вывод документа
Табель учета рабочего времени на работников-надомников работодатель не ведет.
К сожалению, а может даже и к радости, украинский законодатель пока не порадовал нас специальными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы выполнения наемными работниками работы на дому.
Более того, в КЗоТ единственное упоминание о возможности данной работы мы находим в ст. 179 и то в привязке к отпуску для ухода до трех лет.
Вместе с тем такое игнорирование надомной работы, по нашему убеждению, вовсе не означает, что она — привилегия, доступная немногим. Просто трудовые отношения, складывающиеся между надомником и его работодателем, должны регулироваться общими нормами трудового законодательства, но с учетом определенных особенностей. ☺
Начнем с того, что договоренность о работе на дому может быть установлена как при приеме на работу, так и впоследствии, путем внесения советующих изменений в трудовой договор, заключенный с работником.
Выполнение работы на дому не влечет за собой каких-либо ограничений трудовых прав работника. Как и на любого другого работника, на надомника нормы КЗоТ, Закона об оплате труда будут распространяться в полном объеме.
На работников, которые трудятся дома, работодатель в обязательном порядке оформляет кадровые приказы (о приеме на работу/переводе/увольнении и т. д.), личную карточку, формирует личное дело.
Надомники, как и другие работники, имеют право на отпуск (указываем в графике отпусков, уведомляем в общем порядке о начале отпуска, издаем приказ об отпуске) и на его компенсацию в случае увольнения, если такой отпуск не был использован.
Надомника можно направить в командировку, в том числе и на родное предприятие (см. с. 7).
Что же мы в итоге имеем? С одной стороны, такой работник должен подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, действующим на предприятии. Но с другой стороны, выполнение этих правил трудно проконтролировать.
Масла в огонь подливает п. 16 Положения о труде надомников. В нем указано, что работники, которые трудятся на дому, распределяют рабочее время на свое усмотрение. При этом оплата труда проводится работодателем за фактически выполненную работу.
Исходя из этого Минсоцполитики в комментируемом письме делает вывод, что табель рабочего времени на надомников вести не нужно. Вместе с тем, работодатель может установить надомнику разрядные расценки, нормы выработки, вести регистрационные листы рабочий заданий и т. д.
Однако, на наш взгляд, такой вывод справедлив, только если работник — сдельщик.
Ведь, учитывая специфику сдельной формы оплаты труда, даже для обычных работников-сдельщиков предприятия соблюдение нормы рабочего времени является лишь элементом трудовой дисциплины. При этом размер оплаты труда сдельщика зависит от результатов труда (уровня выполнения и перевыполнения норм выработки и производственных сменных заданий).
Другое дело, если надомник — работник с повременной формой оплаты труда. Ее применяют там, где результат труда измеряется количеством отработанного времени.
При повременной форме оплаты труда работодатель обязан не только контролировать выполнение нормированных заданий, но и вести учет рабочего времени. Без такого учета исчислить сумму зарплаты, увы, не получится.
А значит и без табеля учета рабочего времени не обойтись.