с 01.12.2017 г.)

НН/РК, по которым документы до 01.12.2017 г. не были поданы (в том числе и когда пытались их подать, но в квитанции пришел отказ, и/или когда подали документы уже после 01.12.2017 г.)

НН/РК, по которым до 01.12.2017 г. комиссия вынесла отказ, но до этой даты плательщик не начал никакого обжалования

НН/РК, по которым до 01.12.2017 г. была начата и не закончена процедура административного обжалования** (что подтверждается почтовой квитанцией об отсылке жалобы или другими документами, если жалобу доставляли нарочным)***

НН/РК, по которым до 01.12.2017 г. завершена процедура админобжалования (от ГФС получен отказ в удовлетворении жалобы) и не начата до этой даты процедура судебного обжалования

НН/РК, по которым до 01.12.2017 г. начата и не закончена процедура судебного обжалования**** (что подтверждается копией искового заявления, апелляционной или кассационной жалобы). Причем не важно, предшествовало этому админобжалование или нет

НН/РК, по которым до 01.12.2017 г. завершена процедура судебного обжалования (вступило в силу решение суда)

* Заметим, что Таблица плательщика сюда не входит (она подается отдельно), так что тот факт, принята или не принята Таблица, для наших целей роли не играет.

** Считаем, что в таком случае, если в декабре ГФСУ дала отказ в удовлетворении жалобы исходя из буквального прочтения п. 571 НКУ, фискалы все равно обязаны 2 января зарегистрировать НН/РК. Хотя, скорее всего, они будут против этого…

*** См. п. 8 Порядка рассмотрения жалоб…, утвержденного постановлением КМУ от 04.07.2017 г. № 485. То есть даже если фискалы не удосужились получить на почте вашу жалобу, процедура уже считается начатой. **** При очень формальном прочтении налоговики должны провести регистрацию НН/РК даже если суд в декабре вынес решение не в пользу плательщика. Хотя здесь все не так однозначно…

Надеемся, теперь вам легче будет определиться с конкретными ситуациями по своим НН/РК и с их «правом» на «2 января».

Вспомним тут еще возможную проблему с возможным отрицательным реглимитом на дату такой «автоматической» регистрации (с учетом того, как они супернастроили СЭА — см. подробнее «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 85, с. 3), и это тоже оптимизма не прибавит… И все же не стоит опускать руки, особенно если у ваших незарегистрированных НН/РК есть «право» на «2-е января»!

Каковы пути влияния на ситуацию?

Проведя на 01.12.2017 г. полную «инвентаризацию остатков» заблокированных НН/РК и выявив среди них «претендентов на регистрацию» 2-го января, рекомендуем дальше идти таким путем. Сначала проверьте через электронный кабинет и/или с помощью Витягов из ЕРНН — возможно, какие-то из этих НН/РК уже были в ЕРНН зарегистрированы. Если для регистрации каких-то из упомянутых НН/РК у вас (даже с учетом п. 2001.9 НКУ) не хватило регилимита, то должна была прийти соответствующая квитанция, что сумма реглимита недостаточна и разблокированные НН/РК ожидают регистрации. Впрочем, в свете того, как в этом году начала работать СЭА НДС, могут быть любые чудеса, в том числе и с лимитом, и с подобными квитанциями…

Если информации о разблокировке/регистрации ваших НН/РК, подпадающих под «автомат», вам найти не удалось, то следует подумать, каким образом воздействовать на фискалов, чтобы те выполнили закон (упомянутую норму абзаца первого п. 571 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

Думаем, что большинство плательщиков, которые честно начали до 1 декабря процедуру обжалования (направили ГФСУ жалобу или подали иск в суд), наверняка огорчатся, узнав, что их НН/РК, являющиеся «предметами» обжалования, 2 января «автоматом» не разблокировали/зарегистрировали. Фискалы, вероятно, станут лукавить — мол, у них отсутствует информация, что плательщик до 1 декабря 2017 года начал обжалование решения об отказе в регистрации таких НН/РК (хотя в большинстве случаев, особенно когда был подан иск в суд, такая информация у налоговиков имеется).

Поэтому

заинтересованным плательщикам стоит поспешить любым путем официально наделить фискалов копиями документов, подтверждающих начало процесса обжалования именно до 1 декабря 2017 года

На наш взгляд, лучше это сделать, написав в ГФСУ (копию — в Кабмин, Минфин, омбудсмену и т. д.) письмо, в котором уведомить что вы до 1 декабря начали административное или судебное обжалование. Обязательно приложите к письму копии соответствующих документов, подтверждающих факт начала процедуры обжалования (почтовой квитанции об отсылке жалобы в адрес ГФСУ, копии искового заявления в суд и других документов). И потребуйте от ГФСУ срочного выполнения абзаца первого п. 571 НКУ, т. е. регистрации «отказанных» НН/РК в ЕРНН.

Можно еще пригрозить судебным иском о принуждении их к этому и о возмещении вам убытков (да еще и со ссылкой на свежие нормы — пп. 21.3 и 21.4 НКУ).

Кстати, на наш взгляд (см. выше сноски в таблице), для целей автоматической регистрации 2 января формально не должен иметь значения тот факт, что в жалобе, направленной до 1 декабря, ГФСУ в декабре вам отказала (или аналогично суд отказал в удовлетворении требований иска к фискалам), ведь из буквального прочтения НКУ следует, что такие НН/РК должны «автоматом» зарегистрироваться. А если в жалобе отказано (или суд проигран) уже после 1 января этого года, то тут вообще нет вопросов с правом на «автомат»!

Как быть с тем, что «выпало в осадок»

Заблокированные до 1 декабря: документы не подали. Из перечисленных нами выше ситуаций в правой колонке таблицы (там, где об НН/РК, заблокированных до 01.12.2017 г. и не подлежащих автоматической регистрации), хуже всего дела обстоят с теми НН/РК, по которым плательщик не смог/не захотел подать документы до 1 декабря, а также не сделал этого и в декабре прошлого года. В таком случае шансы на их разблокировку при сегодняшних нормах НКУ уже достаточно низкие — ведь буквально п. 571 подразд. 2 разд. ХХ НКУ говорит о старой процедуре разблокировки только тех НН/РК, которые были заблокированы начиная с 01.12.2017 г. Выходит, что для заблокированных ранее НН/РК старая процедура уже не может применяться (так как ее с 1 января уже «изъяли» из п. 201.16 НКУ)… ☹

Разве что какой-то юрист-альтруист через суд докажет незаконность в этой части п. 571 подразд. 2 разд. ХХ НКУ. Ведь ранее разрешалось 365 дней для подачи документов — и теперь ущемлены права ряда плательщиков, т. е. Закон № 2254 нарушает такой принцип налогообложения, как равенство всех плательщиков (п.п. 4.1.2 НКУ).

Есть еще некоторые надежды на то, что вскорости депутаты осознают свою ошибку и срочно примут «антидискриминационные» изменения в НКУ. Обращение же плательщика в суд с требованием принудить фискалов принять документы к заблокированным до 1 декабря НН/РК (используя в том числе и упомянутые выше аргументы) может перерасти в затяжную «войну» с непредсказуемым финалом… ☹

К сожалению, фискалы уже ухватились за этот формальный повод и разместили у себя на сайте информацию*, о том, что

* http://sfs.gov.ua/anonsi/17393.html.

с 1 января не будут принимать документы и пояснения по НН/РК, заблокированным до 01.12.2017 г., а также Таблицы плательщика

Что касается Таблицы, то это, в принципе, понятно, так как Таблица подавалась «на будущее» и не влияла на текущую разблокировку конкретной НН/РК.

Кстати, надежду на восстановление здесь справедливости полностью не теряем, потому как согласно последней имеющейся у нас информации в проект постановления КМУ по новому порядку блокировки собираются включить норму, которая позволит плательщикам в общем порядке подавать документы и пояснения по НН/РК, заблокированным до 01.12.2017 г.

Ну что же, ждем и надеемся на лучшее.

Заблокированные до 1 декабря: документы подали в декабре. Проблемы с такими НН/РК, документы по которым подали в декабре-2017, могут быть, если комиссия решения по ним будет выносить после 1 января или если в декабре комиссия дала отказ. Жалобу на такое решение ГФСУ может попытаться отклонить (со ссылкой на Закон № 2245). Останется только судиться…

«Меж двух огней». В «неуютной» ситуации оказались и те НН/РК, по которым до 01.12.2017 г. комиссия приняла решение об отказе в регистрации, но плательщик подал жалобу после этой даты. Мы считаем, что фискалы в декабре должны были принять и рассмотреть жалобу по таким НН/РК, но если после вступления в силу Закона № 2245 вдруг ГФСУ станет отказывать в рассмотрении таких жалоб, то опять же считаем это незаконным, ведь процедура обжалования (п. 56.23) в НКУ осталась прежней, однако в худшем случае здесь плательщику придется искать правду в суде.

В других приведенных нами ситуациях (см. там же — в правой колонке таблицы на с. 26), за исключением случая, когда суд проиграли, считаем, что плательщик имеет право продолжать добиваться регистрации НН/РК «судебно-жалобными» способами.

Заблокированное в декабре — проблемы с подачей документов

В начале января у плательщиков возникли серьезные проблемы с «электронным общением» с фискалами. Желающие подать пояснения и документы к НН/РК, заблокированным в декабре, неожиданно получили отказы. Причем в квитанциях № 2 в виде основания для отказа фигурировал Закон № 2245 (ср. ).

На наш взгляд, такие действия фискалов являются чистейшим произволом. Ведь в абзаце втором п. 571 подразд. 2 разд. ХХ, введенного в НКУ этим Законом, было четко сказано, что НН/РК, заблокированные с 1 декабря 2017 года до даты вступления в силу Закона № 2245, по которым плательщик после 1 декабря подал пояснения и копии документов, регистрируются в ЕРНН по старой процедуре. Эта норма не ограничивала срок подачи таких пояснений и документов датой вступления в силу Закона № 2245, поэтому действия фискалов по неприему с 1 января упомянутых документов абсолютно незаконны.

Судя по информации, размещенной фискалами (см. сноску *), они должны-таки начать принимать документы и пояснения по НН/РК, заблокированным в декабре-2017.

И если у вас в начале января эти документы не прошли — подавайте снова.

Если же и в дальнейшем представление в электронном виде будет невозможно, то отсылайте/передавайте налоговикам копии документов и пояснения в бумажном виде, как это делали в начале «НН-блокировочной» кампании...

И когда уже эта вакханалия закончится?!..

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше