Темы статей
Выбрать темы

Сдаете наличность в банк? Заполняйте РКО правильно!

Свириденко Алла, налоговый эксперт
Обязанности кассира на предприятии выполняет главный бухгалтер. Как в таком случае правильно оформлять расходный кассовый ордер (РКО) на сдачу наличности в банк? Кого указывать в реквизите «Видати» РКО и кто должен расписаться в получении средств в поле «Підпис одержувача»? Имеет ли в таком случае бухгалтер-кассир право расписываться в РКО дважды: и за кассира, выдавшего наличную выручку, и за получателя средств?

Для начала скажем, что, в принципе, ничего крамольного в том, чтобы главный бухгалтер предприятия выполнял также обязанности кассира, нет. Например, п. 45 Положения № 148* говорит прямо: при отсутствии в штатном расписании предприятия должности «кассир» руководитель приказом может возложить такие обязанности на бухгалтера или другого работника (разумеется, с заключением договора о полной материальной ответственности).

* Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением НБУ от 29.12.2017 г. № 148.

В таком случае, когда главный бухгалтер и кассир — одно и то же лицо, именно этот работник должен ставить свою подпись в соответствующих реквизитах кассовых документов. Кстати, налоговики в похожей ситуации (директор-одиночка ставит свою подпись на кассовых документах дважды — за себя как руководителя и за кассира) не видят ничего предосудительного (109.15 БЗ). Поэтому и ваш вариант — когда главбух подписывается за себя и за кассира — их тоже не удивит.

А теперь давайте посмотрим, как оформить РКО конкретно исходя из вашего вопроса: на сдачу наличности в банк?

Пункт 29 Положения № 148 требует выдачу наличности из кассы для сдачи ее в банк оформлять РКО с отражением такой кассовой операции в кассовой книге. Но заполнение РКО в этом случае имеет свои особенности, которые описаны в п. 32 Положения № 148.

Так, в РКО, которые оформляют на общую сумму проведенных кассовых операций (в частности, на сдачу наличности в банк), реквизиты «Одержав», «Дата», «Сума», «Підпис одержувача», а также данные документа, удостоверяющего личность получателя (поле «За________»), не заполняют.

Вот и получается, что в РКО на сдачу наличности в банк бухгалтер-кассир расписывается как обычно: за главбуха (в поле «Головний бухгалтер») и за кассира (в поле «Видав касир»). За получателя наличности в поле «Підпис одержувача» кассиру расписываться не нужно (!), дабы не нарушать требования Положения № 148.

А вот в поле «Видати» придется все же указать Ф. И. О. бухгалтера-кассира, который сдает наличную выручку из кассы предприятия в банк

По крайней мере этого требуют специалисты НБУ в письме от 12.06.2018 г. № 50-0007/32326. Кроме того, схожие требования к оформлению РКО на общую сумму наличных средств, выданных по расходным ведомостям, можно найти в письме НБУ от 07.03.2018 г. № 50-0007/13560, а также в консультации налоговиков в 109.15 БЗ.

Если помните, раньше в этой графе указывали наименование банка, в который сдается выручка. Что, в общем-то, было логично: ведь получателем денежных средств в конечном итоге является именно банк, а не кассир, выступающий посредником между банком и предприятием. Кроме того, еще одна странность такого порядка заполнения РКО в том, что кассир (из-за упоминания в поле «Видати») выступает в роли получателя средств, но свою подпись в их получении не ставит. Но как бы там ни было, таковы на сегодня рекомендации по заполнению РКО со стороны контролеров и пренебрегать ими мы бы не рекомендовали.

В строке «Підстава» указывают основание для выдачи наличных средств из кассы предприятия (например, в нашем случае — «торговельна виручка на поточний рахунок» и т. п.).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше