Темы статей
Выбрать темы

Критика: как правильно выражать и принимать

Зимовин Алексей, практикующий психолог, канд. психол. наук, член Ассоциации политических психологов Украины
Современное человечество очень нарциссично. Люди помешаны на идее улучшения мира и самих себя. Больше, выше, сильнее, дороже — вот они слова, свойственные нашей эпохе. В таком контексте критика — важный инструмент улучшения, правда, иногда довольно острый, ранящий, а местами и уничтожающий. Как же обходиться с ней?

Сама суть критики — отрицательное суждение, указание недостатков. Вы наверняка замечали, как искреннее критическое замечание, сказанное одним близким другому, вроде бы проявляя заботу, действует совсем иначе. Этот другой ранится, грустит вместо желания изменить что-то (читай: улучшить), тонет в отчаянии. Действительно, критика столь неприятна именно потому, что она уничтожает позитивный образ себя, который есть у человека, уменьшает его самоуважение, нивелирует самопринятие. В общем, довольно полезный инструмент в неумелых руках превращается в грозное оружие с серьезными поражающими свойствами.

Чтобы не рушить образ человека слишком сильно, психологи разработали специальные правила выражения критики. Чуть ниже мы расскажем и о правилах ее принятия. Итак...

1. Критикуйте действия человека, а не его личность. «Поздравляю, Шарик, ты — балбес!» — неправильно: критикуется сам Шарик. «Поздравляю, Шарик, ты купил кеды вместо того, чтобы купить валенки, и рискуешь замерзнуть и простудиться!» — вот это правильно: критикуются действия.

2. Используйте схему «позитив — негатив — позитив». Не стоит начинать с того, что вам не понравилось, с того, что человек сделал, на ваш взгляд, плохо. Для начала найдите что-то, что получилось хорошо. Подчеркните эти моменты, повысив тем самым позитивность образа личности человека. Только затем переходите к критике. Закончить разговор стоит вновь на мажорной ноте. Приведем пример. Руководитель высказывает свою критику Анне Петровне, используя описанную схему: «Анна Петровна, ваши организаторские таланты в проведенной конференции, конечно же, вновь проявились максимально ярко! Жаль только, что вы, похоже, забыли отправить письмо с сертификатом одному из участников. Отправьте его все-таки, пожалуйста. Я понимаю... Учитывая уровень вашей загруженности, немудрено и забыть что-нибудь».

Эта схема универсальна не только для профессионального взаимодействия, также она работает и в наших отношениях с близкими людьми, в семейной коммуникации и т. д. К примеру, на ребенка, который получил двойку по алгебре, не стоит кричать: «Господи, ну какой же ты тупой! Как можно было получить двойку по элементарному предмету? Откуда только ты такой дебил взялся?!». Значительно конструктивнее было бы сказать: «Дорогой, я уверена в твоих способностях и талантах. Я горжусь твоими стараниями, даже в тех сферах, которые тебе не очень интересны. Тем не менее я злюсь из-за этой двойки. Мог бы ты, пожалуйста, более ответственно подходить к этому предмету? Уверена, что твоих воли и внимательности для этого достаточно!»

3. Критикуя, не пытайтесь возложить всю ответственность на того, кого критикуете. Это очень важное правило. И оно конкретизируется в ряде рекомендаций. Чаще говорите «Я», а не «Ты», сотрудничайте с другим человеком, предлагайте ему конкретные способы улучшить ситуацию. Так, критикуя Анну Петровну, руководитель предлагает ей, как исправить ошибку, а не просто высказывает свое недовольство.

А как же принимать критику, не ранясь и не разрушаясь? Помогут следующие пункты:

1. Критика дает мне информацию о том, как лично я могу стать лучше. То есть какой бы гадкой и злостной ни была критика, я могу извлечь из нее пользу для себя. Я получаю обратную связь от окружающих, могу посмотреть на свое поведение их глазами.

2. Каким бы статусным, умным, авторитетным ни был человек и какими бы гневными словами он ни выражал свою критику в мой адрес, он может судить только об определенном поведении, но не обо всей моей личности. Да, все люди ограничены. Разгневанный начальник, пусть и с огромным опытом работы и управления людьми, остается всего-навсего разгневанным чуваком. Что-то ему не понравилось, я попытаюсь понять, что именно, и, возможно, это исправить, но моя личность, я, мои убеждения, представления о себе тут ни при чем.

Эти две рекомендации должны образовать некую сбалансированную систему восприятия критики. С одной стороны, человек пытается извлечь из критического замечания ценную информацию о том, что можно улучшить в своем поведении, с другой — он отфильтровывает, «не принимает близко к сердцу» все обидные, но слишком обобщенные слова, плюс допускает, что критикующий вполне может ошибаться.

3. Не торопитесь исправить свое поведение. Как следует обдумайте критическое замечание, проанализируйте его, раздробив на маленькие составляющие. Обсудите замечание с близкими друзьями. То, что вы не сдали отчет вовремя, не означает, что вы безответственный. Хорошие друзья быстро вам об этом напомнят.

4. Знайте и принимайте свои особенности. Есть вещи, которые просто присущи вашей личности. Более того, некоторые из них вообще врожденные, к примеру, скорость нервных процессов. Можно, конечно, воевать со своей нервной системой и закончить в отделении неврозов, а можно просто считаться с действительностью, учитывать свои особенности и строить жизнь в соответствии с ними. К примеру, начальник критикует своего бухгалтера за медлительность. Бухгалтер может начать посыпать голову пеплом, каяться и пытаться работать быстрее. Это если он свои особенности не принимает. А может просто осознать и затем постоянно напоминать себе и окружающим, что его медлительность — это вообще-то основательность. Именно такая небольшая скорость нервных процессов позволяет данному конкретному бухгалтеру тщательно, скрупулезно, ответственно и аккуратно делать свою работу. Так что разбирайтесь в себе и не соглашайтесь с критикой того, что вообще-то работает вам на пользу во многих ситуациях, да и на что, в принципе, повлиять вы не можете.

5. Критика — акт общения. Да, последнее правило восприятия критики заключается в правильной ее интерпретации. Если вас критикуют — значит к вам внимательны, ваши действия имеют социальное значение, они важны для окружающих, вы заметны, вы умеете развиваться, ведь с вами связывают ожидания и надежды, и т. д. Когда кто-то критикует вас, он точно не игнорирует, он хочет общаться и ищет способы каким-то образом наладить общение!

Итогов этой заметки я подводить не буду. Предлагаю сделать это вам самостоятельно, уважаемый читатель или читательница!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше