Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Как органы местного самоуправления работодателей штрафуют

Амброзяк Наталья, юрист
Налоги & бухучет Апрель, 2019/№ 29
Печать
В борьбу с неоформленными работниками втянута не только Гоструда. Им в помощь законодатель приставил представителей органов местного самоуправления. Кто из «местных» проводит трудовые инспектирования? Что имеют право проверять? Могут ли штрафовать и по какой статье? Какие документы должны предъявить проверяемому? Ответы найдете в этой статье.

В вопросах инспектирования трудовые инспекторы из органов местного самоуправления (ОМС) руководствуются Порядком № 295. Однако в статусе «местных» есть свои нюансы. О них подробно вы можете прочесть в письме Гоструда от 22.06.2017 г. № 6827/1/4-ДП-17 и в письме № 6827/1/4-ДП-17 от 19.09.2017 г.

Теперь обсудим основные особенности «местных» инспектирований.

Что проверяют? Представители ОМС не могут проверять все подряд. Для них предмет возможных инспекционных посещений сузили до наиболее «дорогостоящих» вопросов:

— своевременной и в полном объеме оплаты труда;

— соблюдения минимальных гарантий в оплате труда;

— оформления трудовых отношений.

Учитывая положения формы акта, утвержденной приказом Минсоцполитики от 18.08.2017 г. № 1338 (далее — приказ № 1338), инспекторы из ОМС могут исследовать вопросы, указанные в этом акте по поводу:

— оформления трудовых отношений (пп. 3.1 — 3.13 разд. 3 «Трудовой договор» части І «Законодательство о труде» акта);

— своевременности и полноты оплаты труда и соблюдения минимальных госгарантий в оплате труда (разд. 6 «Оплата труда» части І «Законодательство о труде», пп. 7.6, 7.19 разд. 7 «Особенности использования труда лиц, требующих дополнительной социальной защиты» и пп. 9.7 — 9.18 разд. 9 «Гарантии наемных работников» части II «Дополнительные требования» акта).

Какие документы должны предъявить объекту посещения? Как мы сказали выше, проверяющие также руководствуются Порядком № 295. Поэтому

инспекторы по труду из ОМС обязаны предоставить свое служебное удостоверение

Действительность этого документа можно проверить на сайте Гоструда в отдельном перечне. Там же размещены и фото каждого контролера*. Также можно проверить действительность удостоверений в телефонном режиме**. Кого-то из пришедших на инспектирование нет в списках на сайте Гоструда? В телефонном режиме сообщают, что такого удостоверения нет? Вы можете не допустить такого «инспектора» на проверку.

* См. по ссылке: dsp.gov.ua/informatsiia-pro-sluzhbovi-posvidchennia-inspektoriv-pratsi-orhaniv-mistsevoho-samovriaduvannia/

** См. контактный телефон по ссылке: dsp.gov.ua/derzhpratsi-vydala-pershi-posvidchennia-inspektoram-pratsi-orhaniv-mistsevoho-samovriaduvannia/

Что касается обязательного наличия направления у «местных» проверяющих на проведение инспекционного посещения, то здесь вопрос спорный. Ведь согласно п. 9 Порядка № 295 во время проведения инспекционного посещения инспектор по труду обязан предъявить хозсубъекту или уполномоченному лицу свое служебное удостоверение. О направлении речи здесь не идет. Точно такая же проблема есть и у Гоструда (см. подробнее на с. 5).

Тем не менее на практике проверяющие из ОМС ходят с направлениями. Также о необходимости направлений говорят в Методических рекомендациях «Осуществление органами местного самоуправления контроля за соблюдением законодательства о труде», разработанных Ассоциацией городов Украины совместно с Гоструда***.

*** См. на официальном сайте Ассоциации городов Украины: auc.org.ua/library в разделе «Библиотека».

«Местные» инспекторы и штрафы по ст. 265 КЗоТ и по ст. 41 КУоАП?

Скажем сразу: этот вопрос также спорный. Положения абзаца первого п. 2 Порядка № 509 позволяют представителям ОМС самостоятельно налагать штрафы по ст. 265 КЗоТ. Об этом нам говорит и ч. 3 ст. 34 Закона № 280.

Но ст. 265 КЗоТ устанавливает, что штрафы, указанные в этой статье, налагаются центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. И таким центральным исполнительным органом является Гоструда. Представителей органов местного самоуправления в штат последнего не зачисляют.

КЗоТ имеет высшую юридическую силу над Порядком № 509. Это значит, что в приоритете должны быть положения этого Кодекса.

Закон № 280 прямо не ссылается на ст. 265 КЗоТ. Поэтому мы считаем, что трудовые инспекторы из ОМС штрафовать по КЗоТ не могут. За ними разве что остаются положения КУоАП. «Местные» могут составить протокол по ст. 41 КУоАП (п. 2 ч. 1 ст. 255 КУоАП) и передать его на рассмотрение в суд (ст. 221 КУоАП). Суд и будет налагать административные штрафы.

Однако

Гоструда считает, что у инспекторов из ОМС достаточно полномочий для применения штрафов по ст. 265 КЗоТ

Это ясно из содержания письма Гоструда от 17.01.2019 г. № 470/1/4.3-ДП-19. Хотя служба указывает, что уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления при применении штрафов должны руководствоваться КЗоТ, БКУ, Порядком № 509 и приказом № 1338. При этом рекомендует в форме постановления о применении штрафа указывать, что суммы санкций перечисляются в соответствующие местные бюджеты.

Минсоцполитики в письме от 26.04.2017 г. № 8830/0/2-17/28 приходил к выводу о том, что вносить изменения в ст. 265 КЗоТ не нужно. Тем не менее ссылались только на КУоАП, а о штрафах из ст. 265 КЗоТ не упоминали.

Здесь кратко напомним о процедуре применения штрафных санкций по ст. 265 КЗоТ. В случае выявления правонарушений инспектор по труду из ОМС:

1) составляет акт инспекционного посещения (невыездного инспектирования) юридического лица (физического лица), которое использует наемный труд;

2) выносит предписание об устранении нарушений;

3) одновременно с предписанием из п. 2 начинает процедуру применения штрафа по ст. 265 КЗоТ, предусмотренную Порядком № 509.

Почему «местные» инспекторы не дадут исправиться? Согласно п. 29 Порядка № 295 за неоформленных работников, несвоевременную и не в полном объеме выплату зарплаты, несоблюдение минимальных госгарантий привлечение к ответственности происходит одновременно с вынесением предписания. Причем не важно — исправились вы или нет.

Проблема в том, что все эти нарушения являются предметом инспекционного посещения проверяющих из ОМС.

Обратите внимание: о рассмотрении дела обязательно сообщают работодателю не позднее чем за 5 дней до даты рассмотрения. Такое уведомление может направляться заказным письмом, телеграммой, телефаксом, телефонограммой или вручаться представителям работодателя. О том, что уведомление направлено, делается отметка на его копии. Эта отметка удостоверяется подписью представителя хозсубъекта. Именно такие правила установлены п. 6 Порядка № 509.

Далее уполномоченное должностное лицо по результатам рассмотрения дела выносит постановление о применении штрафа по ст. 265 КЗоТ.

Кто уполномочен выносить постановления о применении штрафа по ст. 265 КЗоТ? Исходя из все того же п. 2 Порядка № 509 — это руководители исполнительных органов горсоветов городов областного значения, сельских, поселковых, горсоветов, советов объединенных территориальных громад и их заместители.

Что ж, наш блиц-опрос по трудовым инспектированиям со стороны органов местного самоуправления подошел к концу. Но расслабляться еще рано. В других материалах этого номера вас ждут ответы на не менее острые вопросы.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше