Для того чтобы понять, а каким же образом ГПД переквалифицировать в трудовой договор, будем копаться не только в нормативке. Посмотрим также, что же по этому поводу говорят суды.
Матчасть
Напомним: гражданско-правовой договор подчиняется исключительно правилам ГКУ.
Что по поводу «переквалификации» говорит нам этот Кодекс? А ничего! Действующее законодательство в принципе не оперирует понятием «скрытые трудовые отношения» или «ГПД с признаками трудовых отношений».
То есть теоретически после того, как две равные стороны подписали гражданско-правовой договор (согласовали все его существенные условия), то действует презумпция правомерности такого соглашения (ст. 204 ГКУ). В частности, сделка является правомерной, если ее недействительность прямо не установлена законом или если она не признана судом недействительной.
Но есть еще одна категория сделок — притворные. В соответствии со ст. 235 ГКУ притворной считается сделка, осуществленная сторонами для «прикрытия» другой сделки, которую они на самом деле осуществили.
При этом если будет установлено, что сделка была осуществлена сторонами для прикрытия другой сделки, которую они на самом деле осуществили, то отношения сторон регулируются правилами в отношении «реальной» сделки.
Казалось бы, у Гоструда на руках все «козыри». Применяя ст. 235 ГКУ, можно переквалифицировать ГПД в трудовой договор самостоятельно. Ведь о суде в этой статье не говорится.
Однако не все так просто, дорогие читатели. Следует помнить, что государственные органы, в отличие от нас, «простых смертных», действуют только на основании, в рамках полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и другими законами Украины (ч. 2 ст. 19 Конституции Украины).
Это значит, что даже переквалификация по ст. 235 ГКУ должна быть прямо предусмотрена в полномочиях того или иного государственного органа (в том числе и Гоструда).
Но при внимательном прочтении КЗоТ и Положения о Гоструда выясняется, что представители «главного трудового органа» уполномочены осуществлять госнадзор и контроль за соблюдением законодательства о труде юрлицами независимо от формы собственности, вида деятельности, хозяйствования, ФЛП, использующими наемный труд.
Отсюда напрашивается вывод:
Гоструда не может проверять порядок заключения ГПД
Ведь речь здесь будет идти не о трудовом законодательстве, а о гражданско-правовом. К слову, в свое время Управление Гоструда в Винницкой обл. как-то обмолвилось об этом на своем сайте*. Однако, сами понимаете, сообщение на сайте — не нормативно-правовой акт, им не «прикроешься».
* См. по ссылке: http://vn.dsp.gov.ua/novini-upravlinnya/shcho-take-tsivilno-pravoviy/.
Впрочем, здесь сомнительным остается даже вопрос переквалификации (используя ст. 235 ГКУ) по иску Гоструда через суд. Ведь и таких полномочий у «трудовиков» нет.
Если идти по логике положений КЗоТ, то единственно верный вариант — обращаться работнику с иском в рамках ст. 232 КЗоТ. Так, согласно п. 6 ч. 1 ст. 232 этого Кодекса непосредственно в судах рассматриваются споры по заявлению работников об оформлении трудовых отношений в случае выполнения ними работы без заключенного трудового договора и установления периода такой работы.
Теперь давайте заглянем в подзаконную нормативку. Согласно п. 2 Порядка № 509 штрафы могут налагаться на основании:
— решения суда, в частности, об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора;
— акта о выявлении во время проверки хозсубъекта или работодателя признаков нарушения законодательства о труде и/или занятости населения, составленного должностным лицом Гоструда или ее территориального органа, исполкома горсовета города областного значения и сельского, поселкового, горсовета, а также совета объединенной территориальной громады;
— акта выездной документальной проверки ГФС, ее территориального органа, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о труде.
Выходит, что безусловным основанием было и остается решение суда о признании тех или иных правоотношений трудовыми. А вот инспектор труда может делать выводы о нарушении трудового законодательства на основании кадровой документации. Ведь, как мы говорили выше, гражданско-правовые отношения — не «епархия» Гоструда, проверять «качественность» ГПД представители этого органа не могут.
А значит, остается под большим вопросом возможность привлечь по абзацу второму ч. 2 ст. 265 КЗоТ работодателя, у которого есть ГПД.
Но это, по сути, только теоретические рассуждения. Что же по этому поводу говорит судебная практика?
Судебная практика
К сожалению, судебная практика далеко не столь однозначна.
Во-первых, право работника подать в суд на работодателя и переквалифицировать ГПД в трудовой договор подтвердил Верховный Суд (см. постановление ВС от 08.05.2018 г. по делу № 127/21595/16-ц).
Во-вторых, формируется практика судов низших инстанций, где служители Фемиды также утверждают: представители Гоструда не имеют права переквалифицировать гражданско-правовые отношения в трудовые.
Например, в постановлении апелляционного суда Ивано-Франковской обл. от 11.05.2017 г. по делу № 341/217/17 судья, ссылаясь на ст. 235 ГКУ, указал: спор по поводу правомерности заключенного договора (трудового, гражданского) должен решаться в судебном порядке.
А в постановлении Закарпатского окружного админсуда от 29.08.2017 г. по делу № 807/521/17 (оставлено без изменений судом апелляционной инстанции) судья пришел к выводу: обязать предприятие и физическое лицо заключить трудовой договор, когда между ними фактически существуют отношения иного характера, или же признать существующий между ними договор недействительным не входит в компетенцию органов Гоструда. Определение отношений фактическими трудовыми может происходить только в судебном порядке по обращению лица, которое считает, что его право нарушено на основании положений ст. 232 КЗоТ.
Правда, о ст. 235 ГКУ суд не упоминал, опираясь больше на ст. 215 ГКУ (недействительность сделки).
Подобные выводы встречаются также в решениях Львовского окружного админсуда от 02.10.2018 г. по делу № 813/2745/18, Ровенского окружного админсуда от 13.04.2018 г. по делу № 817/337/18, Днепропетровского окружного админсуда от 10.08.2018 г. по делу № 804/2857/15, постановлении Днепропетровского апелляционного админсуда от 07.06.2018 г. по делу № 804/7711/17 (дело скоро будет рассматриваться Верховным Судом).
Однако есть решения, в которых на подобный нюанс никто не обращает внимания! И среди них решения Верховного Суда (см., например, постановление ВС от 04.07.2018 г. по делу № 820/1432/17). В качестве примера решений апелляционного суда приведем постановления Днепропетровского апелляционного админсуда от 16.05.2018 г. по делу № 804/6962/17, Львовского апелляционного админсуда от 23.03.2017 г. по делу № 876/1680/17, определение Львовского апелляционного админсуда от 29.05.2017 г. по делу № 876/5266/17.
Итак, теоретически у Гоструда недостаточно полномочий по поводу переквалификации ГПД в трудовые договоры. Однако практикой это, к сожалению, далеко не всегда подтверждается. К тому же позиция, которую мы обсудили выше, принимается пока что только судами низших инстанций.
В любом случае, если вы захотите рискнуть и обжаловать постановление «трудовиков» на основании недостаточности полномочий у Гоструда, то это решение для очень смелых. И помните: некачественный ГПД вас только «утопит».