* См. постановление ВС от 05.09.2019 г. по делу № 822/328/15 // reyestr.court.gov.ua/Review/ 84076964
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, мотивируя это тем, что указанное нарушение было совершено неоднократно, следовательно, применение соответствующих санкций в кратном размере является правомерным. Однако в апелляции это судебное решение было отменено, с чем налоговики не согласились и подали кассационную жалобу.
Позиции сторон
Основание для наложения штрафа налоговики увидели в неоднократных однотипных нарушениях, которые при этом являются отдельными нарушениями. По мнению же предприятия, размер штрафных санкций рассчитан налоговым органом неверно, поскольку нарушение требований Закона об РРО произошло впервые, и, значит, следовало применить финансовую санкцию в размере 1 грн.
Решение дела судом
ВС оставил кассационную жалобу фискалов без удовлетворения. Он констатировал, что за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 17 Закона об РРО, установленного в пределах одной проверки, можно применить только одну финансовую санкцию в размере 1 грн., при условии, что в течение календарного года предварительно не было установлено нарушение субъектом хозяйствования таких же требований.
Мнение редакции
Даже сейчас, когда штраф за первое РРО-нарушение, предусмотренное п. 1 ст. 17 Закона об РРО (в частности, за неиспользование РРО и нераспечатку соответствующего расчетного документа), составляет всего 1 грн., а пятикратного штрафа нет вовсе, фискалы умудряются толковать эту норму в свою пользу**. Что позволяет им неправомерно взыскивать с доверчивых торговцев немалые штрафы.
** В свое время такой подход, к сожалению, поддерживали и суды (см. постановления Тернопольского окружного админсуда от 18.01.2016 г. по делу № 819/3514/15, а также Львовского апелляционного админсуда от 12.04.2017 г. по делу № 876/2753/16).
А представьте, каким станет их размер, когда с 01.10.2020 г. вместо 1 грн. первое нарушение будет наказываться штрафом в размере 100 % стоимости товаров, реализованных с РРО-нарушениями, а последующие нарушения — по 150 %. Или даже еще раньше, в период с 19 апреля до 1 октября 2020 года, когда эти увеличенные штрафы будут применять в пониженных размерах: 10 и 50 % соответственно (п. 16 подразд. 1 разд. I Закона № 128).
Так вот, фискалы с самого начала утверждали (и придерживаются этого подхода до сих пор — см. БЗ 109.20), что продажа товара без применения РРО не длящееся нарушение и невыдача кассового чека во время каждой продажи товара является отдельным нарушением. То есть, по их мнению, следующее (после первого) неприменение РРО или невыдача чека будет считаться повторным нарушением.
А раз так, то в случае выявления во время проверки таких неоднократных нарушений за первый невыданный чек РРО к субъекту хозяйствования должна применяться финансовая санкция в размере 1 грн., а за второй и каждый следующий — в размере 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров.
К примеру, предприятие в текущем месяце получило наличность за товар без применения РРО и без выдачи чека в следующих размерах: 2 декабря — 1000 грн., 4 декабря — 2000 грн., 5 декабря — 3000 грн. При таких условиях проверяющие применят финансовые санкции на основании п. 1 ст. 17 Закона об РРО в размере 1 грн. (за первое нарушение), а также в размере 2000 и 3000 грн. (за каждое последующее нарушение). То есть в этом случае общий размер финансовых санкций составит 5001 грн.
А как должно быть на самом деле? Всего 1 грн.!!!
Запомните хорошенько эту нехитрую арифметику! Потому как есть опасение, что вскоре вам придется доказывать ее правильность в судах. И тогда это решение ВС вам действительно пригодится...