Наименование покупателя — один из обязательных реквизитов НН (п.п. «д» п. 201.1 НКУ). Кроме того, НКУ сейчас требует, чтобы наименование покупателя в НН указывалось так, как оно прописано в уставных документах.
Название покупателя в вашей НН не соответствует указанному требованию? Это ошибка, но несущественная! Хотите ее исправить? Это можно сделать. Но, в принципе, такая ошибка не мешает идентифицировать операцию. Такое мнение фискалы уже высказывали (см. письмо ГУ ГФС в Днепропетровской обл. от 11.07.2017 г. № 1095 /ІПК/10/04-36-12-01-16 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 78, с. 3). Поэтому в данном случае можно сослаться на «железную» норму: если НН зарегистрирована — это единственное основание для налогового кредита (абзац третий п. 201.10 НКУ). Поэтому все, что написано ниже, — только для тех случаев, если вы таки решите исправить ошибку в наименовании.
Как исправить ошибку? Это зависит от того, является ли ошибка в наименовании контрагента единственной в НН, которую вы собрались исправлять.
Если ошибка допущена только в наименовании покупателя, а его ИНН отражен правильно, достаточно составить РК с пустыми разделами А и Б. РК составляем на дату выявления ошибки
В заглавной части такого РК в поле «Отримувач (покупець)» указывается правильное наименование вашего покупателя (в соответствии с уставными документами), остальные реквизиты заглавной части заполняются так же, как и в НН. Разделы А и Б такого РК остаются пустыми (не заполняются). Такой РК продавец сам регистрирует в ЕРНН — и на этом все заканчивается.
Приведенный порядок исправления ошибки в наименовании контрагента полностью соответствует абзацу пятому п. 21 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина от 31.12.2015 г. № 1307. Фискалы совсем недавно подтвердили, что ошибка в наименовании покупателя исправляется именно так (см. письмо ГФСУ от 19.02.2018 г. № 666/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).
А вот если вы неправильно указали и наименование покупателя, и его ИНН (т. е. фактически указали одного контрагента вместо другого) — исправлять ошибку уже обязательно. «Железная» норма здесь не сработает, так как, по мнению фискалов, ошибка в ИНН не дает возможности идентифицировать операцию. Поэтому нужно будет составить «уменьшающий» РК к НН с ошибочным ИНН, которым полностью «обнулить» эту НН.
Причем сейчас такие РК «проходят» с единственной причиной корректировки «Повернення товарів або авансових платежів». Составляется «обнуляющий» РК на дату выявления ошибки. Регистрировать этот РК должен покупатель, чей ИНН ошибочно был указан в НН. После этого поставщик составляет новую НН (с правильным ИНН и наименованием контрагента), но на ту же дату, что и ошибочная НН, которую он «обнулил» с помощью РК.
Такой порядок для того, чтобы исправить ошибку в ИНН контрагента (или одновременно в его ИНН и наименовании) предлагает консультация из БЗ 101.16. Подробнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 34, с. 20.