Темы статей
Выбрать темы

Покупаем ПО у нерезидента

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Сегодня многие программы можно купить по-современному — через Интернет, в том числе и у нерезидента. Чаще всего они нужны для деятельности (конечного использования). Какими документами подтвердить эту операцию и как ее отразить в учете?

«Программная» первичка

Как правило, «программную» интернет-покупку сопровождает лицензионный договор в электронном виде. Обычно он размещается на сайте продавца, причем чаще всего вместе с инвойсом (счетом на оплату). Кстати, о том, что

ВЭД-договоры могут заключаться в электронной форме,

сегодня прямо говорит и Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 г. № 959-ХII (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 99, с. 4).

Ну а еще о том, что письменный ВЭД-договор не обязателен (законодательством Украины такое требование не установлено), а допускается его составление в электронной форме (в том числе на продажи через Интернет) — путем принятия публичного предложения о соглашении (оферты) или путем обмена электронными сообщениями или другим способом, в частности путем выставления счета (инвойса), в том числе в электронном виде, твердят и налоговики (БЗ 114.09).

При этом для покупки программного продукта, как правило, достаточно оплатить счет (инвойс), после чего получить ключ активации (код или ссылку для скачивания программы). Других документов (например, акта приемки-передачи) в таком случае не оформляют. Да и, по правде, в этом нет необходимости. Ведь подтверждать оплату будут банковские документы, фиксирующие факт этой операции, в частности платежные документы, банковские выписки (письмо ГФСУ от 24.05.2017 г. № 320/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

А если есть оплаченный инвойс (счет-фактура), составленный в том числе в электронной форме, то и без акта приемки-передачи можно обойтись. Об этом говорит и сам Минфин (письмо Минфина от 16.02.2017 г. № 31-11410-06-5/4339, подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 45, с. 8). Налоговики, в свою очередь, отмечают, что при ВЭД-отношениях выполнение работ (предоставление услуг) оформляют не только актом, но и другим документом, предусмотренным договором (БЗ 114.02).

Поэтому

покупку программы подтвердят электронный договор, оплаченный инвойс и собственно платежка

Хотя по большому счету достаточно иметь лишь платежку и инвойс (заменяющий собой договор).

Валютные моменты, ВЭД-контроль

Поскольку за программу платим инвалютой, то обратим внимание на валютные моменты.

Прежде всего напомним, что расчеты между резидентами и нерезидентами в рамках торгового оборота осуществляются только в инвалюте в безналичной форме через уполномоченные банки (ст. 7 Декрета КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.93 г. № 15-93).

А вот рассчитываться по ВЭД-договорам с помощью корпоративных платежных карточек предприятиям/предпринимателям запрещено (п. 8.3 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валютах, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492; БЗ 114.02). В частности, сомнение относительно возможности проведения расчетов через КПК за товары/работы/услуги, приобретаемые на иностранных интернет-сайтах, высказывают и налоговики, перенаправляя к НБУ (письмо ГФСУ от 13.06.2018 г. № 2584/6/99-99-15-01-01-15/ІПК).

И все же если вам удастся провести оплату с КПК, то по большому счету каких-то серьезных санкций в этом случае не предусмотрено (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 49, с. 21).

Ну а еще в сфере ВЭД «предоплаченные» импортные операции (т. е. осуществляемые на условиях «отсрочки поставки» импортных товаров/работ/услуг) подлежат валютному контролю. Для завершения таких операций (т. е. ввоз товаров, выполнение работ, предоставление услуг) отводится предельный срок — 180 дней (ст. 2 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г. № 185/94-ВР). Иначе за просрочку начисляется пеня в размере 0,3 % стоимости неполученного импорта (подробнее о 180-дневном сроке ВЭД-расчетов и пене см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 46).

Ввиду этого вызывает интерес:

каким образом интернет-покупка снимается с валютного контроля и контролируется предельный срок импортной операции — 180 дней?

Налоговики, увы, ушли от ответа на вопрос, переадресовав за этим к НБУ (письмо ГФСУ от 13.06.2018 г. № 2584/6/99-99-15-01-01-15/ІПК, БЗ 114.02).

Впрочем, заметим, что согласно Инструкции № 136* банк:

* Инструкция о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденная постановлением Правления НБУ от 24.03.99 г. № 136.

контролирует соблюдение 180-дневного срока по импортной операции, если на дату перечисления оплаты резидентом нерезиденту импортная поставка не осуществлена — нет документов, подтверждающих импорт товаров, выполнение нерезидентом работ, предоставление услуг (п. 1.2 Инструкции № 136);

снимает импортную операцию с валютного контроля, в частности после оформления импортной таможенной декларации или предъявления резидентом счета (инвойса), акта или другого документа, удостоверяющего согласно условиям договора выполнение нерезидентом работ, предоставление услуг, передачу прав интеллектуальной собственности и других неимущественных прав, предназначенных для продажи (оплатной передачи) (п. 3.3 Инструкции № 136).

Таким образом, для снятия операции с валютного контроля необходимо предъявить банку «импортоподтверждающий» документ — счет (инвойс). Ну а учитывая, что интернет-покупка, собственно, и сопровождается оплатой счета (инвойса), проблем с его наличием быть не должно. Так что, по сути, банк поставит и следом снимет операцию с валютного контроля, как только ему предоставим счет (инвойс). Причем копии подтверждающих документов, в том числе счета (инвойса), можно подать банку в электронном виде по каналам «клиент-банк», «клиент-Интернет-банк» (п. 1.12 Инструкции № 136).

Бухучет

В бухгалтерском учете программу, приобретенную для конечного использования, зачисляют в нематериальные активы (НМА) и учитывают на субсчете 127 «Прочие нематериальные активы».

А вот субсчет 125 «Авторское право и смежные с ним права» использовали бы в том случае, если бы на программу приобрели исключительные имущественные права (т. е. купили как объект права интеллектуальной собственности).

С месяца, следующего за месяцем ввода программы в хозяйственный оборот, по ней начинают начислять амортизацию в течение срока полезного использования (п. 29 П(С)БУ 8 «Нематериальные активы»). При этом срок полезного использования программы предприятие устанавливает самостоятельно с учетом правоустанавливающего документа (лицензионного договора) при зачислении программы на баланс (пп. 25, 26 П(С)БУ 8).

А вот НМА с неопределенным сроком полезного использования в бухгалтерском учете амортизации не подлежат (п. 25 П(С)БУ 8). Поэтому в целях начисления амортизации такой срок лучше установить самостоятельно.

Амортизацию НМА начисляют теми же методами, что и амортизацию основных средств (п. 27 П(С)БУ 8), в большинстве случаев — прямолинейным методом.

Сумму начисленной амортизации относят в бухучете на расходы по направлениям затрат (Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 133) или отражают в составе капинвестиций (Дт 15 — Кт 133) — например, при использовании НМА в строительстве (сооружении) основных средств. Амортизацию прекращают с месяца, следующего за месяцем выбытия объекта НМА (п. 30 П(С)БУ 8).

Определяем стоимость программы. Так как программу покупаем за валюту, то появляется вопрос: по какой стоимости приходовать ПО?

В таком случае валютный эквивалент стоимости программы пересчитываем в гривни по правилам пп. 5, 6 «валютного» П(С)БУ 21. То есть

для пересчета в гривни стоимости купленной программы используем курс НБУ, действовавший на дату первого события по приобретению (оплате/получению)

Поэтому:

— если первой оказалась предоплата за программу (оплата нерезиденту — как в нашем случае при покупке через Интернет) — то стоимость программы пересчитываем по курсу НБУ на дату оплаты (т. е. запоминаем курс на дату оплаты и по такому курсу отразим стоимость программы при ее получении);

— если первым было получение программы — стоимость программы пересчитываем по курсу НБУ на дату ее получения.

Курсовые разницы. С оглядкой на «валютное» П(С)БУ 21 считаем курсовые разницы.

То есть если первым событием было:

— перечисление нерезиденту предоплаты за программу, то задолженность нерезидента является немонетарной и пересчету не подлежит. Поэтому курсовые разницы по ней не возникают, их не рассчитываем;

— получение программы от нерезидента, то возникает монетарная (валютная) задолженность перед нерезидентом. По ней рассчитываем курсовые разницы: на дату баланса, а также на дату осуществления операции в ее пределах или по всей статье, согласно учетной политике (п. 8 П(С)БУ 21). Подробнее о расчете курсовых разниц см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 63, с. 20.

Налог на прибыль

НМА-разницы. Сразу отметим, что никаких хлопот в налоговом учете с НМА не будет у малодоходников. Для них объектом обложения является бухфинрезультат. Поэтому налоговые разницы из разд. III НКУ (в том числе по НМА) они не определяют. А вот

высокодоходники и малодоходники-добровольцы должны вести налоговый учет НМА по правилам НКУ

и считать разницы для корректировки объекта обложения — бухфинрезультата. В частности, при начислении амортизации показывать «амортизационные» разницы (согласно ст. 138 НКУ)*: увеличивать финрезультат на бухучетную амортизацию и уменьшать на налоговую. Зачем? Чтобы в расчете объекта налогообложения учесть именно налоговую амортизацию.

* А в случае продажи/ликвидации НМА — «продажно-ликвидационные» разницы (подробнее о которых см. спецвыпуск «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 58, с. 66 и 76).

Ввиду этого высокодоходники и малодоходники-добровольцы в налоговоприбыльном учете программу, купленную для собственного пользования, зачисляют в «налоговую» НМА-группу 6 «Прочие нематериальные активы»**. При этом налоговую амортизацию начисляют, в общем-то, по правилам, аналогичным бухучетным (п. 138.2, п.п. 138.3.1 НКУ). Хотя возможны и отличия: при начислении налоговой амортизации не учитывают бухпереоценки НМА (п.п. 138.3.1 НКУ); налоговой амортизации не подлежат непроизводственные НМА и их ремонты/улучшения (п.п. 138.3.2 НКУ); в налоговом учете нельзя пользоваться производственным методом амортизации (п.п. 138.3.1 НКУ).

** А вот если бы программу покупали как объект права интеллектуальной собственности (в бухгалтерском учете «повесили» на субсчет 125), ее зачислили бы в «налоговую» НМА-группу 5.

Чаще всего налоговую амортизацию начисляют прямолинейным методом исходя из «бухучетного» срока полезного использования НМА, установленного с оглядкой на правоустанавливающие документы. Иначе если правоустанавливающим документом срок полезного использования НМА не установлен, его в налоговом учете устанавливают самостоятельно, однако не менее 2 и не более 10 лет (п.п. 138.3.4 НКУ).

Налоговых разниц по КР нет. Так как расчеты осуществляются в валюте, на всякий случай скажем: если в бухучете возникают валютные курсовые разницы (КР), они в общем порядке поучаствуют в формировании бухфинрезультата (объекта обложения). Так как

«налоговых» корректировок для курсовых разниц НКУ не предусмотрено,

то финрезультат корректировать не нужно (письмо ГФСУ от 05.12.2017 г. № 2843/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

«Нерезидентские» разницы. Правда, учтите, что в отдельных случаях — при покупке НМА у «особых» нерезидентов, может возникать необходимость расчета «нерезидентских» разниц. Тогда финрезультат придется увеличить:

— на 30 % стоимости купленной программы, если операции с нерезидентом не попадают в контролируемые, однако при этом нерезиденты «особые» — «из перечней», т. е.: (1) из «низконалоговых» стран (по Перечню, утвержденному постановлением КМУ от 27.12.2017 г. № 1045) или (2) с особой организационно-правовой формой (по Перечню, утвержденному постановлением КМУ от 04.07.2017 г. № 480). Хотя 30 % разницу показывать не придется, если расходы с такими нерезидентами сможем подтвердить по правилу «вытянутой руки» (п.п. 140.5.4 НКУ);

на сумму превышения договорной (контрактной) стоимости купленной программы над ценой, определенной по правилу «вытянутой руки», — если операции с нерезидентом попадают в контролируемые (п.п. 140.5.2 НКУ).

Причем приятно, что контролеры в конце концов согласились с расчетом таких «нерезидентских» разниц только по итогам года, т. е. когда станет известно, являются ли операции с нерезидентом контролируемыми/неконтролируемыми. Поэтому «ежеквартально» (т. е. по результатам 1 квартала, полугодия, трех кварталов) их рассчитывать не нужно (консультации в БЗ 102.13).

Налог на репатриацию. И не волнуйтесь: перечисляя нерезиденту плату за программу, налог с доходов нерезидента (так называемый налог на репатриацию) удерживать не нужно. Ведь выручку нерезидентов (которой является и плата за экземпляр программы) освобождает от налогообложения п.п. «й» п.п. 141.4.1 НКУ.

Другое дело, если бы платили роялти (доход нерезидента по п.п. «в» п.п. 141.4.1 НКУ). Тогда удерживали бы налог на репатриацию по ставке 15 %, если иное не устанавливает международный договор. Но это не наш случай. Ведь плата за покупку экземпляра программы — не роялти (согласно п.п. 14.1.225 НКУ). Поэтому налог на репатриацию не удерживается.

И кстати, с тем, что не нужно удерживать налог на репатриацию при покупке программной продукции (ПП) у нерезидента, согласны и налоговики (письмо ГФСУ от 24.05.2017 г. № 320/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

НДС

Для НДС-учета операции с ПП являются поставкой-приобретением услуг.

Место поставки определяют по «услужному» п.п. «в» п. 186.3 НКУ, т. е. по покупателю. Так как программу покупает предприятие (резидент), то у услуг место поставки — «в Украине», и, стало быть, они являются объектом обложения НДС.

Однако в то же время для ПП установлены свои правила налогообложения — действует ІТ-льгота по п. 261 подразд. 2 разд. ХХ НКУ. Причем то, что поставки экземпляров относятся к ПП (т. е. охватываются ІТ-льготой — льготируются по ІТ-льготе) и не попадают в роялти (которые, напомним, вообще не объект НДС по п.п. 196.1.6 НКУ), закреплено в «программном» п. 261 и п.п. 14.1.225 НКУ.

Так что, выходит, у нерезидента совершаем льготную покупку: приобретаем ПП, освобожденную от НДС. Причем способ приобретения программы: на материальных носителях, в электронном виде (через электронную почту, Интернет), путем доступа к программе через облачные сервисы или путем покупки ключей активации для НДС-льготы, роли не играет. Так как в любом случае операции с ПП освобождаются от НДС (см. письмо ГФСУ от 16.05.2018 г. № 2185/6/99-99-15-03-02-15/ІПК // «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 47, с. 5 и № 67, с. 20).

Так что покупка программы у нерезидента для конечного использования освобождается от НДС — льготируется. О том же говорят и налоговики (письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 27.11.2017 г. № 2710/ІПК/26-15-12-01-18). А заодно обращают внимание на то, что

в декларации по НДС покупку программы у нерезидента показывать не нужно,

поскольку формой декларации отражение льготных покупок у нерезидентов не предумотрено (письмо ГФСУ от 29.06.2017 г. № 871/6/99-99-15-03-02-15/ІПК). Так что приобретение программы у нерезидента пройдет «мимо» декларации.

Ввиду этого на такую операцию не нужно оформлять «льготную» НН (аналогично тому, как составляют НН согласно ст. 208 НКУ при приобретении облагаемых услуг у нерезидентов). Тем более, что «льготная» НН не содержит суммы НДС. Поэтому оштрафовать за несоставление и нерегистрацию таких НН не выйдет.

И для наглядности покупку программы у нерезидента рассмотрим на примере.

Пример. Предприятие приобрело у нерезидента программу стоимостью $1000, необходимую для деятельности — маркетинговых целей (будет ею пользоваться как конечный потребитель). Срок полезного использования определен предприятием в 5 лет.

В учете покупка программы отразится так:

Покупка программы у нерезидента

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, $/грн.

Дт

Кт

Если первое событие — предоплата за программу (курс НБУ — 28,2 грн./$)

1

Перечислена нерезиденту предоплата за программу

371

312

$1000

28200

2

Получена программа от нерезидента

154

632

$1000

28200

3

Отражен зачет задолженности

632

371

$1000

28200

4

Введена программа в эксплуатацию

127

154

28200

5

Начислена ежемесячная амортизация

(28200 грн. : 5 лет : 12 месяцев)

93

133

470

Если первое событие — получение программы (курс НБУ — 28,5 грн./$)

1

Получена программа от нерезидента

154

632

$1000

28500

2

Введена программа в эксплуатацию

127

154

28500

3

Начислена ежемесячная амортизация

(28500 грн.: 5 лет : 12 месяцев)

93

133

475

4

На дату баланса отражена курсовая разница

(курс НБУ — 28,6 грн./$)

[$1000 х (28,6 грн./$ - 28,5 грн./$)]

945

632

100

5

Перечислена нерезиденту плата за программу

(курс НБУ — 28,4 грн./$)

632

312

$1000

28400

6

На дату расчетов отражена курсовая разница

(курс НБУ — 28,4 грн./$)

[$1000 х (28,4 грн./$ - 28,6 грн./$)]

632

714

200

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше