Валютная революция: один к семи!

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Январь, 2019/№ 06
В избранном В избранное
Печать
С 7 февраля начнет действовать Закон «О валюте и валютных операциях» от 21.06.2018 г. № 2473-VIII (далее — Закон о валюте)1, и «починут в бозе» многие старые валютные нормативы (во главе с Декретом № 15-932). В начале этого года НБУ издал ряд новых нормативно-правовых актов для выполнения норм Закона о валюте. Сегодня мы сделаем небольшой обзор этих «столпов» нового валютного регулирования (затронув и нормы Закона о валюте) — отметим наиболее интересные моменты и изменения, чтобы облегчить вам, уважаемые читатели, адаптацию к грядущим валютным переменам.

1 В «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 46, с. 25 мы анализировали данный документ еще на стадии законопроекта и обозначили основные моменты грядущих изменений в области валютного регулирования.

2 Декрет КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.93 г. № 15-93.

Уже многие читатели, наверное, в курсе3, что Нацбанк «под» упомянутый Закон о валюте утвердил и обнародовал 8 «ключевых» постановлений. Это — НБУ-нормативы, составляющие новую систему валютного регулирования и заменяющие базу из 56 нормативно-правовых актов, которые скоро прекратят свое действие в этой сфере. То есть количество рабочих «валютных» нормативов вскоре станет в 7 раз меньше!

3 См. «постновогодний» (от 4 января 2019 года) пресс-релиз на сайте НБУ: https://bank.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=85295172&cat_id=55838

Новые валютные НБУ-нормативы

Перечислим эти постановления Правления НБУ. Все они датированы 02.01.2019 г. и имеют приведенные ниже номера:

1: «Об утверждении Положения о структуре валютного рынка Украины, условиях и порядке торговли иностранной валютой и банковскими металлами на валютном рынке Украины»;

2: «Об утверждении Положения об осуществлении операций с валютными ценностями»;

3: «Об утверждении Положения о трансграничном перемещении валютных ценностей»;

4: «Об утверждении Положения о перечне мер защиты, порядке и критериях их введения, продления и досрочного прекращения»;

5: «Об утверждении Положения о мерах защиты и определении порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте»;

6: «Об утверждении Положения о порядке предоставления банками Национальному банку Украины информации по договорам, предусматривающим исполнение резидентами долговых обязательств перед нерезидентами-кредиторами по привлеченным резидентами кредитам, займам»;

7: «Об утверждении Инструкции о порядке валютного надзора банков за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров»;

8: «Об утверждении Положения о порядке осуществления уполномоченными учреждениями анализа и проверки документов (информации) о валютных операциях».

Почти все эти документы начнут применяться одновременно с Законом о валюте, т. е. начиная с 7 февраля (за исключением пп. 2 и 4 постановления № 6 и пп. 4 — 6 постановления № 7, которые стали применяться уже с 05.01.2019 г.4).

4 Дата их официального опубликования.

Как известил НБУ, постановления № 1, 2, 3, 4 и 6 являются постоянно действующими нормативами, постановления № 5 и 7 носят временный характер, а постановление № 8 является одним из ключевых документов по внедрению риск-ориентированного подхода в валютном надзоре.

Кроме этого, НБУ выпустил еще два «технических» постановления: № 10 («Об утверждении Правил функционирования Системы подтверждения соглашений на валютном рынке Украины») и № 16 («О документе для учета и регистрации валютно-обменных операций»). Вступают они в силу с 07.02.2019 г. (последнее наверняка заинтересует бо́льший круг читателей).

Что касается этих новых НБУ-нормативов и Закона о валюте, то сегодня мы обозначим лишь самые весомые изменения и ряд «наследуемых» положений из старых нормативов, которые наиболее интересны. В дальнейшем мы наверняка еще вернемся к детальному анализу этих нормативных «валютных» новинок в свете каких-то отдельных тем и конкретных проблем.

Расчеты

Основным регулирующим новым нормативом в области валютных расчетов является утвержденное постановлением № 2 Положение об осуществлении операций с валютными ценностями (далее — Положение № 2). Этот документ закрепляет многие из ранее действовавших норм, но есть и некоторые новшества.

Кроме того, наиболее емким (в том числе и в части валютных ограничений) и весьма интересным является Положение о мерах защиты и определении порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденное постановлением № 5 (далее — Положение № 5)5. В области расчетов им тоже введены/продлены определенные ограничения.

5 Но срок действия конкретных мер защиты теперь ограничен (максимум — 18 мес.) — см. ст. 12 Закона о валюте (особенно ее ч. 2 и ч. 4).

Общее. В части 2 ст. 5 Закона о валюте (эта норма продублирована в п. 27 Положения № 2) весьма строго указано, что

все расчеты на территории Украины осуществляются только в гривнях

Исключений из этого правила очень немного (см. их в ч. 2 ст. 5 Закона о валюте и в пп. 2 и 3 п. 27 Положения № 2): в основном это — операции с иностранными инвестициями, с выплатой по ним доходов/дивидендов, покупкой гос. ценных бумаг и еще некоторые специфические операции.

Расчеты по контрактам с нерезидентами. В расчетах между резидентами и нерезидентами по текущим торговым операциям и операциям, связанным с движением капитала (кроме ряда операций, связанных с иностранными инвестициями), используются как средство платежа иностранная валюта и гривня (п. 28 Положения № 2).

И расчеты, а также переводы по таким операциям должны осуществляться исключительно через банки (п. 31 Положения № 2 и п. 16 Положения № 5) и только безналичными средствами (см. ниже). При этом банкам запрещается осуществлять по поручению клиентов переводы в гривне по текущим неторговым операциям за пределы Украины (п. 15 Положения № 5).

Согласно п.п. 2 п. 109 Положения № 5 осуществление расчетов по торговому внешнеэкономическому договору (контракту) с помощью электронного платежного средства запрещается, кроме случаев осуществления таких расчетов по одному внешнеэкономическому договору (контракту) в один операционный день, операция по которому не превышает незначительный размер (т. е. эквивалент 150 тыс. грн. — «на сейчас» это примерно 5,3 тыс. долларов США)! То есть в пределах этой суммы в день можно будет оплачивать по одному ВЭД-контракту платежной карточкой. Думаем, возможно будет платить с платежной карточки в день по скольким угодно контрактам — лишь бы каждый платеж на превышал эквивалент 150 тыс. грн. Хотя, возможно, банкиры фразу «по одному… договору» растолкуют строже…

Наличная инвалюта, инвалюта как залог. Пункт 32 Положения № 2 (но см. также п. 16 Положения № 5) на территории Украины запрещает:

1) осуществлять расчеты по валютным операциям с использованием наличной инвалюты и банковских металлов в качестве платежного средства, за исключением случаев уплаты процентов по вкладам (депозитам) или кредитам (займам);

2) использовать в качестве залога наличную инвалюту и банковские металлы (за исключением операций по залогу имущественных прав на средства в иностранной валюте и/или банковских металлах, находящихся на счетах в банках).

Кроме того, банкам запрещается выдавать наличные средства в инвалюте в пределах Украины со счетов клиентов банков, операции по которым осуществляются с использованием электронных платежных средств, эмитированных как резидентами, так и нерезидентами, через банковский автомат самообслуживания. Такие операции осуществляются исключительно в гривнях (п. 17 Положения № 5).

Еще ограничения. Перевод средств в инвалюте с текущего счета резидента-ФЛП, открытого как субъекту хозяйствования, на текущий счет этого физлица в инвалюте, открытый для собственных нужд, запрещается (п. 113 Положения № 5).

Резидентам, включая уполномоченные учреждения, запрещается осуществлять валютные операции по предоставлению кредитов (займов, финансовой помощи) в гривнях нерезидентам и их представительствам в Украине (п. 14 Положения № 5).

Экспорт-импорт: новые сроки и надзор

1. Срок расчетов по экспортно-импортным операциям начиная с 07.02.2019 г. увеличивается со 180 до 365 дней (см. п. 21 Положения № 5). Заметим, что п. 2 ст. 12 Закона о валюте разрешает НБУ устанавливать предельный срок, хотя самим Законом он вообще не ограничен.

Важно! Согласно п. 2 постановления № 7 этот срок распространяется на незавершенные операции резидента по экспорту и импорту товаров, по которым до 07.02.2019 г. не нарушен (не истек) 180-дневный срок расчетов. Кому-то крупно повезло… ☺

Заметим, что для целей такого надзора постановлением № 7 и утверждена Инструкция о порядке валютного надзора банков за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров (далее — Инструкция № 7).

2. С 07.02.2019 г. на основании п. 7 ст. 11 Закона о валюте

упраздняется валютный надзор за экспортно-импортными операциями, суммы которых не превышают минимальный размер финоперации, подлежащей финмониторингу, — 150 тыс. грн.

На сегодня это примерно 5,3 тыс. долларов США.

Положение № 5 именует ее «незначительной суммой». Видимо, для этих целей берется курс НБУ на дату совершения операции (на дату экспортной ТД или дату перечисления предоплаты за импорт). Исходя из логики п. 2 постановления № 7 (см. выше) такие «незначительные» экспортно-импортные операции, по которым 180-дневный срок не истек до 07.02.2019 г., должны быть этой датой сняты с валютного надзора.

Но! Это послабление не распространяется на случаи искусственного дробления поставки/валютных операций при экспорте/импорте (см. последний абзац п. 9, а также п.п. 5 п. 3 Инструкции № 7).

3. Кроме того, банк снимает с валютного надзора экспортную/импортную операцию, которая осталась незакрыта на «незначительную сумму» (150 тыс. грн.), для этих целей курс НБУ берется на дату последнего события: последней оплаты/поставки/зачета (п.п. 1 п. 9 Инструкции № 7). Но имейте в виду, что эта норма также не применяется в случаях искусственного дробления поставки/валютных операций при экспорте/импорте.

4. Начиная с 7 февраля

под надзор опять подпадают любые виды экспорта и импорта работ/услуг и прав интеллектуальной собственности и других неимущественных прав, предназначенных для продажи (см. п.п. 1 п. 6 и п.п. 4 п. 9 Инструкции № 7)

5. С зачетами в сфере ВЭД все остается по-прежнему — см. п.п. 5 п. 10 Инструкции № 7 (т. е. когда валюта контракта — из 1 группы Классификатора валют или российские рубли, то при взаимозачете контракт не снимут с валютного надзора).

6. Статья 13 Закона о валюте за нарушение резидентами срока расчетов предписывает начислять пеню за каждый день просрочки в размере 0,3 % от суммы неполученных денежных средств по договору в гривне (если это валюта контракта) или в инвалюте, пересчитанной в гривни по курсу НБУ, установленному на день возникновения задолженности. Общий размер начисленной пени не может превышать суммы неполученных денежных средств по договору (стоимости недопоставленного товара). Взимание пени все так же возложено на фискалов (ч. 8 ст. 13 Закона о валюте). То есть в этом («пеневом») плане особо ничего не изменилось.

Обязательная продажа инвалютных поступлений

Напомним, что обязательная продажа 50 % поступлений в инвалюте была продлена на период с 14.12.2018 г. по 06.02.2019 г. постановлением НБУ от 13.12.2018 г. № 138.

Положение № 5 «завещает» нам эту обязательную продажу инвалюты и после внедрения валютных новшеств — начиная с 7 февраля.

Согласно п. 24 Положения № 5 обязательной продаже все так же подлежат поступления в инвалюте из-за границы, а также с территории Украины (с текущих счетов6 юрлиц-нерезидентов) в пользу юрлиц-резидентов, не являющихся банками, ФЛП, иностранных представительств (кроме официальных представительств), а также на счета, открытые в банках для ведения совместной деятельности без создания юрлица. Обязательной продаже подлежит 50 %7 упомянутых инвалютных поступлений в инвалюте 1 группы Классификатора и в российских рублях (пп. 25 и 27 Положения № 5).

6 Кроме инвестиционных счетов.

7 Руководители НБУ уже говорят о снижении в недалеком будущем доли обязательной продажи инвалюты до 30 % и даже — о полной отмене.

Банк обязан продать такие поступления без поручения клиента и исключительно на следующий рабочий день после дня зачисления такой инвалюты на распределительный счет.

Перечень инвалютных поступлений, не подлежащих обязательной продаже, см. в п. 26 Положения № 5. В основном этот список напоминает старый.

Декларирование и определение валютных ценностей

Декларирование отменено с 07.02.2019 г. В связи с чем считаем, что валютную декларацию за 1 квартал подавать не нужно, ведь на дату декларирования (на конец 1 квартала) эта обязательность уже не будет действовать.

Определение термина «валютные ценности» (п.п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона о валюте) теперь не охватывает ценные бумаги, в том числе векселя, выраженные в валюте Украины или в иностранной валюте!

