Темы статей
Выбрать темы

«Кто стучится в дверь ко мне?*», или «Трудовые» проверяющие

Амброзяк Наталья, юрист
В последнее время проверки трудового законодательства — самая болезненная тема. Поэтому в контексте перевода отношений с работниками в ГПД-плоскость мы решили рассмотреть некоторые вопросы, связанные с контролем в «трудовой» сфере. В этой статье нам предстоит разобраться с тем, а кто же может прийти и проверить, все ли в порядке с вашими сотрудниками.

* Из стихотворения С. Я. Маршака «Почта».

Для начала напомним, что на сегодняшний день «мораторный» Закон № 1728 не распространяется на контролирующие органы, уполномоченные проводить проверки по трудовым вопросам. Об этом нам говорит постановление КМУ от 18.12.2017 г. № 1104.

Проверять по трудовым вопросам могут представители:

1) территориальных органов Гоструда;

2) органов местного самоуправления (исполкомов горсоветов городов областного значения и сельских, поселковых, горсоветов, советов объединенных территориальных громад);

3) территориальных органов ГФС.

Отдельно стоит обратить внимание также на органы Пенсионного фонда. Забегая вперед, скажем, что они самостоятельно не проверяют трудовые вопросы, однако на проверки могут повлиять. Также поговорим немного о роли Нацполиции в этом процессе.

Теперь чуть подробнее изучим каждого из этих контролеров.

Территориальные органы Гоструда**. Безусловно, это самый главный «трудовой» орган ☺. Представители Гоструда:

** Подробнее о порядке проведения проверок см. на с. 16, а о применении штрафных санкций — на с.23 этого номера.

а) проверяют все, что связано с соблюдением трудового законодательства;

б) осуществляя контрольные мероприятия, руководствуются в основном Законом № 877 и Порядком № 295;

в) налагают штрафные санкции по ст. 265 КЗоТ и применяют статьи КоАП, связанные с правонарушениями в сфере трудовых отношений, включая вопросы охраны труда*** (ст. 41, 93, 94, 1884, 1654 КоАП и другие).

*** В зависимости от статьи КоАП представители органов Гоструда непосредственно налагают штрафные санкции или составляют протоколы об административных правонарушениях, которые потом становятся основанием для применения штрафов судами.

Органы местного самоуправления. Инспекторы по трудовым вопросам из этих органов частично находятся под контролем Гоструда. Ведь именно последний выдает представителям исполкомов из п. 2 нашего списка соответствующие удостоверения (п. 3 Порядка № 295). «Местные» инспекторы:

а) проверяют вопросы, связанные со своевременной и в полном объеме оплатой труда, соблюдением минимальных гарантий в оплате труда, оформлением трудовых отношений;

б) осуществляя контрольные мероприятия, руководствуются в основном Законом № 877 и Порядком № 295;

в) в рамках своих полномочий составляют протоколы по ст. 41 КоАП, которые затем направляют на рассмотрение в суд;

г) в отношении применения ст. 265 КЗоТ есть один нюанс. В соответствии с п. 2 Порядка № 509 штрафы налагаются руководителями этих исполкомов.

Однако если посмотреть в ст. 265 КЗоТ, то она четко устанавливает правило: штрафы, указанные в этой статье, налагаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

И таким центральным органом исполнительной власти является Гоструда.

Но такие полномочия для исполкомов предусмотрены ч. 3 ст. 34 Закона № 280/97 (ср. ). Поэтому «местные» инспекторы могут и ст. 265 КЗоТ применить.

Хотя иногда госорганы в своих разъяснениях упоминают только ст. 41 КоАП (см. письмо Минсоцполитики от 26.04.2017 г. № 8830/0/2-17/28 и письмо Минрегионстроя от 28.02.2018 г. № 8/34-16-18).

Территориальные органы ГФС. Налоговые проверяющие:

а) могут проверять лишь определенные аспекты трудовых правоотношений (подробнее см. статью на с.16 этого номера);

б) при проведении контрольных мероприятий в первую очередь руководствуются НКУ и частично Законом № 877;

в) не налагают штрафные санкции в соответствии со ст. 265 КЗоТ, однако могут повлиять на ее применение. Если представители ГФС выявят у вас трудовые нарушения, то они об этом сообщат в Гоструда. А одним из оснований для применения штрафных санкций по ст. 265 КЗоТ является акт документальной выездной проверки ГФС, ее территориального органа (п. 2 Порядка № 509);

г) органы ГФС должны передавать информацию о фактах:

— нарушений законодательства о труде, выявленных в ходе осуществления контрольных полномочий;

— несоответствия пропорций между количеством работников и объемами производства работодателя (выполненных работ, предоставленных услуг) средним показателям по соответствующему виду деятельности;

— осуществления хозяйственной деятельности без госрегистрации. Само по себе это нарушение вызывает множество вопросов. Особенно в том, что касается квалификации таких или иных действий, как хоздеятельность без регистрации. А Порядок № 295 никаких дополнительных положений по этому поводу не содержит;

— выявления работодателей с задолженностью по ЕСВ больше минимального страхового взноса за каждого работника.

Органы Пенсионного фонда. Необходимо помнить о том, что происходит информационный обмен между органами ПФУ и Гоструда. В соответствии с п. 6 Порядка № 295 «пенсионщики» должны подавать информацию о:

а) работодателях:

— у которых в отношении работников отсутствует уведомление о приеме на работу;

— которые начисляют заработную плату меньше минимальной;

— у которых в течение месяца количество работников, работающих на условиях неполного рабочего дня, увеличилось на 20 % и более;

— у которых в отношении работников отсутствуют начисления заработной платы в отчетном месяце (отпуск без сохранения заработной платы без соблюдения требований КЗоТ и Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР);

— у которых в течение года не проводилась индексация заработной платы или сумма повышения зарплаты меньше суммы начисленной индексации;

— у которых 30 % и более «наемников» работают на условиях гражданско-правовых договоров (ГПД);

б) работниках, которые выполняют работы (предоставляют услуги) по ГПД у одного работодателя более одного года.

Однако и с обменом не все так просто. Подробнее об этом можно прочитать в статье на с.16 тематического номера.

Отдельная тема — органы внутренних дел (Нацполиции).

Всех переполошило распоряжение КМУ от 05.09.2018 г. № 649-р. Ведь в п. 3 этого акта среди органов, которые должны предоставить Гоструда информацию о проведенной работе по поводу «трудовых» проверок и информационно-разъяснительной работе, указана Нацполиция. Но Закон о Нацполиции не предусматривает право проводить проверки по трудовым вопросам полицейскими (и даже не уполномочены составлять протоколы в соответствии с КоАП по этому поводу).

Теоретически возможно лишь проведение информационно-разъяснительной работы (исходя из п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона о Нацполиции). Или речь идет о следственных действиях и оперативно-розыскной деятельности в рамках уголовного производства, например, по ст. 172 УКУ (грубое нарушение законодательства о труде). Однако здесь главенствующую роль играет УПКУ, и распоряжение КМУ никак не может повлиять на подобного рода деятельность правоохранителей.

Упоминание же о полицейских в контексте трудовых проверок есть в п.п. 4 п. 5 Порядка № 295. Здесь информация от правоохранительных органов о нарушении трудового законодательства может стать одним из оснований для инспекционного посещения. Также правоохранители фигурируют в п.п. 4 п. 11 Порядка № 295. Их могут привлекать инспекторы по труду в случае наличия признаков уголовного правонарушения и/или создания угрозы безопасности инспектора. Однако мы прекрасно понимаем, что здесь будет велик соблазн со стороны проверяющего злоупотреблять подобным правом.

Итак, с проверяющими разобрались. Об остальных важных моментах проверочной работы в сфере трудовых отношений читайте далее в нашем тематическом номере.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше