Изменение количества. РК с кодом «102»

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Январь, 2019/№ 01-02
В избранном В избранное
Печать
Итак, РК с кодом причины «102» «Зміна кількості» используем в том случае, когда необходимо подкорректировать количество товара/услуги, отраженное в гр. 6 НН (письмо ГФСУ от 22.06.2018 г. № 18983/7/99-99-15-03-02-17).

По сути, может быть два случая составления РК с кодом «102». Если нужно:

(1) уменьшить/увеличить количество товаров/услуг в гр. 6 НН (без изменения их цены), а также при частичных возвратах товаров или предоплат* и

* Учтите: если покупатель возвращает товар или предоплату в полном объеме, используем код причины 103 «Повернення товару або авансових платежів» (см. с. 15).

(2) исправить ошибку, допущенную при заполнении гр. 6 НН.

В последнем случае, как вы уже хорошо знаете, РК составляют на дату выявления ошибки. Дальше скажем о первом случае составления РК с кодом «102».

Правила для РК-102

После перечисления оплаты либо отгрузки товара стороны приходят к соглашению об изменении (уменьшении/увеличении) количества поставляемого товара без изменения его стоимости.

Поскольку цена не меняется, а меняется количество, то и общая сумма компенсации по договору поставки тоже изменится. Соответственно, «уменьшающий» РК регистрирует покупатель, а «увеличивающий» — продавец.

При этом порядок определения даты корректировки в этом случае будет таким же, как и при изменении стоимости. То есть,

по общему правилу определяющим является первое событие после согласования нового количества товара

Информацию о случаях составления РК с кодом причины «102» при изменении количества товаров/услуг сгруппируем в таблице ниже.

Момент составления РК с кодом «102»

Условия изменения количества

Дата составления РК

Пояснения/действия

Получен аванс — отгрузки не было

Увеличение количества товаров/услуг после предоплаты

Дата доплаты средств*

Если после согласования сторон об увеличении количества товара/услуг первым событием происходит доплата покупателем разницы между предоплатой и новой суммой поставки, то, по мнению фискалов, на дату такой доплаты следует составить РК-102.

Причем в этом случае достаточно составить один РК, а новую НН на сумму увеличения составлять не нужно (письмо ГФСУ от 10.05.2018 № 2072/6/99-95-42-03-15/ІПК).

Если после согласования поставки товара/услуг большего количества первым событием происходит отгрузка такого большего количества товара/услуг, то на дату такой отгрузки следует составить новую НН (п. 201.7 НКУ).

* На наш взгляд, логичнее на сумму увеличения количества товара/услуг (дополнительной поставки) составить не РК, а новую НН (п. 201.7 НКУ).

Уменьшение количества товара/услуг после предоплаты или частичный возврат аванса

Дата возврата излишне уплаченного аванса

Если после предоплаты за товар/услуги происходит уменьшение их количества, то стороны должны согласовать направление использования возникшей переплаты.

(1) Так, если излишне перечисленные средства будут возвращены, то продавцу следует составить РК-102 на дату возврата денег.

(2) В случае, когда покупателю переплата не возвращается (а происходит замена товара или зачет в счет уплаты по другому договору), то составляем РК с кодом корректировки «104» «Зміна номенклатури» (см. на с. 18)

Товар отгружен — оплаты не было

Увеличение количества после отгрузки

Составляем новую НН по первому событию. РК не составляем

После отгрузки товара стороны приходят к соглашению на поставку товара в большем количестве. На наш взгляд, здесь логично составлять не РК, а новую НН на сумму фактической дополнительной поставки по дате первого события: отгрузки или оплаты (п. 201.7 НКУ)

Частичный возврат товара

Дата возврата части товара

Ориентируемся на первое событие (оно же единственное) — возврат части товара*. А вот при полном возврате товара/аванса заполняем РК с кодом «103»

* Отметим, если возврат товара происходит уже после закрытия операции (и отгрузка, и оплата есть), то в общем случае составляем РК на дату первого события. Однако, если первое событие — частичный возврат товара (деньги «зависают»), налоговики предлагают ориентироваться на дату возврата денег (письмо ГФСУ от 23.05.2018 г. № 2283/6/99-99-15-03-02-15/ІПК). Поэтому в этом случае безопаснее РК составлять на дату «финальной» операции (возврат денег).

Алгоритм заполнения РК-102

Алгоритм заполнения РК с причиной корректировки «102» «Зміна кількості» идентичен заполнению РК на изменение цены.

Для обоих случаев корректировки применятся один механизм, прописанный пунктом 23 Порядка № 1307 (ср. 025069200).

Так, при изменении количества товара/услуг (при условии, что их цена не меняется), а также при их частичном возврате, количество строк в РК должно быть «парным»:

— первой строкой (с «-») полностью снимем всю строку НН, по которой меняется количество, а

— второй строкой (с новым (!) порядковым номером, которого не было в НН) приводим правильные данные.

Все прочие графы заполняем по аналогии с РК на изменение цены, с той лишь разницей, что

заполнению подлежат «количественные» графы 7 и 8 вместо «ценовых» гр. 9 и 10, которые должны оставаться пустыми

Пример. Поставщик отгрузил покупателю две позиции товара: 50 упак. цветных карандашей по цене 50 грн./упак. (без НДС) (строка 1 НН) и 100 упак. шариковых ручек по цене 40 грн./упак. (строка 2 НН).

Однако вскоре из-за ненадлежащего качества покупатель вернул 5 упак. карандашей и 10 упак. ручек. На дату частичного возврата товара покупателем (18.12.2018 г.) поставщик оформил РК.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно