Темы статей
Выбрать темы

Новые наличные выкрутасы

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Вы уже знаете*, что с 3 июня банки усилили требования при выдаче хозсубъектам наличных средств. Мол, пора двигаться в Европу, где основная масса расчетов проводится цивилизованно, т. е. по безналу. Сегодня продолжаем разговор на эту тему.

* См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 40, с. 4.

Большинство из вас уже, наверное, столкнулись с этими «антиналичными» мероприятиями, проводимыми банками. Напомним, что изменениями в п. 1111 Инструкции № 103** с 3 июня был ужесточен банковский контроль за снятием наличных. В этом пункте указано, что, применяя риск-ориентированный подход, банки должны обеспечить получение от клиентов-хозсубъектов (т. е. включая и физлиц-предпринимателей!) подтверждающих документов, на основании которых производятся наличные расчеты. В частности, упомянуты: закупочный акт или ведомость, форма № 1ДФ, кредитный договор, договор поставки, договор транспортировки, договор хранения. И перечень этот не исчерпывающий...

** Инструкция о ведении банками кассовых операций, утвержденная постановлением Правления НБУ от 25.09.2018 г. № 103.

Как показывает практика первых недель действия этих изменений, с наличкой стало работать намного сложнее...

«Пороги» и документы

Разные банки по-разному применяют эту контрольную норму п. 1111 Инструкции № 103. Пороги сумм наличных, с которых начинают запрашивать документы у клиентов, колеблются от 10 до 150 тыс. грн. С последних, собственно, и должен начинаться финмониторинг, поэтому было бы логично плясать от этой суммы. Между тем некоторые банки отталкиваются от сумм ограничений наличных расчетов (10 тыс. грн. между СПД и 50 тыс. грн. — с физлицами).

Особые проблемы возникают при получении наличных для будущих закупок, так как никаких закупочных актов и ведомостей еще быть не может и в помине. Хорошие банки в таких случаях требуют или договор какой-то представить, или написать им письмо, где указать, для каких конкретно целей снимается наличка. Плохие требуют усиленный пакет документов: письменные объяснения экономической целесообразности планируемых расходов наличных и невозможности расчета по такой операции безналом, источников происхождения денег; налоговую отчетность и т. д., и т. п.

Но этим неприятности могут не ограничиться.

Некоторые банки в случае непредставления требуемых документов вообще отказывают клиенту не только в снятии наличных, но и в обслуживании вообще

При этом они ссылаются на ст. 10 «финмониторингового» Закона Украины от 14.10.2014 г. № 1702-VII, которая для таких действий дает формальные основания.

Об этом должны помнить также и те клиенты банков, которые для целей снятия наличных зачастую прибегают к обману и представляют «липовые» документы или указывают в письме нереальные направления расходования «нала» (поскольку нецелевое использование наличных давно уже штрафами не карается). Передумать/пересмотреть цели расходования разово, конечно, можно, но когда такое происходит регулярно...

Банкоматы и проч.

Когда наличные банк выдавать отказывается, призывая рассчитываться безналом — карточкой или обычным платежным поручением, клиенты часто пытаются снимать наличные через банкоматы. Но это тоже не всегда проходит, поскольку ряд банков нормы п. 1111 Инструкции № 103 применяют и в случаях снятия наличных при помощи платежных карточек (особенно если речь идет о карточках — ключах к счетам) и ставят ограничения для снятия наличных без представления упомянутых документов.

Формальные основания у них для этого есть, ведь речь в соответствующих нормах Инструкции № 103 идет о выдаче наличных со счетов клиентов через кассу банка, а п.п. 12 п. 4 Инструкции № 103 к кассе банка относит не только операционные кассы банка (филиалов, отделений), но и пункты дистанционного обслуживания, пункты обмена инвалюты, а также ПТКС и банкоматы. Так что обойти «налично-документальные» формальности через банкомат (или подобные устройства) может и не получиться. ☹

ФЛП

Как мы уже указывали (и это подтвердила практика), риск-ориентированный подход из п. 1111 Инструкции № 103 банки применяют и к ФЛП, требуя документы (иногда даже целый пакет!) для снятия наличных. Но ведь деньги на счете ФЛП являются его собственными средствами, и он волен ими распоряжаться как ему заблагорассудится! Разумеется, за исключением всяких финансирований терроризма, преступности и прочих запрещенных операций. Однако банки все равно требуют документы и у ФЛП.

И вот тут лучше ФЛП не сообщать банку, что цель снятия наличных — хознужды (т. е. расходование на предпринимательскую деятельность), тогда сразу же затребуют пакет документов и без них наличные не выдадут. Аргументы, что закупочные акты, чеки и другие расчетные документы без оплаты не оформляют/не выдают, банкиры обычно не воспринимают.

Поэтому ФЛП зачастую безболезненнее снимать наличные на свои личные нужды

Впрочем, многие банки и для таких случаев сейчас требуют подавать письмо с указанием этой цели снятия наличных. Но это гораздо проще, чем пакет документов под наличные для хознужд...

Юрлица

Заметим, что у юрлиц сейчас все большее распространение получает старая избитая схема, которую ранее активно клевали фискалы. Речь ведем о расходовании работниками собственных средств для нужд предприятия с последующей компенсацией таких средств на основании авансовых отчетов и документов, подтверждающих расходование средств. Как правило, банки без особых возражений выдают предприятиям наличные для погашения долгов по таким авансовым отчетам, требуя от предприятий представления этих отчетов и документов к ним, подтверждающих расход наличных.

Вот только следует помнить, что Минфин хотя и разрулил ситуацию с кредитовыми подотчетами, но сделал это не идеально (об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 38, с. 2).

То есть без приказа (распоряжения) по предприятию с указанием должностей и фамилий сотрудников, имеющих право закупать «за свои» для производственных нужд предприятия***, могут быть проблемы не только с фискалами (в плане НДФЛ и ВС с таких сумм), но даже и с банками. Некоторые из них при попытке снять наличные для погашения долгов по кредитовым подотчетам уже стали требовать от предприятий такие документы (приказы и т. п.).

*** Или — указании об этом в должностных инструкциях работников.

Кроме того, помните, что, по мнению налоговиков (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 41, с. 69), выплаты таких долгов работникам наличными ограничиваются 50 тыс. грн. в день одному лицу (с учетом остальных наличных расчетов с таким лицом в этот день, за исключением выплат зарплаты и приравненных к ней платежей).

Вдруг вы эти 50 тысяч при погашении задолженности по кредитовому подотчету превысили, пытайтесь защищаться выводами из определения ВАСУ от 21.06.2016 г. № К/800/44326/15 (reyestr.court.gov.ua/Review/58463663). В нем суд указал, что выдача наличных работникам под отчет не является платежом предприятия и наличным расчетом в целях соблюдения кассовой дисциплины. И хотя кассовая нормативка с тех пор поменялась, этот аргумент по-прежнему актуален. Впрочем, спорить здесь с фискалами может быть непросто.

А вообще, старайтесь сокращать свои наличные обороты и переходите на цивилизованные — безналичные формы расчетов. Без финмониторинговых проблем работать станет гораздо спокойнее...

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше