Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

НДФЛ при продаже корпоративных прав «со скидкой»

Савченко Елена, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Июнь, 2019/№ 47
В избранном В избранное
Печать
Письмо ГФСУ от 04.04.2019 г. № 1446/6/99-99-13-02-03-15/ИПК

вывод документа

Доход физлица-покупателя в виде скидки со стоимости приобретенных у ООО корпоративных прав (доли в уставном капитале) включается в налогооблагаемый доход такого физлица как прочие доходы и облагается НДФЛ и ВС на общих основаниях

Для того, чтобы разобраться, правы ли налоговики, обрисуем ситуацию: кто, что, кому продает и по какой цене. ООО решает продать принадлежащие ему корпоративные права (долю в уставном капитале). Покупатель — физическое лицо. Из письма можно сделать вывод, что такая продажа осуществляется по заниженной, на взгляд налоговиков, цене (судя по всему, ниже номинальной стоимости доли участника). В такой продаже налоговики увидели:

1) продажу со скидкой;

2) облагаемый доход у физлица-покупателя, равный сумме скидки.

Этот доход, по мнению ГФСУ, налоговому агенту — продавцу следует обложить НДФЛ как прочий облагаемый доход (признак дохода в форме № 1ДФ — «127») на основании п.п. 164.2.20 НКУ и удержать с него ВС. И тут мы хотим обратить внимание на следующие два момента.

Первый момент. В комментируемом письме ГФСУ определяет такой доход физлица-покупателя как скидку, но при этом не применяет «профильный» п.п. «е» п.п. 164.2.17 НКУ, который относит к доходу в виде допблага суммы индивидуальной скидки обычной цены. Вместо этого фискалы говорят о скидке как о прочем облагаемом доходе (п.п. 164.2.20 НКУ). Почему? Вполне вероятно, что это сделано для унификации налоговых консультаций по рассматриваемой ситуации.

Дело в том, что, как правило, продажа корпоративных прав происходит между физлицами. И если одно физлицо продает другому долю в уставном капитале по цене ниже приобретения, то подтянуть сюда допблаговский п.п. «е» п.п. 164.2.17 НКУ налоговики не смогут. Ведь согласно п.п. 14.1.47 НКУ дополнительные блага — это доход от налогового агента. А обычное физлицо, выплачивающее доход, не является налоговым агентом для другого физлица — получателя дохода.

Решить эту проблему и помогает налоговикам «резиновый» п.п. 164.2.20 НКУ.

Второй момент. Даже если согласиться с доходом у физлица-покупателя, встает вопрос с определением его суммы.

Выплата дохода производится в неденежной форме. Следовательно, базой налогообложения будет сумма дохода, рассчитанная по обычным ценам, умноженная на «натуральный» коэффициент (см. п. 164.5 НКУ). Подпункт 14.1.71 НКУ нам велит считать обычной ценой цену, определенную сторонами договора, если иное не установлено НКУ. Если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен.

Но если ООО продает корпоративные права (долю в уставном фонде), какая цена будет считаться рыночной? Определить ее очень сложно. Здесь вполне уместна формула: обычная цена — это договорная цена, и если не доказано обратное, считается, что обычная цена соответствует уровню рыночных цен. А значит, ни о какой скидке тут не может быть и речи.Нет скидки, нет дохода, нет НДФЛ и ВС.

Что же можно посоветовать предприятию-продавцу, оказавшемуся в такой ситуации? Если вы уверены в своей правоте (т. е. в том, что продажа осуществлялась по рыночной цене), то самый безопасный способ уйти от проблемы — это воспользоваться услугами независимого оценщика, который бы оценил рыночную стоимость корпоративных прав. Тогда все вопросы с обычной ценой отпали бы сами собой.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно