Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Водители: режим работы и отдыха

Калашникова Лилия, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Налоги & бухучет Июль, 2019/№ 53
Печать
Основные положения, касающиеся норм рабочего времени, прописаны в главном «трудовом» документе — КЗоТ. Однако ввиду специфики трудовой деятельности водителей нормы рабочего времени и времени отдыха для этой категории работников дополнительно изложены в отдельном Положении № 340. Поэтому работодателю, который организовывает процесс работы водителя, нужно руководствоваться нормами и КЗоТ, и Положения № 340.

Продолжительность рабочего времени водителей определяют в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка с учетом законодательно установленных норм (КЗоТ и Положения № 340*). Приведем основные показатели в таблице ниже.

* Положение № 340 распространяется на автомобильных перевозчиков и водителей, осуществляющих внутренние перевозки пассажиров и/или грузов колесными транспортными средствами.

Нормальная продолжительность рабочего времени

Период

При 5-дневной рабочей неделе

При 6-дневной рабочей неделе

В неделю*

Не более 40 часов

В день (смену)

Определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности с соблюдением нормальной продолжительности рабочего времени в неделю

Не более 7 часов, накануне выходных — не более 5 часов

Накануне праздничных и нерабочих дней** продолжительность работы (смены) сокращается на 1 час.

* Неделя — период времени с 00:00 в понедельник до 24:00 в воскресенье.

** Перечень праздничных и нерабочих дней установлен ст. 73 КЗоТ.

Заметьте: для водителей автобусов, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, с их согласия может быть установлен рабочий день (смена) с разделением на две части. При этом помните: каждая такая часть не должна превышать 4 часов с учетом времени, необходимого для возвращения на место стоянки (ст. 60 КЗоТ, п. 2.9 Положения № 340).

Перерыв между частями смены должен быть не менее 2 часов без учета времени на отдых и питание. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Давайте рассмотрим, из чего состоит рабочее время водителя.

Рабочее время водителей

«Нарезка» того, что работодатели должны включать в рабочее время водителя, приведена в п. 2.1 Положения № 340. Давайте перечислим эти периоды. В рабочее время водителя входят:

сменный период управления. При планировании такой период, включая сверхурочные работы, не должен превышать 9 часов, а при перевозке тяжеловесных, и/или крупногабаритных, и/или опасных грузов — 8 часов (пп. 3.1 и 3.2 Положения № 340).

Вместе с тем, если возникли непредвиденные обстоятельства (техническая неисправность транспортного средства, неблагоприятные погодные условия и т. п.), фактический (а не плановый (!)) сменный период управления может быть увеличен сверх установленных норм. При этом продолжительность управления водителя в неделю, включая сверхурочные работы, не должна превышать 48 часов;

подготовительно-заключительный период. Состав работ подготовительно-заключительного периода и время их выполнения устанавливает работодатель по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем**) (п. 2.6 Положения № 340);

** Если на предприятии нет профсоюзной организации (профсоюзного представителя), вопросы режима работы и отдыха работников-водителей необходимо согласовывать с уполномоченным представителем трудового коллектива (см. письмо Минсоцполитики от 27.03.2012 г. № 98/13/116-12).

время простоев не по вине водителя;

время простоев в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров;

время проведения медицинских осмотров водителя перед выездом на маршрут (в рейс) и после возвращения;

— время проведения работ по устранению технических неисправностей транспортного средства на маршруте (в рейсе);

время охраны транспортного средства с грузом или без него во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок (если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем).

Однако учтите, что согласно п. 2.7 Положения № 340

время охраны транспортного средства с грузом или без него засчитывается водителю в размере 1/3 рабочего времени;

— половина времени, предусмотренного заданием на рейс междугородного сообщения, если на транспортном средстве, оборудованном спальным местом, работают двое водителей;

— другое время, предусмотренное действующим законодательством Украины.

Конкретную продолжительность времени проведения медосмотров, охраны транспортных средств и присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, которая засчитывается в рабочее время, устанавливает работодатель.

Но делает это он не единолично, а по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

Ну а теперь давайте поговорим о приятном, об отдыхе. Время отдыха у водителей также строго урегулировано. Поэтому изучаем внимательно.

Отдых водителей

Для водителей законодатель предусмотрел следующие виды отдыха:

перерыв в работе для отдыха и питания. Предоставляют через каждые 4 часа управления транспортным средством продолжительностью не менее 45 минут (если не наступает период ежедневного (междусменного) отдыха).

Вместе с тем п. 4.2 Положения № 340 допускает возможность замены такого перерыва перерывами продолжительностью не менее 15 минут каждый, распределенными в течение периода управления или сразу после него, но с учетом общеустановленных требований.

Время начала и конкретную продолжительность перерыва для отдыха и питания устанавливают в правилах внутреннего трудового распорядка;

ежедневный (междусменный) отдых.

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в течение любого 24-часового периода, считая от начала рабочего дня (смены), должна быть не менее 10 последовательных часов

Если же в течение рабочей смены транспортным средством управляют два водителя, каждый водитель должен иметь ежедневный отдых продолжительностью не менее 8 последовательных часов. Конкретная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха определяется правилами внутреннего трудового распорядка и графиком сменности водителей;

еженедельный отдых. Его продолжительность должна быть не менее 45 последовательных часов (п. 5.4 Положения № 340);

— отдых в праздничные и нерабочие дни (ст. 73 КЗоТ). Если праздничный или нерабочий день совпадает с выходным, то последний переносится на следующий после праздничного или нерабочего день.

Вместе с тем если остановка работы невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие предприятия), а также в связи с осуществлением работ, связанных с необходимостью обслуживания населения и выполнения ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ, то допускается по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) работа водителей в праздничные и нерабочие дни (п. 5.5 Положения № 340).

Также в праздничные и нерабочие дни могут работать водители с суммированным учетом рабочего времени, если это предусмотрено графиком сменности (подробнее см. в статье «Суммированный учет рабочего времени» этого номера);

отпуска. Водитель, как и любой другой работник, имеет право на ежегодный основной отпуск. Продолжительность такого отпуска — не менее 24 календарных дней за отработанный рабочий год, исчисляемый со дня заключения трудового договора с работником. Кроме того, при наличии оснований водители имеют право на другие виды отпусков, предусмотренные законом.

Важно!

В зависимости от условий работы водителя учет рабочего времени может быть поденный, еженедельный или суммированный

В основу этого разделения положен временной отрезок, на протяжении которого работодатель:

1) производит подсчет фактически отработанных работником часов с целью сравнения с установленной ему нормой рабочего времени в часах;

2) устанавливает правовые последствия такого подсчета (например, наличие часов, отработанных сверх нормы рабочего времени, которые подлежат оплате в размере, определенном ст. 106 КЗоТ, см. в статье «Оплатные «фишки» этого номера).

Выбор вида учета рабочего времени предприятие осуществляет самостоятельно в зависимости от установленных на нем условий труда.

Заметим, что больше всего вопросов у работодателей вызывает суммированный учет рабочего времени.

Он вводится в случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная для водителей ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени (ст. 61 КЗоТ и п. 2.3 Положения № 340). При этом продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального количества рабочих часов.

При суммированном учете работодатель составляет графики сменности водителей (п. 2.4 Положения № 340). В них указывают продолжительность ежедневной работы (смены), количество рабочих дней (смен) и выходных. Форму этого графика можно найти в приложении 1 к Положению № 340.

График составляют на весь учетный период и доводят до сведения каждого водителя не менее чем за 2 недели до начала такого учетного периода.

Подробно о суммированном учете мы поговорим в статье «Суммированный учет рабочего времени» этого номера. Ну а пока подведем итоги.

выводы

  • В зависимости от условий работы водителя учет рабочего времени может быть поденный, еженедельный или суммированный.
  • Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не должна превышать 40 часов в неделю.
  • Сменный период управления, включая сверхурочные работы, не должен превышать 9 часов, а при перевозке тяжеловесных, и/или крупногабаритных, и/или опасных грузов — 8 часов.
  • Продолжительность еженедельного отдыха водителя должна быть не менее 45 последовательных часов.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше