Темы статей
Выбрать темы

ТТН-изменения

Амброзяк Наталья, юрист
В основной ТТН-норматив — Правила № 363* — внесли изменения. Они вступили в силу 12 июля. Насколько масштабны нововведения? В чем их суть? Давайте разбираться.

* Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363.

Подтверждающая сила ТТН

Ранее разд. 1 Правил № 363 говорил нам о том, что ТТН — это единый для всех участников транспортного процесса документ, предназначенный для:

— списания товарно-материальных ценностей (ТМЦ), учета на пути их перемещения;

— оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета;

— расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы.

Теперь ТТН — это один из документов, подтверждающих списание и оприходование ТМЦ. Тем не менее такая накладная остается единым документом для подтверждения транспортных расходов.

В свое время налоговики использовали старое определение, дабы признавать операции нереальными, если у сторон договора отсутствовала ТТН. Однако со временем их позиция изменилась. В этом фискалам помогла судебная практика.

В частности, теперь они утверждают, что

товарно-транспортная накладная подтверждает лишь расходы на перевозку товара

В то же время одной лишь ТТН недостаточно для списания и оприходования ТМЦ. Подробно об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 77, с. 12.

Оформляем ТТН

Форма ТТН. В приложении 7 к Правилам № 363 приведен бланк общей ТТН (форма № 1-ТН). Так вот, он тоже подвергся изменениям. Кое-какие графы оттуда исчезли. Например, «Переадресування вантажу» или «відпуск за довіреністю вантажоодержувача…» (здесь указывались реквизиты доверенности). Нет также граф «Прийняв водій/експедитор» и «Здав водій/експедитор». Теперь достаточно лишь подписи водителя в шапке ТТН, что подтверждает прием груза.

Обратите внимание: если вам будут необходимы те или иные исчезнувшие графы, вы всегда можете их добавить самостоятельно (абзац шестой п. 11.1 Правил № 363). Или разработать удобную для вас форму ТТН. Главное — наличие всех обязательных реквизитов (абзац второй п. 11.1 Правил № 363).

Сколько экземпляров нужно? ТТН в бумажном виде теперь нужно выписывать минимум в трех экземплярах (ранее их было 4).

Важно! Для некоторых форм ТТН минимальное их количество не изменилось. Речь о формах: № 1-ТН (спирт), № 1-ТН (алкогольні напої), № 1-ТТН (нафтопродукт), № 1-ТН (вкд), ТТН-ліс, № 1-ТТН (хліб), № 1-ТН (МС).

Движение ТТН. Все три экземпляра ТТН подписывают заказчик (грузоотправитель) и водитель/экспедитор (когда принимает груз). Два из трех экземпляров остаются у водителя (экспедитора). При доставке груза оба экземпляра «водительских (экспедиторских)» ТТН подписывает грузополучатель, один из которых возвращает водителю (экспедитору). Водитель (экспедитор) передает этот экземпляр перевозчику.

Для наглядности новый алгоритм движения ТТН представим на рисунке.

img 1

Новая схема движения ТТН

Если появляются дополнительные участники (например, экспедитор), то можно выписать больше экземпляров ТТН. Если привлекаются арендованные машины с экипажем, то ТТН может попросить арендодатель для своего учета.

ТТН в электронном виде (е-ТТН)

Обратим внимание на такие особенности.

1. В электронном виде можно составить только общую ТТН. Если вы имеете дело с этиловым спиртом, алкогольными напитками, нефтью и нефтепродуктами, высокооктановыми кислородосодержащими добавками, хлебобулочными изделиями, молочным сырьем, то е-ТТН вам недоступна.

Но не забывайте, что ТТН на перемещение спирта этилового и алкогольных напитков регистрируются в специальном реестре.

2. е-ТТН подписывают электронной подписью: (1) водитель и/или экспедитор, а также ответственные лица (2) грузоотправителя и (3) грузополучателя.

Здесь возникает один неприятный нюанс. Добавится еще одна электронная подпись — для водителя. А это, как понимаете, дополнительные хлопоты для работодателя.

3. Если вы решили работать с е-ТТН, то учтите: полностью отказаться от бумажной формы не удастся.

Во-первых, заказчик (грузоотправитель) при составлении е-ТТН должен распечатать ее для водителя (экспедитора перевозчика) в одном экземпляре. Далее водитель (экспедитор перевозчика) ставит свою подпись на бумажной копии такой накладной. Это необходимо для:

— подтверждения того, что водитель (экспедитор перевозчика) принял груз для перевозки;

— предъявления ТТН дорожной полиции.

Во-вторых, все еще действует п. 2.3 Положения № 88**. Поэтому по требованию контролирующих или судебных органов, а также контрагентов вы обязаны сделать бумажную копию электронных документов.

** Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88.

3. Сопроводительные документы к е-ТТН на груз прилагаются в электронном виде.

4. Можно выбрать любое ПО для обмена электронными документами. Так что ждем от разработчиков соответствующих обновлений. А вот регистрировать эти е-ТТН в каких-либо государственных реестрах не нужно. Никаких вам блокировок и проблем с работой шлюзов контролирующих органов ☺.

В целом, ТТН-новости позитивные. Однако слабые места тоже имеются. Ну а то, как это будет работать на практике, покажет время.

выводы

  • ТТН составляют минимум в трех экземплярах (ранее было 4).
  • Общую ТТН можно составлять в электронном виде.
  • На е-ТТН накладывают свои электронные подписи ответственные лица грузоотправителя, грузополучателя и водитель.
  • е-ТТН все равно необходимо распечатать для водителя.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше