Темы статей
Выбрать темы

Как перепрыгнуть коммуникативный барьер

Зимовин Алексей, практикующий психолог, канд. психол. наук, член Ассоциации политических психологов Украины
Человеческая коммуникация ну до того нежная и хрупкая штука, что испортить ее может многое. Как же устранить препятствия в коммуникативном обмене? Чтобы ответить на этот вопрос, мы написали целую заметку, а вы теперь можете ее прочесть!

Ученые рассматривают коммуникативный барьер как препятствие в передаче информации. Сразу приведем пример. Руководитель говорит: «Подготовьте отчет срочно!». Тем не менее он не уточняет дату, к которой отчет должен быть готов. Сотрудник, получив такое распоряжение, откладывает выполнение какой-то другой, тоже важной задачи и начинает готовить срочный, «горячий» отчет. В итоге отчет уже готов, а вот другая задача «провисла». Руководитель ругает подчиненного! В чем проблема? Возник коммуникативный барьер — слишком обобщенный характер информации привел к возможности двусмысленного ее толкования. Руководитель вкладывал в свои слова один смысл — сделайте этот отчет сразу после того, как выполните вот ту важную задачу. Работник «прочитал» в этих словах совсем другой смысл — отложи все и возьмись за отчет, ведь он срочный…

На самом деле коммуникативные барьеры бывают очень разными.

Барьеры непонимания. Суть этих барьеров держится на самой форме передачи информации. Ее подают в каком-то таком виде, из которого принимающей стороне непонятно, что именно от нее требуется. В этом смысле рассмотренный выше барьер двусмысленности распоряжения руководителя, безусловно, относится к барьерам непонимания. Информация может быть непонятной из-за самих физических условий ее передачи: шум, кто-то отвлекает собеседника; из-за особого произношения слов — не забывайте делать паузы в словах и не торопитесь, когда сообщаете нечто важное. Барьером может быть и слишком громкая речь, что сразу же переключает собеседника в эмоциональный режим, он больше сосредоточен на восстановлении своего психологического комфорта и распознавании отношения кричащего к нему, чем на смысле высказывания. Будьте спокойнее, когда сообщаете нечто важное!

Наш язык несовершенен, слова в нем могут иметь сразу несколько значений. Какое из них будет декодировано в каждом конкретном случае, зависит от множества факторов. Помните пример, который мы привели в самом начале статьи? Руководитель имел в виду одно, а сотрудник понял совсем другое. Поэтому так важно говорить как можно более конкретно и уточнять смысл слов и понятий, которые вы используете.

Также не забывайте о логичности вашего сообщения, используйте связывающие элементы: «во-первых», «во-вторых», «в-третьих»; «вначале скажем самое главное, а потом о деталях», «если так, то...» и т. п.

И последняя разновидность барьеров непонимания — логические барьеры. Различия в мышлении участников коммуникации. Как минимум, нужно говорить о том, что есть люди, которые склонны к абстрактно-логическому мышлению, и люди с наглядно-образным мышлением. Одним все понятно уже из самих ваших слов, другим — нужны картинка, образец, схема. Учитывайте это!

Барьеры различия. Все люди очень разные… Мы отличаемся по полу и возрасту (самые наглядные отличия), но, кроме того, и по своим ценностям, убеждениям, интерпретативным схемам, предпочтениям, социальному статусу, роли… Да, в общем, по очень многим критериям. Если эти различия не учитывать, они превращаются в барьеры, а значит, препятствуют эффективной коммуникации.

Так, к примеру, в отечественных организациях часто можно встретить барьеры, основанные на возрастных различиях. Сотрудники в возрасте отказывают в общении и лояльном отношении молоденьким новичкам. Что делать? Нам кажется продуктивной стратегия позитивного переосмысления коммуникативного барьера. Суть ее чрезвычайно проста. Нужно найти нечто позитивное в том, что новенькая — такая молодая. И свежий взгляд на проблему может привнести, и ответственной за покупку чая/кофе в коллектив быть, и за документами в другой конец города смотаться.

Отдельно остановимся на интерпретативных схемах — каждый из нас склонен интерпретировать информацию по-своему…. Вот такой простой пример. Руководитель критикует сотрудника за не вовремя выполненное задание. Один человек может воспринять это как угрозу себе лично. Он будет считать, что руководитель давно запланировал его увольнение, а сейчас просто придирается, чтобы наконец-то выполнить свой коварный план. Другой работник воспримет это как стремление руководителя унизить его, обесценить его таланты и достижения. Здесь, понятное дело, включается интерпретативная схема «достижения».

Как преодолеть барьеры, порожденные различиями в интерпретативных схемах? Предлагаем вам очень важную и действенную стратегию — нахождение общего. Как бы ни различались наши точки зрения на мир, способы его понимания, отношение к жизни и даже мировоззрение, мы способны найти что-то, что нас объединяет. В самом простом виде, если вы заметили, что человек со схемой «обида» уже включил ее, подойдите к нему после того как закончите критиковать, прикоснитесь к плечу и скажите: «Вижу, что вы расстроены… Я тоже очень расстраиваюсь, когда меня критикуют».

Барьеры отношений. Особняком стоят менее масштабные, но от того не менее вредоносные барьеры отношений. Они порождаются и поддерживаются неприятными эмоциями, которые связаны с предыдущим опытом общения. Если между двумя сотрудниками был конфликт из-за того, что один якобы подставил другого, у кого-то из них может появиться презрение ко второму. А у кого-то злость и раздражение. Страх, презрение, злость, раздражение, обида, которые появились в отношениях двух людей, но не были обсуждены и переосмыслены, превращаются в коммуникативные барьеры, отдаляют таких участников коммуникации друг от друга и препятствуют установлению взаимопонимания.

Помочь в такой ситуации призвана стратегия диалога, обсуждения отношений. Ни в коем случае нельзя игнорировать накапливаемое сторонами напряжение, наоборот, стоит его обсудить, разобраться в том, что не так, извиниться за те действия, которые были несправедливыми, восстановить понимание сути иных действий и т. д. Только разговор об отношениях, когда обе стороны словно бы смотрят на эти отношения сверху, помогает устранить родившиеся в коммуникации между ними барьеры.

Вот и все! Пусть не будет никаких барьеров не только в вашем общении с окружающими, но и на вашем пути к счастью… Какое-то не очень реалистичное пожелание получилось. Припишем. А если барьеры все-таки встретятся вам, где бы то ни было, сумейте их взять!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше