(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 78
  • № 77
  • № 76
  • № 75
  • № 73
  • № 72
  • № 71
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
4/16
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Сентябрь , 2018/№ 74

Аренда авто у физлица: когда и как облагать НДФЛ «ремонтные» расходы?

Ваше предприятие арендует у физлица автомобиль? Тогда рано или поздно, но вы обязательно столкнетесь с расходами на техническое обслуживание, ремонт или даже улучшение арендованного «железного коня». Чтобы быть готовым к такой ситуации, давайте прямо сейчас разберемся с тем, когда «ремонтные» затраты становятся объектом для удержания НДФЛ и ВС, а когда проведение ремонта не влечет за собой никаких НДФЛ-последствий.

Техобслуживание и текущий ремонт авто

Начнем с самого «легкого» вмешательства в техническое состояние автомобиля, а именно с его техобслуживания.

Техобслуживание по определению п. 1.3 Положения № 102 представляет собой комплекс операций или операцию по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, хранении и транспортировке. То есть по сути проведение таких работ нацелено на поддержание автомобиля в рабочем состоянии, является залогом его безопасной и надежной работы и не приводит к улучшению арендованного имущества.

В свою очередь, согласно ч. 1 ст. 801 ГКУ поддержание арендованного имущества в надлежащем состоянии является обязанностью (нанимателя) арендатора. Поэтому

расходы арендатора на проведение технического обслуживания объекта аренды не являются доходом физлица-арендодателя и объект обложения НДФЛ (ВС) не возникает

Не будет налогооблагаемого дохода у физлица-арендодателя в том случае, если арендатор провел текущий ремонт автомобиля. Судите сами.

Текущим считается ремонт, который выполняют для обеспечения или восстановления работоспособности транспортного средства. Он заключается в замене и (или) восстановлении отдельных его частей. Текущий ремонт выполняют по необходимости согласно результатам диагностирования технического состояния дорожного транспортного средства либо при наличии неисправностей (п. 3.12 Положения № 102).

Этот вид ремонта также не приводит к улучшению объекта аренды или к увеличению срока его службы, а лишь обеспечивает или восстанавливает его работоспособность.

Более того, по требованиям ч. 1 ст. 776 ГКУ текущий ремонт арендованного имущества проводится арендатором за его счет, если иное не установлено договором или законом.

Так что смело проводите текущий ремонт арендованного автомобиля без каких-либо НДФЛ/ВС-последствий для его собственника.

А вот с ремонтом «по-крупному», а также с улучшением арендованного авто уже не все так просто.

Капитальный ремонт

Капитальный ремонт арендованного имущества осуществляется арендодателем за его счет, если иное не установлено договором или законом (ч. 2 ст. 776 ГКУ).

Получается, если нет других оговорок в договоре аренды автомобиля, все расходы на его капитальный ремонт должен нести арендодатель. Конечно же, «капитально» отремонтировать арендованное авто может и арендатор, но в этом случае физлицо-арендодатель должно компенсировать ему стоимость ремонта (отдельным платежом либо путем зачета в стоимость аренды).

Отсюда главный принцип удержания НДФЛ с «капремонтных» доходов:

— если физлицо-арендодатель компенсирует понесенные арендатором расходы на ремонт — налогооблагаемый доход не возникает, а НДФЛ (ВС) не удерживают;

— в случае, когда арендодатель не (!) компенсирует арендатору стоимость капитального ремонта — по сути арендатор предоставляет арендодателю безвозмездно услугу по капитальному ремонту арендованного имущества.

Таким образом,

у арендодателя возникнет налогооблагаемый доход, который следует классифицировать как дополнительное благо (п.п. «е» п.п. 164.2.17 НКУ)

Напомним, что согласно п.п. «а» п.п. 164.2.17 НКУ в состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода налогоплательщика включают доход, полученный им как дополнительное благо в виде стоимости бесплатно полученных товаров (работ, услуг), определенной по правилам обычной цены.

О подробностях удержания НДФЛ и ВС расскажем позже. А сейчас посмотрим, как влияет на налогооблагаемый доход физлица улучшение автомобиля, сдаваемого им в аренду.

Улучшение арендованного авто

Для того, чтобы разобраться с НДФЛ-учетом сумм, потраченных арендатором на улучшение арендованного авто, также придется заглянуть в ГКУ.

Часть 1 ст. 778 ГКУ категорически заявляет: арендатор может произвести улучшение* арендованного имущества только с согласия арендодателя. И только в этом случае арендатор имеет право на получение компенсации стоимости таких расходов или зачет их суммы в счет арендной платы (ч. 3 ст. 778 ГКУ). Если вы не позаботились о получении соответствующего разрешения, то в последующем не имеете права требовать у арендодателя компенсации за произведенные «улучшительные» мероприятия.

* Улучшением автомобиля можно считать работы, которые приведут к повышению его технических характеристик и, как следствие, к увеличению экономических выгод от его использования.

Кроме того, все улучшения можно разделить на отделимые от объекта аренды и неотделимые. При этом отделимые улучшения объекты аренды арендатор может изъять по окончании срока действия договора аренды (ч. 2 ст. 778 ГКУ).

С учетом этих требований ГКУ и для целей НДФЛьного разд. IV НКУ делаем следующие выводы.

1. Объект обложения НДФЛ не возникает, если:

(а) арендатор получил разрешение на проведение улучшений объекта аренды и арендодатель компенсирует их стоимость;

(б) арендатор не получил предварительное согласие на улучшение от арендодателя, но после проведения улучшений арендодатель их одобрил и возместил арендатору понесенные расходы;

(в) по окончании договора аренды перед возвратом арендованного имущества арендатор изымает отделимые улучшения объекта аренды.

2. Улучшение арендованного имущества рассматривают как предоставление арендодателю услуг по улучшению объекта аренды, а значит, если перечисленные выше в первом выводе пункты «а» — «б» не сработали, «улучшалки» могут попасть в налогооблагаемый доход арендодателя.

Когда разного рода «ремонтные» расходы арендатора имеют шанс попасть под обложение НДФЛ и ВС, мы с вами разобрались. Теперь давайте выясним, когда и в какой сумме начислять налогооблагаемый доход и удерживать с него налоги.

Правила удержания НДФЛ и ВС

Дата возникновения дохода. Первая мысль, конечно, — начислять доход в месяце завершения арендатором капремонта и/или улучшения арендованного автомобиля. Но не спешите!

На наш взгляд, налогооблагаемый доход у физлица возникает гораздо позже — в момент передачи (возврата) капитально отремонтированного или улучшенного объекта арендодателю.

Действительно, какой же может быть доход в периоде проведения ремонта, если воспользоваться всеми прелестями отремонтированного авто арендодатель сможет только после получения объекта аренды обратно?

К тому же в периоде ремонта еще абсолютно не ясно: останутся ли к моменту возврата автомобиля основания для признания дохода. Например, к окончанию срока договора аренды улучшения могут значительно износиться, а то и вовсе утратить свою актуальность; арендодатель может выплатить арендатору компенсацию его расходов или арендатор может изъять отделимые улучшения перед возвратом объекта аренды арендодателю.

Размер налогооблагаемого дохода. Не менее важно правильно определить величину налогооблагаемого дохода, поскольку здесь тоже есть два интересных момента.

Во-первых, к тому моменту, когда арендатор вернет арендатору улучшенный/отремонтированный автомобиль, замененный при проведении капитального ремонта агрегат и/или дополнительные усовершенствования будут уже в какой-то степени изношены. Поэтому, определяя размер полученного дохода, нужно обязательно учесть степень такого износа.

Для оценки степени износа произведенных улучшений на предприятии следует создать специальную комиссию.

Во-вторых, в рассматриваемой ситуации доход физлицу предоставляется не в денежной форме, а в виде стоимости капитального ремонта и/или улучшений (с учетом износа) принадлежащего ему имущества. Поэтому в базу налогообложения такой доход должен попасть увеличенным на «натуральный» коэффициент из п. 164.5 НКУ (последний абзац п.п. 164.2.17 НКУ). При ставке налога 18 % величина этого коэффициента составляет 1,219512.

То есть

база налогообложения будет равна стоимости капремонта/улучшений за вычетом суммы фактического износа замененных или установленных объектов, умноженной на «натуральный» коэффициент

Практически все сказанное нами выше касается и ВС. Единственное отличие в том, что, по мнению налоговиков, в базу обложения ВС «ремонтный» доход попадет без применения «натурального» коэффициента (см. письма ГФСУ от 03.03.2018 г. № 865/6/99-99-13-02-03-15/ІПК и от 30.07.2018 г. № 3318/5/99-99-13-02-03-16, категория 103.25 БЗ).

Сумму удержанного НДФЛ и ВС предприятие-арендатор уплачивает в бюджет в сроки, установленные п.п. 168.1.4 НКУ, т. е. в течение трех банковских дней со дня, следующего за днем начисления неденежного дохода.

Ну и наконец, сумму начисленного и выплаченного арендодателю дохода обязательно нужно показать в Налоговом расчете по форме № 1ДФ с признаком дохода «126». Причем обратите внимание (!): сумму неденежного дохода в разделе I формы № 1ДФ показывают с учетом «натурального» коэффициента (см. письма ГФСУ от 24.05.2018 г. № 2306/5/99-99-13-02-03-16/ІПК, от 04.04.2016 г. № 7309/6/99-95-42-02-16 и консультацию в категории 103.25 БЗ), а в разделе II — фактическую сумму дохода, с которой был удержан ВС.

И «под занавес» несколько слов о ЕСВ. Как вы помните, обычный ремонт и техобслуживание вообще не приводят к возникновению дохода физлица, а значит, начислять ЕСВ в этом случае в общем-то и не на что. Но даже если вы провели налоговодоходный капремонт (улучшение) арендованного автомобиля, то и в этом случае доход физлица не подлежит обложению ЕСВ. Все потому, что возник такой доход не в рамках трудовых отношений и не в связи с выполнением этим лицом работ (услуг).

выводы

  • Затраты арендатора на техническое обслуживание и текущий ремонт арендованного автомобиля не увеличивают налогооблагаемый доход его собственника и объект обложения НДФЛ (ВС) не возникает.
  • Если арендодатель компенсирует (засчитывает в счет арендной платы) арендатору расходы на капремонт/улучшение авто, налогооблагаемый доход у него не возникает. В ином случае стоимость такого ремонта/улучшения придется обложить НДФЛ и ВС.
  • Считаем, что «ремонтный» доход у физлица возникает в момент передачи (возврата) арендодателю капитально отремонтированного или улучшенного автомобиля.
  • Затраты арендатора на «налоговодоходный» капремонт/улучшение арендованного автомобиля ЕСВ не облагают.
Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
предприятие, физлицо, аренда автомобиля, техническое обслуживание, текущий ремонт, капитальный ремонт, улучшение, НДФЛ, военный сбор, ЕСВ добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье