Туристический сбор — 2019: а местных решений все нет…

Ольховик Ольга, налоговый эксперт
Вы уже знаете, что с начала 2019 года туристический сбор должен взиматься по-новому. Перечень плательщиков, предельные ставки, база и порядок его уплаты изменились1. И все бы ничего, но вот решений местных советов под эти НКУшные новации до сих пор нет. Как быть в такой ситуации? Взимать или не взимать турсбор сегодня?

1 Подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 104-105, с. 24.

Напомним, что плательщиком турсбора является физическое лицо — турист. А принять оплату (и перечислить ее в бюджет) должен налоговый агент. Согласно п.п. 268.5.2 НКУ им может быть «размещающее» лицо, посредническая организация или юрлицо, уполномоченное местным советом. Так что никакой налоговой нагрузки на самих разместителей/посредников/уполномоченных турсбор не оказывает.

Но понимать, нужно ли взимать турсбор в сложившейся ситуации, им следует. Ведь получить не уплаченный вовремя сбор в будущем (с уже выбывшего туриста) вряд ли удастся. Да и порядок возврата ему (туристу) ошибочно удержанной суммы тоже не совсем понятен.

А схлопотать на ровном месте админштраф (в размере 1700 грн. согласно ч. 2, 3 ст. 16317 КоАП) и другие штрафы (согласно ст. 120, 126, 127 НКУ) совсем не хочется.

Но беда в том, что старые решения местных советов, устанавливающие ставки турсбора на 2019 год и не учитывающие изменения в НКУ, с 01.01.2019 г. не применимы. А новых решений почти нигде пока нет. Поэтому определить правильный порядок действий достаточно сложно.

При этом сами местные советы, так же, как и налоговики, по этому поводу, похоже, особо не переживают. Во всяком случае, никаких официальных разъяснений по волнующему нас вопросу ни от первых, ни от вторых на сегодняшний день нет. ☹ Так что давайте думать сами…

Как по закону?

Турсбор является местным сбором. Да еще и необязательным (пп. 10.21, 10.3 НКУ). То есть местные советы могут, в принципе, турсбор и не устанавливать. Так что наличие соответствующего решения местного совета тут имеет определяющее значение.

А если такого местного решения нет? Тогда турсбор на конкретной административно-территориальной единице платить не нужно.

Поэтому, на наш взгляд,

при отсутствии местных решений, соответствующих требованиям НКУ, турсбор можно не взимать

При этом учтите: акты органов местного самоуправления нормативно-правового характера вступают в силу со дня их официального опубликования, если органом не установлен более поздний срок (п. 5 ст. 59 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР). Поэтому решение об установлении местных налогов/сборов не может вступить в силу задним числом. То есть турсбор на определенной административно-территориальной единице в 2019 году заработает только с даты опубликования2 нового решения местного совета (или изменений в старое), но никак не с 01.01.2019 г.

2 Или с другой, более поздней даты, установленной в таком решении.

Что на практике?

На сайте ГФСУ имеется информация о ставках туристического сбора, установленных местными советами по состоянию на 01.01.2019 г., не учитывающих последние НКУшные изменения3. Но, как мы уже сказали, ориентироваться на эти ставки сейчас оснований нет.

3 http://sfs.gov.ua/podatki-ta-zbori/stavki-mistsevih-podatkiv-ta-zboriv/

Согласятся ли с этим местные советы?

Не факт. Например, на сайте г. Южного сказано, что до принятия обновленного решения Южненского горсовета действующей остается ставка, принятая его предыдущим решением от 14.01.2015 г. № 1348-VI4. То есть местная власть г. Южного предлагает взимать турсбор в 2019 году по старой ставке.

4 http://yuzhny.gov.ua/actual/47970

Вот тебе на! Это, пожалуй, самый незаконный вариант действий из всех, которые можно было бы себе представить.

Хотя бы потому, что в этом старом решении установлена ставка в размере 1 % стоимости всего периода проживания. В то же время п.п. 268.4.1 НКУ сегодня устанавливает максимально допустимые ставки в размере 0,5 % и 5 % минзарплаты, установленной на 1 января отчетного года, для одного человека за каждые сутки временного размещения.

То есть нормы упомянутого решения явно перечат требованиям НКУ.

К слову, 10.01.2019 г. горсовет г. Каменца-Подольского принял вполне адекватное решение5, согласно которому ставки турсбора в 2019 году составят (в процентах от минзарплаты на начало года) 0,5 % — для внутреннего, 1 %/2 % — для въездного туризма.

5 http://kam-pod.gov.ua/novini/town-news/item/21879-na-vykonavchomu-komiteti-zaproponuvaly-novyi-rozmir-turystychnoho-zboru

Так что варианты развития «турсобытий» на каждой административной единице могут быть разными…

Можно ли вернуть?

А если налоговый агент удержал с туристов суммы турсбора (по максимальным ставкам, установленным НКУ или по ставкам, утвержденным старым решением), а позже выяснится, что ничего удерживать с них не нужно было (или следовало удержать меньше)? Можно/нужно ли вернуть такие средства туристу?

Конечно,

суммы турсбора, ошибочно/излишне удержанные с туриста, следует ему вернуть

Правда, для того, чтобы осуществить возврат, понадобится заявление туриста с реквизитами для перечисления средств (ведь вернуть их через кассу, скорее всего, не получится). А раздобыть его уже после выбытия туриста сложно. Так что тут можно перестраховаться и, объяснив туристам неурегулированность ситуации, попросить их написать такое заявление заранее (на всякий случай).

Если же вернуть излишне удержанный сбор не выйдет, в учете налогового агента зависнет задолженность перед туристом, которую можно будет списать по истечении сроков исковой давности.

Учтите: даже если возврат не осуществлен, декларировать ошибочную сумму и перечислять ее в бюджет не нужно.

Кстати, вернуть турсбор, переплаченный налоговикам, тоже можно.

И хотя действующие турправила предусматривают возможность возврата только в случае, если лицо, уплатившее сбор, досрочно покидает административно-территориальную единицу, на которой он установлен (п.п. 268.6.3 НКУ), в случае ошибки возврат тоже может быть осуществлен. Право на возврат в таком ошибочном случае гарантировано ст. 43 НКУ.

Заметьте: и при досрочном выбытии туриста, и при ошибке возврат осуществляется в порядке, установленном именно этой ст. 43. Ведь никакого другого механизма в НКУ нет.

Что можно предпринять?

Единственное, что можно тут посоветовать (если пока не взимать турсбор и просто ждать обновленного решения местной власти вы не готовы), это обратиться за официальными разъяснениями к налоговикам. А получив такое разъяснение — действовать по обстоятельствам. То ли оспаривать его в судебном порядке, то ли следовать его предписаниям.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше