Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Что должен предъявить инспектор?

Ярмак Мария, юрист
Налоги & бухучет Апрель, 2019/№ 29
Печать
Представьте: на пороге у работодателя появляется человек, который представляется инспектором по труду. Как проверить его полномочия? Действительно ли этот нежданный гость — инспектор? Что должен предъявить проверяющий, приходя на выездное инспектирование? Давайте разбираться.

Наверняка многие из вас слышали, что трудовому проверяющему для инспекционного посещения достаточно лишь служебного удостоверения. По крайней мере только об этом документе нам говорит п. 9 Порядка № 295.

Согласитесь, весьма экзотичное положение. Во все времена большинство проверяющих приходили на проверку не только с «корочкой». Обычно они обязаны предоставлять направление, а иногда еще и копию приказа о назначении контрольного мероприятия.

Направление необходимо как минимум для того, чтобы понять, что будет интересовать контролера. От того, что будет написано в этом документе, зависят полномочия инспектора. Что проверять, как и в каком объеме.

Также сюда подвязывается определенный набор возможных санкций.

Почувствуйте разницу. За противоправный недопуск и/или создание препятствий для проведения трудовой проверки грозит штраф в трехкратном размере минзарплаты — 12519 грн. (абзац шестой ч. 2 ст. 265 КЗоТ).

Но за противоправный недопуск и/или создание препятствий для проведения трудовой проверки по вопросам оформления трудового договора, оформления работника на неполное рабочее время при фактической работе полное рабочее время и по вопросам прочих нарушений из абзаца второго ч. 2 ст. 265 КЗоТ светит штраф в стократном размере минзарплаты — 417300 грн.

Поэтому знать предмет проверки жизненно необходимо!

Кстати, на практике инспекторы все же приходят на выездные инспектирования не только с удостоверением, но и с направлением.

О необходимости наличия направления напоминают Гоструда и некоторые ее управления*.

* См. по ссылкам: dsp.gov.ua/uvaha-pidpryiemtsiv-do-vas-mozhut-zavit/ и lviv.dsp.gov.ua/?p=15381 соответственно.

Проблемное направление

Здесь самое время вспомнить о Законе № 877. «Трудовики» проводят проверки в установленном этим Законом порядке. Но! С учетом особенностей, определенных законами в соответствующей сфере и международными договорами. Об этом нам говорит ч. 4 ст. 2 Закона № 877.

Далее ч. 5 ст. 2 Закона № 877 настаивает на том, что «особенные» органы (в том числе и Гоструда) обязаны обеспечить соблюдение требований целого ряда статей. Среди них нас должны интересовать ч. 3 ст. 6, ч. 1 — 4 и ч. 6 ст. 7, а также ст. 10 Закона № 877.

Положения ст. 7 устанавливают правила для распорядительных документов контролирующих органов, ст. 6 — правила проведения внеплановых мероприятий контроля, ст. 10 — права проверяемого хозсубъекта.

При таком раскладе применение Закона № 877 к Гоструда трактуют так: нормы, перечисленные в ч. 5 ст. 2 Закона № 877, представители этого государственного органа соблюдать обязаны, все остальные положения не обязательны к применению.

Именно так истолкованы эти нормы Закона № 877 в отношении Гоструда в постановлении ВС от 22.03.2018 г. по делу № 697/2073/17**.

** См. по ссылке: reyestr.court.gov.ua/Review/72965403

Так в чем проблема с обязательностью предоставления направления?

В том, что в перечень обязательных для Гоструда норм не входит ч. 5 ст. 7 Закона № 877, предусматривающая обязанность проверяющих перед началом осуществления мероприятий контроля предъявить руководителю хозсубъекта то самое направление и предоставить ему копию этого документа.

Также эта часть ст. 7 Закона № 877 запрещает должностному лицу осуществлять какие-либо контрольные действия без направления. В свою очередь, хозсубъекту предоставлено право не допускать к мероприятию надзора (контроля) без предъявления этого документа.

Однако на этом история не заканчивается ☺. Дело в том, что упоминание о направлении мы встречаем в других статьях Закона № 877 (ср. 025069200). В том числе тех, под правовое регулирование которых Гоструда попадает без всяких сомнений.

Например, ч. 3 ст. 6 Закона № 877 предусматривает такое: хозсубъект должен ознакомиться с основанием для проведения внепланового мероприятия с предоставлением ему копии соответствующего удостоверения (направления) на проведение мероприятия госнадзора (контроля).Что отсюда следует? Хозсубъект должен ознакомиться с направлением, его копия должна быть предоставлена, но у трудовых проверяющих нет обязанности ее предоставить.

Звучит абсурдно! Но, судя по всему, именно это написано в Законе № 877.

Идем дальше. Смотрим в ст. 10 Закона № 877. Хозсубъект имеет право, в частности, не допускать к «проверке» в случае, если

должностное лицо органа государственного надзора (контроля) не предоставило копии документов, предусмотренные этим Законом, или если предоставленные документы не соответствуют требованиям этого Закона

Но если представители госоргана не обязаны предъявлять это направление, то как применить такие положения?

Здесь можно привести следующие аргументы:

— хозсубъект должен получить копию направления (ч. 3 ст. 6 Закона № 877). А выполнение этого положения Закона № 877 проверяющие Гоструда обеспечить обязаны;

— контролирующие органы (в том числе и «трудовики») на основании приказа (решения, распоряжения) оформляют направление (ч. 2 ст. 7 Закона № 877);

— есть оригиналы, значит, должны быть и копии. Соответственно направление можно считать документом, предусмотренным Законом № 877, в рамках права не допускать к проведению контрольного мероприятия из ст. 10 Закона № 877;

— кроме проверяющих предоставить направление некому.

Какой контраргумент может использовать представитель Гоструда?

Раз он не обязан предоставлять вам копию направления на инспекционное посещение, то и нормы о возможном недопуске к этому контрольному мероприятию на него не распространяются.

Выходит, что инспектор по труду обязан предоставить служебное удостоверение.В то же время обязательность предоставления направления под вопросом. Хотя на практике инспекторы Гоструда все же предъявляют копию этого документа хозсубъекту.

Более того, служба прямо указывает на то, что инспектор не имеет права проводить инспекционное посещение без направления.

И напоследок помните: служебное удостоверение инспектора труда может быть аннулировано.

Поэтому обязательно проверяйте его действительность на сайте Гоструда*. Там даже можно увидеть фотографию каждого инспектора. Также есть возможность проверить удостоверение в телефонном режиме**.

* См. по ссылке: dsp.gov.ua/informatsiia-pro-sluzhbovi-posvidchennia-inspektoriv-pratsi/

** См. контактный телефон по ссылке: dsp.gov.ua/do-uvahy-robotodavtsiv/

Служебное удостоверение не значится в перечне, опубликованном на официальном сайте Гоструда?

Позвонив по телефону, указанному на сайте Гоструда, вам ответили, что такое удостоверение не выдавалось/аннулировано?

Вы имеете полное право не допускать к инспектированию «инспектора» с сомнительными документами.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше