(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 44
  • № 43
  • № 42
  • № 40
  • № 39
  • № 38
  • № 37
  • № 35-36
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
5/16
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Май , 2018/№ 41

Шины для машины: эксплуатация

http://tinyurl.com/y5ncjvpu
Шины для автомобиля — это как обувь для человека. Любой автолюбитель прекрасно понимает, что наличие у одного автомобиля как минимум двух комплектов (зимней и летней) качественной «обуви» — это вовсе не «модный приговор», а суровая необходимость. Ведь в том числе от состояния автомобильных шин зависит безопасность движения на дорогах. Поэтому вопрос приобретения, учета и своевременного списания автомобильных шин должен быть «на высоте». Но об этом — чуть позже (см. с. 9). А прямо сейчас расскажем, что нужно знать бухгалтеру об эксплуатации шин.

Общие сведения

Основные характеристики автомобильных шин, которые помогут разобраться во всех премудростях их классификации и эксплуатации, приведены в Правилах № 549*. В свою очередь, нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин и порядок их корректировки, в зависимости от условий эксплуатации, изложены в Нормах № 488**.

* Утверждены приказом Мининфраструктуры от 26.07.2013 г. № 549.

** Утверждены приказом Минтранса от 20.05.2006 г. № 488.

Как прописывает п. 2 разд. ХІІ Правил № 549,

на каждую шину необходимо заводить карточку учета пробега (наработки) пневматической шины (далее — карточка учета) и заполнять все ее графы

Форма такой карточки приведена в приложении 5 к Нормам № 488. Ведется она до списания шины и хранится не менее трех лет после такого списания.

Шесть эксплуатационных нюансов

Можно выделить шесть основных показателей, которые необходимы для идентификации и учета конкретной шины, а также для заполнения на нее карточки учета.

1. Инвентарный номер. Его можно нанести на боковой поверхности шины специальным устройством для клеймения (п. 4 разд. XII Правил № 549).

2. Фактический пробег. В конце каждого месяца в карточку учета на основании, в частности, путевых листов записывают фактический пробег (наработку) шины — объем работы шины, измеряемый чаще всего в километрах пробега автомобиля (п. 5 разд. I Правил № 549).

3. Гарантийный срок (продавца или производителя). Это календарная продолжительность хранения и эксплуатации шины (п. 3.3 ГОСТа 4754-97, п. 5 разд. I Правил № 549). Причем для шин отечественных производителей он установлен в пять лет от даты изготовления (п. 10.1 ГОСТа 4754-97). Дата изготовления маркируется изготовителем на боковой поверхности шины (п. 18 разд. ІІ пояснений к приложению 4 к Правилам № 549).

4. Средний ресурс. Это условная величина, определяемая расчетным путем только для того, чтобы спрогнозировать истечение реального ресурса шины (п. 3.1 разд. 3 Норм № 488). Величина среднего ресурса шины зависит от различных показателей: вида и марки шин, марки транспортных средств, условий эксплуатаций и т. д. (см. приложения 1 и 2 к Нормам № 488). С учетом специфических условий эксплуатации шины средний ресурс дополнительно корректируется согласно разд. 6 Норм № 488 (п. 3.5 разд. 3 Норм № 488). При достижении величиной фактического пробега шины показателя ее среднего ресурса, необходимо провести ее осмотр и принять решение о возможности (или невозможности) продления эксплуатации (пп. 7.1 и 7.2 разд. 7 Норм № 488).

5. Назначенный ресурс. Начинает отсчет с даты изготовления шины и устанавливается для различных их категорий свой. При достижении шиной назначенного ресурса она изымается из эксплуатации независимо (!) от ее технического состояния (абзац двадцать третий п. 5 разд. І Правил № 549).

6. Остаточная высота рисунка протектора. Предельная (минимальная) высота рисунка протектора установлена п.п. «а» п. 31.4.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306, а для заграничных поездок показатели приведены в приложении 6 к Нормам № 488.

Назначенный ресурс и остаточная высота рисунка протектора являются решающими величинами, при достижении которых эксплуатировать автомобильные шины больше нельзя

Такие шины необходимо вывести из эксплуатации, т. е., говоря бухгалтерским языком, «списать».

Обратите внимание: практически все показатели карточки учета должен заполнять специалист, ответственный за эксплуатацию автомобиля. Работа бухгалтерии в данном случае сводится к контролю заполнения карточки и своевременному отражению в учете результатов эксплуатации шин.

Если, судя по карточке учета, шина достигла своего предельного состояния, она должна быть немедленно выведена из эксплуатации. При списании шины карточку учета подписывают члены комиссии по вопросам утраты пневматическими шинами потребительских свойств, и эта карточка получает статус акта списания автомобильных шин (п. 7.1 разд. 7 Норм № 488).

Безусловно, фатально поврежденную шину можно списать сразу же, не дожидаясь истечения назначенного ресурса (п. 3.2 разд. 3, п. 7.5 разд. 7 Норм № 488). При этом составляют соответствующий акт списания по требованиям правил эксплуатации пневматических шин и к нему прилагают карточку учета (п. 7.5 разд. 7 Норм № 488).

Когда шины «превращаются» в отходы…

Отработавшие (т. е. утратившие потребительские качества) шины при выводе их из эксплуатации соответствуют определению «отходы» (абзац второй ст. 1 Закона об отходах*).

* Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.

При этом за размещение отходов п.п. 240.1.3 НКУ предусматривает уплату эконалога. В то же время, опираясь на п.п. 14.1.223 и п. 240.5 НКУ, налоговики соглашаются с тем, что не являются плательщиками эконалога субъекты хозяйствования, осуществляющие временное размещение (хранение) отходов, в том числе опасных, до их передачи на утилизацию и захоронение при условии наличия у них договора на удаление и утилизацию отходов со специализированной организацией (письмо ГФСУ от 01.12.2017 г. № 2788/6/99-99-12-02-03-15/ІПК, 120.01 БЗ).

Сдавать отработавшие шины на утилизацию нужно не позже шести месяцев с даты их списания (п. 6 разд. XVI Правил № 549).

Имейте в виду: шина становится отходом только после списания, а пока она не списана — даже если и не эксплуатируется — ее отходом считать нельзя.

Ну а поскольку в любом случае имеем дело с образованием отходов, то:

во-первых, необходимо вести первичный учет отходов по типовой форме № 1-ВТ «Облік відходів та пакувальних матеріалів і тари» согласно Инструкции о заполнении типовой формы первичной учетной документации № 1-ВТ «Учет отходов и упаковочных материалов и тары», утвержденной приказом Минприроды от 07.07.2008 г. № 342;

во-вторых, может так случиться, что вам потребуется подать декларацию, как того требует ст. 17 Закона об отходах. Для этого нужно сначала рассчитать показатель общего образования отходов зув) за прошлый календарный год по формуле**, согласно абзацу тридцать третьему ст. 1 Закона об отходах. Если показатель Пзув окажется в пределах от 50 до 1000, то придется до 20 февраля года, следующего за отчетным, предоставить декларацию по форме, утвержденной постановлением КМУ от 18 февраля 2016 г. № 118;

** Чтобы ею воспользоваться, надо знать класс опасности отходов. Налоговики советуют за этим обратиться в Минприроды (БЗ 120.09).

в-третьих, если Пзув превышает 1000, нужно получать разрешение на осуществление операций в сфере обращения с отходами (п. «с» ст. 17 Закона об отходах).

С эксплуатационными особенностями учета шин разобрались и перейдем к их бухгалтерскому и налоговому учету.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
автомобильные шины, эксплуатация шин, карточка учета добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье