Темы статей
Выбрать темы

Программное обеспечение от нерезидента и ВЭД-договор

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Предприятие платит нерезиденту за ключ доступа к программному обеспечению. На сайте компании-нерезидента есть публичный договор. По факту оформленного на сайте заказа автоматически формируется счет для оплаты. Указанный счет предприятие предоставляет банку, однако банк требует двустороннего договора. Правомерны ли требования банка?

Для того чтобы приобрести программное обеспечение у нерезидента, резиденту нужна иностранная валюта. Эту валюту он, как правило, должен покупать, для чего обращается в банк. Резиденты — клиенты банков (юридические лица и физические лица — предприниматели) осуществляют покупку иностранной валюты через один банк для расчетов по текущим торговым операциям с нерезидентом по каждому внешнеэкономическому договору (п. 8 Положения № 5).

Поэтому для того, чтобы иметь основания покупать иностранную валюту, резиденту нужно обосновать потребность в ней. И в качестве такого обоснования как нельзя лучше подойдет внешнеэкономический договор с нерезидентом, в котором указано, за что, кому и сколько должен заплатить резидент.

Следовательно, для обоснования потребности в иностранной валюте резидент, который приобретает у нерезидента товары, работы, услуги или права интеллектуальной собственности, предоставляет банку подтверждение того, что у него заключен ВЭД-договор с нерезидентом. А банк, в свою очередь, имеет право производить дополнительный анализ по договору, контракту, соглашению, другому документу, который применяется в международной практике и может считаться договором, согласно которому осуществляется валютная операция (абзац второй п. 8 Положения № 8).

В нашем случае у резидента на руках имеется счет, сформированный на основании того, что такой резидент принял публичное предложение о соглашении (оферту) нерезидента (размещенное на сайте такого нерезидента) приобрести ключ доступа к программному обеспечению. Имеет ли право банк в этом случае требовать двусторонний договор с нерезидентом? По нашему мнению, потребности в таком договоре нет*. И требования банка вызваны скорее его «прихотями», чем законодательными основаниями. Формально такие основания можно найти в Положении № 8. Согласно абзацу первому п. 8 Положения № 8 уполномоченное учреждение должно производить дополнительный анализ документов (информации) о валютных операциях с целью подтверждения или опровержения отнесения операции к сомнительной**. Такой допанализ возможен в случае установления индикатора, указанного в приложении к Положению № 8 (включая индикатор, установленный на свое усмотрение уполномоченным учреждением). Но есть ли такая необходимость?

* Подробнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 77, с. 3.

** Сомнительная валютная операция — это операция, характер или последствия проведения которой дают основания считать, что она может быть связана с избежанием и/или невыполнением требований и ограничений, предусмотренных законодательством Украины (п.п. 5 п. 2 Положения № 8).

К тому же не совсем понятна практическая польза от требований банка: вряд ли программное обеспечение, приобретенное у нерезидента, стоит больше, чем эквивалент 150 тыс. грн. (приблизительно 5500 долларов). А если сумма операции меньше, чем эта «незначительная сумма», то такая операция фактически будет находиться вне валютного надзора (п.п. 1 п. 9 Инструкции № 7). Поэтому непонятно, для чего банку вообще двусторонний договор.

В ст. 6 Закона о ВЭД упоминается о принятии публичного предложения о соглашении (оферты), обмене электронными сообщениями и выставлении счета за предоставленные услуги только в случае экспорта услуг (см. также БЗ 114.09). Что же касается получения услуг или прав интеллектуальной собственности от нерезидента, то в ст. 6 Закона о ВЭД прямо не урегулировано право заключать такой договор в форме оферты. Однако и прямого запрета на такую форму ВЭД-договора нет.

Поэтому если банк требует двусторонний договор, такое требование, по нашему мнению, необоснованно. Но если платеж очень нужно провести, по-видимому, придется такой договор предоставить. Причем, по нашему мнению, двусторонний договор может быть и в электронной форме. При условии, что содержание договора зафиксировано в одном или нескольких документах (в том числе электронных) или в письмах, которыми обменялись стороны (ч. 1 ст. 207 ГКУ).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше