вывод документа
Аннулирование регистрации плательщика сельхозЕН по инициативе контролеров осуществляется по результатам документальной проверки, которой зафиксировано наличие налогового долга по состоянию на 1 января базового (отчетного) года
Чтобы аграрий мог работать на сельхозЕН, он не должен иметь по состоянию на 1 января базового (отчетного) года налогового долга, за исключением безнадежного, возникшего в результате действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) (п.п. 291.51.3 НКУ). Размер такого долга значения не имеет.
При этом, если аграрий, у которого есть такой налоговый долг:
— впервые подает документы на переход на сельхозЕН, то его просто не включают в Реестр плательщиков сельхозЕН;
— уже находится на сельхозЕН, то налоговая может лишить его права пребывания на сельхозЕН только путем исключения из Реестра (п. 299.1 НКУ). Но, чтобы это сделать, фискалы должны прийти на проверку и по ее результатам аннулировать регистрацию. Конечно, если аграрий сам, обнаружив свое нарушение, не откажется от пребывания на сельхозЕН.
Учитывая это, в комментируемом письме фискалы справедливо отмечают, что именно решение налоговиков, оформленное по результатам документальной проверки по наличию долга на 1 января, является основанием для лишения действующего плательщика сельхозЕН права пребывания на сельхозЕН.
На практике же происходят несколько иные действия. Так, когда налоговый долг имеет уже действующий плательщик сельхозЕН, то налоговики поступают по-другому. Обнаружив долг на 1 января, они просто отказывают в подтверждении статуса плательщика сельхозЕН на следующий год.
Этими действиями фискалы нарушают требования НКУ. Регистрация плательщика сельхозЕН является бессрочной и может быть аннулирована лишь путем исключения из Реестра (п. 299.10 НКУ). Налоговики же просто отказывают аграрию в прохождении процедуры подтверждения статуса плательщика сельхозЕН, даже несмотря на подачу всех документов, необходимых для такого подтверждения.
Аграрии, у которых есть долг на 1 января, пользуются этим упущением, чтобы и дальше работать на сельхозЕН. Об этом свидетельствуют, например, постановления ВСУ от 29.03.2018 г. по делу № 804/2321/17 и от 07.02.2019 г. по делу № 804/3117/17*. В них служители Фемиды указывают, что наличие налогового долга не является основанием для отказа в подтверждении статуса плательщика сельхозЕН, а касается именно факта пребывания на сельхозЕН, в частности не дает возможности аграрию получить статус плательщика сельхозЕН, но не является препятствием для подтверждения статуса такого плательщика.
* Соответственно reyestr.court.gov.ua/Review/73044128 и reyestr.court.gov.ua/Review/79671985.
То есть если налоговая не подтвердила статус агрария как плательщика сельхозЕН в связи с имеющимся налоговым долгом, то можно попробовать отсудить статус плательщика сельхозЕН.
Вопрос здесь в другом: стоит ли это делать? Наличие налогового долга на 1 января не дает права аграрию находиться на сельхозЕН. И если вы даже отсудите свое восстановление в рядах сельхозЕН, то это будет пиррова победа.
После этого налоговики могут прийти на проверку и по ее результатам из-за налогового долга на 1 января и, как следствие, несоответствия требованиям для нахождения на сельхозЕН начислят налоги/сборы и штрафы за несвоевременную уплату и декларирование налогов/сборов, от уплаты которых освобождался аграрий в периоды, когда не мог быть плательщиком сельхозЕН, а именно: налога на прибыль, земналога, рентной платы и т. п. (абзац второй п. 299.11 НКУ). При этом сам аграрий должен перейти на общую систему начиная со следующего месяца после месяца, в котором установлено такое нарушение.
Поэтому советуем аграриям не допускать налогового долга на 1 января, а если это сделали, самостоятельно стать общесистемщиками, чтобы не стало еще хуже.