Как рассчитать лимит кассы там, где нет банков?

В избранном В избранное
Печать
Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2019/№ 68
Письмо ГУ ГФС в Николаевской обл. от 02.07.2019 г. № 3032/ІПК/14-29-14-06-15

вывод документа

Предприятия, расположенные там, где нет банков, не могут устанавливать ежедневный лимит остатка наличности в кассе, умноженный на 5. Зато им можно держать в кассе сверхлимитную наличность в течение 5 рабочих дней с первого дня, в котором возникло превышение, до 5-го рабочего дня включительно

Комментируемое письмо затрагивает интересы тех предприятий, которые расположены в населенных пунктах, где нет банков. Ведь именно для них прописан п.п. 3 п. 48 «кассового» Положения № 148*, вокруг которого и вращается интрига этого письма. В чем конкретно она заключается и правы ли фискалы, когда советуют ее решать так, а не иначе?

* Утверждено постановлением Правление НБУ от 29.12.2017 г. № 148.

Вспомните, по общему правилу, сроки сдачи наличной выручки для ее зачисления на счета предприятий согласуются с банком и обязательно определяются в договорах банковского счета (п. 49 Положения № 148). При этом предприятия, расположенные в населенных пунктах, где есть банки, должны сдавать наличную выручку в день поступления наличности в их кассы (п.п. 1 п. 48 Положения № 148). Если же в населенном пункте банков нет, тогда сроки сдачи наличной выручки продлеваются до пяти рабочих дней (п.п. 3 п. 48 Положения № 148).

Для чего эти сроки вообще нужны? Дело в том, что от них непосредственно зависит определение размера лимита кассы. Ведь, согласитесь, было бы логично позволить предприятиям, которые не имеют возможности посещать банк ежедневно, устанавливать лимит в 5 раз больше по сравнению с остальными предприятиями. Но из-за того, что прямо такое разрешение в Положении № 148 не прописано, фискалы в комментируемом письме запрещают рассчитанный лимит умножать на 5.

Почему они заняли такую позицию, нам непонятно. Ведь Положение № 148 значительно либерализовало правила расчета лимита кассы. Этот документ предлагает предприятиям, которые производят наличные расчеты, разработать и утвердить внутренним документом собственный порядок расчета лимита с учетом особенностей работы, в частности и сроков сдачи наличной выручки (п. 50 Положения № 148).

Исходя из такой вседозволенности главные налоговики так же либерально расписывают процедуру расчета лимита в консультации из БЗ 109.16. Обратите внимание, что никаких нюансов применения п.п. 3 п. 48 Положения № 148 в этой консультации нет.

Но если вы заглянете в предыдущее «кассовое» Положение № 637**, которое расчет лимита регламентировало достаточно строго, то в п. 5.4 этого документа найдете, что для предприятий, у которых срок сдачи наличной выручки в банк — один раз в 5 дней, лимит кассы определялся в сумме не больше пятикратного размера среднедневных поступлений наличности!

** Утверждено постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Возникает логичный вопрос: почему же раньше так было можно, а теперь, когда разрешено все, николаевские фискалы запрещают предприятию установить лимит остатка наличности в кассе предприятия, умноженный на 5? И откуда вообще они взяли, что это должен быть именно ежедневный лимит, если такого требования Положение № 148 в целом и его п.п. 16 п. 3, где определено понятие лимита кассы, в частности, не содержат?..

Уверены, что вы поняли наш вывод: требования фискалов безосновательны, а несоблюдение этих требований ничем не грозит ни адресату письма, ни остальным предприятиям, круг которых мы очертили вначале. И тем более не стоит ничего бояться сейчас, когда драконовские «кассовые» штрафы, в том числе и за превышение установленных лимитов остатка наличности в кассах, уже в прошлом (подробности читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 52, с. 2).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить