Напомним, что действие НДС-льготы, предусмотренной для операций по поставке угля и/или продуктов его обогащения товарных позиций 2701, 2702, 2704 00 (согласно УКТ ВЭД), продлено до 1 января 2022 года (п. 45 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, см. также письмо ГФСУ от 29.12.2018 г. № 5482/6/99-99-15-03-02-15/ІПК). Абзацем третьим п. 45 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, как и раньше, предусмотрено, что плательщик может отказаться от использования указанной льготы или приостановить ее использование на один или несколько отчетных (налоговых) периодов путем подачи заявления.
Но осталось ли сейчас такое право на отказ в свете новой редакции п. 30.4 НКУ? Ведь с 01.01.2019 г. в указанном пункте прописано, что плательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы (кроме налоговых льгот по налогу на добавленную стоимость) или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НКУ.
Итак, законодатель прописал в общей норме п. 30.4 НКУ, что от налоговых льгот по НДС плательщик не имеет права отказываться. Такое уточнение — отзвук давней позиции фискалов. Фискалы уже много лет настаивали на том, что НДС-льготы предоставляются не плательщикам, а определяются по операциям и применяются в обязательном порядке без возможности отказаться от них (БЗ 101.12, утратила силу с 01.01.2019 г., см. также разъяснение ГУ ГФС в Киевской обл. от 16.11.2017 г.*).
* См.: http://kyivobl.sfs.gov.ua/media-ark/news-ark/ 316908.html
Касается ли новоиспеченный официальный запрет на отказ от НДС-льгот «угольной» льготы? То есть той льготы, возможность отказаться от которой прямо прописана в НКУ. Формально выходит, что право отказаться от этой льготы у поставщиков угля остается. И не только потому, что право на такой отказ, как и раньше, предусмотрено в п. 45 подразд. 2 разд. ХХ НКУ. Отказ от «угольной» льготы также возможен, учитывая интересную формулировку новой редакции п. 30.4 НКУ.
Поясним. В редакции, действовавшей до 01.01.2019 г., согласно п. 30.4 НКУ плательщик имел право отказаться от использования налоговой льготы, если иное не предусмотрено НКУ. То есть раньше п. 30.4 НКУ позволял отказываться от льготы всегда, кроме тех случаев, когда НКУ прямо предусмотрен запрет на отказ от льготы. Но когда это НКУ запрещал отказываться от какой-то льготы? Фискалы утверждали, что такой запрет установлен собственно механизмом применения определенных льгот согласно НКУ. И среди льгот, от которых запрещено отказываться, они называли установление сниженной ставки НДС и освобождение определенных операций от уплаты этого налога (БЗ 101.12, действовала до 09.12.2015 г.).
Теперь же (начиная с 01.01.2019 г.) п. 30.4 НКУ провозглашает, что плательщик имеет право отказываться от льгот, кроме льгот по НДС. Как в этом случае понимать оговорку «если иное не предусмотрено НКУ»? Выходит, что теперь эта оговорка не только запрещает отказываться от льгот, когда НКУ прямо установлен такой запрет, но и позволяет отказываться от НДС-льгот, когда НКУ прямо установлена возможность от них отказываться!
Поэтому фактически «по совокупности» вышеупомянутых факторов поставщики угля и в дальнейшем могут отказываться от НДС-льготы, предусмотренной для них п. 45 подразд. 2 разд. ХХ НКУ. Похоже, что фискалы также склоняются к аналогичному выводу. Так, в письме ГФСУ от 29.12.2018 г. № 5484/6/99-99-15-03-02-15/ІПК они, как и раньше, говорят о возможности отказаться от «угольной» льготы. Несмотря на то, что в нем идет речь о продлении «угольной» льготы, об изменениях, внесенных с начала года в п. 30.4 НКУ, фискалы вообще не упоминают. А в новенькой БЗ 101.04 фискалы прямо говорят о праве плательщика отказаться от «угольной» НДС-льготы после 01.01.2019 г.
Поэтому фактически изменениями в п. 30.4 НКУ законодатель легализовал сложившееся до 2019 года положение вещей: когда от «угольной» НДС-льготы можно отказываться, а от остальных НДС-льгот — нет.