И еще всяко-разно

Использование приобретенной инвалюты. Как и ранее, Положение № 5 (п. 44) обязывает в общих случаях использовать купленную инвалюту в течение 10 рабочих дней после дня ее зачисления на текущий (не позднее 2 рабочих дней, если такая валюта куплена для целей, связанных с выполнением обязательств перед уполномоченным банком-кредитором по кредитному договору).

Положительная курсовая разница. Напомним, что ст. 5 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г. № 185/94-ВР, а также пп. 6 и 7 разд. ІІІ Положения о порядке и условиях торговли иностранной валютой (утвержденного постановлением Правления НБУ от 10.08.2005 г. № 281) содержат требования о перечислении в бюджет положительной курсовой разницы, полученной при «принудительной» продаже банком ранее закупленной инвалюты, которая в установленный срок не израсходована клиентом либо которая была возвращена в Украину. Однако эти документы с 07.02.2019 г. прекращают свое действие, а новые нормативы (в том числе Закон о валюте, Положение № 5 и прочие) подобных «курсовых санкций» уже не устанавливают!

Через границу. Валютные операции по трансграничному перемещению валютных ценностей путем их вывоза/пересылки за пределы Украины в общей сумме, не превышающей в день вывоза/пересылки в эквиваленте 10000 евро, не требуют документальных подтверждений (декларирования). Если перемещаемая сумма больше, то необходимы определенные документальные подтверждения ее происхождения (подробнее см. в п. 18 Положения № 5).

Регистрация кредитов и займов у нерезидентов. Старая процедура регистрации НБУ кредитов и займов у «нерезов» с 7 февраля отменяется. Вместо этого обслуживающий банк теперь о таких договорах будет направлять сведения в информационную систему НБУ. Подробнее о том, как этот механизм будет работать с упомянутой даты, читайте в постановлении № 6 и утвержденном им Положении…

Счета «за бугром», лицензирование, «фривольные» переводы инвалюты. И юр-, и физлицам разрешено открывать счета в финучреждениях за границей (п.п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона о валюте).

Отменяются индивидуальные лицензии на инвалютные операции, их заменит система е-лимитов:

— обычным физлицам-резидентам разрешается переводить за границу инвалюту на личные нужды (не связанные с предпринимательской деятельностью) в размере, не превышающем в совокупности 50000 евро включительно (эквивалент этой суммы в другой иностранной валюте/гривне по официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленному НБУ на дату совершения соответствующей операции);

— для резидентов из числа юрлиц и ФЛП предельная сумма таких перечислений «за бугор» установлена — не более 2000000 евро включительно =

это ограничение не распространяется на текущие валютные операции (кроме операций по договорам дарения, по выплате премий, бонусов, призов, материальной помощи)

Об этом идет речь в пп. 88 — 90 Положения № 5.

Кроме того. Как сообщил НБУ в упомянутом пресс-релизе (см. сноску 3), с 7 февраля нас ждут еще такие валютные послабления:

— отменяется ограничение на досрочное погашение внешних обязательств;

— разрешается заключение валютных форвардов для хеджирования экспортно-импортных и долговых операций;

— разрешается оnline-покупка иностранной валюты физлицами (в пределах лимита покупки наличной валюты — до 150 тыс. грн./день в эквиваленте);

— разрешается банкам продавать своим клиентам государственные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, за иностранную валюту;

— разрешается заключение банками валютных свопов с резидентами и нерезидентами;

— увеличивается лимит на переводы иностранной валюты за границу без открытия счета для физических лиц — с 15 до 150 тыс. грн./год;

— увеличивается лимит на покупку банковских металлов физ- и юрлицами до эквивалента 150 тыс. грн./день (без ограничений для юрлиц, ведущих деятельность, связанную с использованием банковских металлов);
— разрешается юрлицам ввоз-вывоз банковских металлов, если это предусмотрено их уставом;

— разрешается резидентам внесение платежей в иностранной валюте при страховании жизни;

— разрешается осуществлять инвестиции и кредитовать резидентов со счета ЛОРО в гривнях банка-нерезидента;

— разрешается покупать и накапливать иностранную валюту на счета для выплат по внешним заимствованиям;

— разрешается осуществление инвестиций в Украину в валютах не только первой, но и второй группы классификатора валют (п. 29 Положения № 2).

Проверка документов! Постановление № 8 утвердило новый порядок анализа и проверки банкирами документов клиентов. Если вас интересуют «финмониторинговые штучки», рекомендуем ознакомиться с этим документом детально (и особенно — с Приложением к нему), чтобы ваши валютные операции шли «как по маслу» и чтобы избежать в будущем каких-то неприятных инцидентов…и не только с банкирами.

Кстати, помните, что на валютном поприще вскоре нас еще ждет ряд законов, в том числе о противодействии BEPS8 (см. законопроект «Об имплементации Плана противодействия размыванию баз налогообложения и выведению прибыли из-под налогообложения»9).

8 Base Erosion and Profit Shifting (размывание базы и выведение прибыли).

9 https://bank.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=80189571&cat_id=55838

Как будут караться «валютные» нарушения

По ст. 13 Закона о валюте. Здесь установлено («пролонгировано») наказание за нарушения сроков расчетов по экспорту/импорту в виде начисления пени фискалами, о чем мы уже говорили (см. выше).

По ст. 14 Закона о валюте. Подпункт 3 ч. 1 этой статьи к юрлицам (кроме уполномоченных учреждений) «за нарушение требований валютного законодательства» предусматривает меры воздействия в виде штрафных санкций. Часть 4 этой статьи конкретизирует, что

ГФСУ имеет право адекватно совершенному нарушению применить к юрлицам меру воздействия в виде штрафных санкций в размере до (!) 100 % суммы операции, проведенной с нарушением валютного законодательства

То есть на смену старым «100 %» санкциям (в размере, эквивалентном сумме операции) по статье 16 Декрета № 15-93, которые «умеренно» применял НБУ, теперь будет новая «до 100 %-я» санкция, но применяемая уже фискалами! Да еще и «адекватно совершенному нарушению»! В общем, срочно запасайтесь «термосками» для фискальных валютных проверок.

Но обращаем внимание, что согласно ч. 1 ст. 15 Закона о валюте главные фискалы еще должны определить порядок применения этого штрафа.

Часть 3 ст. 14 Закона о валюте предусматривает для небанковских финучреждений за нарушение требований валютного законодательства штраф (от НБУ) — до 20 % собственного капитала.

В ч. 2 ст. 15 Закона о валюте установлено, что штрафы могут быть применены в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через три года со дня его совершения.

По КУоАП. Подпункт 4 ч. 1 ст. 14 Закона о валюте предусматривает к физлицам, должностным лицам юрлиц и уполномоченных учреждений меры воздействия в виде штрафов из КУоАП. Для этих целей Законом о валюте (см. ч. 4 ст. 16) была изменена редакции ст. 1621 КУоАП, которой теперь за нарушение порядка осуществления валютных операций предусмотрен админштраф на должностных лиц юрлиц (кроме уполномоченных учреждений) и граждан-ФЛП в размере от 1700 до 5100 грн. А также ст. 1665 КУоАП теперь предусматривает админштраф для должностных лиц уполномоченных учреждений в размере от 5100 до 6800 грн.

выводы

  • С 7 февраля сего года начнется валютное регулирование по новым нормативам (главные из них — Закон о валюте и 8 первых постановлений Правления НБУ этого года).
  • Все расчеты в Украине должны быть только в гривне. Расчеты наличной инвалютой запрещены. Расчеты с нерезидентами — только через банки безналом. Исключений немного.
  • Срок расчетов по экспортно-импортным операциям начиная с 07.02.2019 г. увеличивается со 180 до 365 дней (по «переходным» операциям срок продлевается).
  • Опять попадет под надзор экспорт/импорт услуг и прав интеллектуальной собственности. Но под надзор банков не попадут операции (или остаток задолженности) по контрактам, суммы которых не превышают эквивалент 150 тыс. грн.
  • Сохраняется та же пеня за нарушение сроков расчетов.
  • Сохраняется обязательная продажа 50 % поступлений в инвалюте.
  • Отменяются декларирование валютных ценностей, регистрация в НБУ договоров кредитов и займов у «нерезов», индивидуальные лицензии на валютные операции. Вводится еще целый ряд валютных послаблений…
  • Вводится «достопроцентный» штраф за нарушения валютного законодательства, который теперь будут применять фискалы, а не НБУ. Увеличены админштрафы за «валютные» нарушения для должностных лиц и ФЛП.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити всього за 10 грн
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд