Темы статей
Выбрать темы

Где хранить электронную подпись?

Амброзяк Наталья, юрист, Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Токены, токены, токены… Все только и говорят, что о новых носителях электронной подписи, особенно после предупреждений в квитанциях от налоговиков. Правда ли, что токены обязательны для всех хозсубъектов? Не заблокируют ли прием электронной отчетности тем, у кого их нет? Ответы найдете в этой статье.

Уведомления из квитанций («підпис на незахищеному носії») связаны с изменившимся правовым регулированием в ЭЦП-сфере. Ведь 07.11.2018 г. вступил в силу Закон № 2155*. Эра ЭЦП сменилась эрой квалифицированной электронной подписи или печати (КЭП).

* Закон Украины «Об электронных доверительных услугах» от 07.10.2017 г. № 2155-VIII.

Почему только сейчас фискалы стали предупреждать о проблемах? Предполагаем, что это вызвано переходными положениями к Закону № 2155: ЭЦП и сертификаты открытых ключей, выданные до 07.11.2018 г., могут использоваться до окончания срока действия сертификата, но не позднее 2 лет со дня вступления в силу Закона № 2155 (т. е. не позднее 07.11.2020 г.) (п. 5 разд. VII Закона № 2155). Документы, подписанные такими старыми ЭЦП, признаются действительными. То есть к отчетности у налоговиков претензий быть не должно. Поэтому

те, кто получил ключи до 07.11.2018 г., могут продолжать ими пользоваться до окончания срока их действия, но не более чем до 07.11.2020 г.

Это означает также, что:

— если срок действия ключей закончится раньше 07.11.2020 г., то придется генерировать ключи уже в соответствии с Законом № 2155. Волноваться не нужно! Перечень документов для получения КЭП тот же, что и для получения ЭЦП. Однако по доверенности ключи получить нельзя (ч. 2 ст. 22 Закона № 2155);

— пользоваться ЭЦП старого образца после 07.11.2020 г. нельзя. Скорее всего, электронные документы, подписанные такой электронной подписью, попросту будут отклоняться.

Насколько нам известно, с 07.11.2018 г. и до того, как начали присылать квитанции с предупреждением, новые ключи генерировали на обычных носителях. Никто даже не заикался об их защищенности. Формально такие ключи выпадают из-под действия переходных положений к Закону № 2155. Однако считаем, что здесь некорректно признавать, например, принятую отчетность (с полученной квитанцией № 2) неподанной из-за несоответствия подписи действующему законодательству. Надеемся, что налоговики забудут об отказах в приеме декларации задним числом (см. подробнее в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 32, с. 27).

Теперь поговорим о токенах.

Токен: что это и есть ли альтернатива?

Токен — это устройство в виде USB-флешки, предназначенное для безопасного хранения электронных ключей и информации о собственнике электронной подписи.

Всем ли он нужен и предусматривает ли нормативка альтернативные варианты?

Исходя из положений ч. 2 ст. 17 Закона № 2155, электронное общение с налоговиками в большинстве случаев (отправка отчетности, подписание НН, вход в электронный кабинет и т. д.) должно происходить с использованием квалифицированных электронных доверительных услуг (ЭДУ).

А поскольку в абзаце первом ч. 2 ст. 17 Закона № 2155 упоминаются квалифицированные ЭДУ, то использования КЭП не избежать.

Здесь напомним: при формировании электронной подписи генерируется пара ключей — открытый и личный. Когда вы налагаете на документ личный ключ, его расшифровка происходит открытым ключом. А расшифровать неквалифицированный личный ключ квалифицированным открытым ключом нельзя. Также о КЭП для налогоплательщиков с 22.05.2019 г.* прямо упоминает НКУ (см. п. 421.5, п.п. 48.5.1, п. 201.1, п.п. 3 п.п. 298.1.1 НКУ). Поэтому КЭП необходима.

* Соответствующие изменения в НКУ были внесены Законом Украины от 16.05.2019 г. № 2725-VIII (вступил в силу с 22.05.2019 г.).

Почему мы так цепляемся за квалифицированность ключей и сертификата? Согласно п. 12 ч. 2 ст. 23 Закона № 2155 квалифицированные сертификаты открытых ключей должны содержать сведения о том, что личный ключ сохраняется в средстве КЭП. Видимо, именно через сертификат налоговики и будут отлавливать «неправильные» ключи.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона № 2155 КЭП считаются прошедшими проверку и получившими подтверждение, если во время проверки с помощью квалифицированного сертификата электронной подписи или печати получено подтверждение того, что личный ключ хранится в средстве КЭП.

Что такое средство КЭП? Это устройство или программное обеспечение (ПО), отвечающее требованиям Закона № 2155, которое, в частности, хранит личный ключ КЭП (п. 15 ч. 1 ст. 1 Закона № 2155). Требования к таким хранилищам предусмотрены в ст. 19 Закона № 2155 и постановлении КМУ от 07.11.2018 г. № 992.

Обратите внимание: соответствие таких устройств/ПО указанным требованиям подтверждается документами о соответствии или позитивным экспертным заключением по результатам их специальной госэкспертизы.

Отсюда вывод:

в процессе общения с госорганами (в том числе и с фискалами) в электронной форме нужно использовать КЭП, хранящиеся на специальном устройстве или в спецПО

Причем «левые» устройства/ПО не подойдут, так как генерировать ключи и сертификат можно только на том носителе, который соответствует всем законодательным требованиям. Такое соответствие должно подтверждаться специальными документами или экспертным заключением.

Как видим, формально не только токены могут быть средством КЭП. Почему продвигают именно эти устройства? Мы лишь можем предположить, что так настойчиво рекомендуемые токены просто имеют требуемые разрешительные документы.

Особенности токенов

Раз у производителей токенов есть специальные разрешительные документы, то и пользоваться придется именно этим устройством. Поэтому учтите:

— токен — вещь недешевая. Цена колеблется приблизительно от 700 до 1900 грн. за одну штуку. Эти носители зачастую продают распространители и производители бухгалтерского ПО;

— для каждой пары ключей нужен отдельный токен. Соответственно, у одного предприятия их будет, как правило, три: для директора, главного бухгалтера и для печати. Добавляются подписанты — растет количество токенов ☹;

— токен — многоразовый. То есть при генерации новой КЭП покупать новый токен не нужно;

— скопировать КЭП с токена на другой носитель (обычную USB-флешку, компьютер и т. д.) нельзя;

— для введения пароля к токену у вас 7 попыток. Далее этот носитель блокируется, и нужно будет генерировать КЭП заново.

Где учитывать токены?

Такие физические носители КЭП многоразового использования по всем параметрам подпадают под определение основных средств. Если предприятием установлен стоимостный критерий для разграничения малоценных необоротных материальных активов (МНМА) от собственно основных средств, их зачисляют на субсчет 112. В первом месяце использования токенов на них начисляют амортизацию по методу «50 %/50 %» или «100 %». В противном случае (если стоимостный критерий не установлен) такие предметы отражают на субсчете 109 или 104.

Вне зависимости от бухгалтерского счета учета для прибыльных целей токены не являются основными средствами. Ведь их стоимость меньше 6000 грн. Поэтому налоговые разницы по ним не рассчитывают. Подробнее об учете МНМА читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 61, с. 7.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше