Темы статей
Выбрать темы

Комиссионер «накивал пятками»: что делать?

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
К сожалению, в бизнесе приходится сталкиваться и с недобросовестными партнерами. Поэтому вполне реальная картина, когда появились сомнения в том, что посредник выполнит обязательство по договору. Заурядная ситуация: предприятие отгрузило товар комиссионеру по договору на продажу — но ни товара, ни денег, ни комиссионера... Как в таком случае комитенту учитывать отгруженный товар? Ведь в посреднических операциях есть свои подводные камни.

Комиссионер получил товар, который по условиям договора должен был за вознаграждение продать, а все полученное по сделке вернуть комитенту. Обязательство не выполнено, а значит, с правовой точки зрения, комиссионер является должником по договору комиссии. В свою очередь, комитент имеет право требовать от должника выполнения его обязательства (ст. 509 ГКУ).

В нашей ситуации комиссионер вообще скрылся и существует большая вероятность того, что свое обязательство перед комитентом он не выполнит. По сути, речь идет о долге, который с большой вероятностью в будущем может остаться не погашенным должником.

Проецируя сложившуюся ситуацию на бухгалтерские и налоговые правила, очевидно, что встает вопрос о наличии сомнительной задолженности и возможности в дальнейшем списать ее в состав расходов комитента. Но все дело в том, что наличие долга в правовом смысле — это не всегда означает наличие задолженности в бухгалтерском (а следовательно, и в налоговом) учете.

Нюансы посреднических операций

Все дело в том, что при передаче комитентом товара комиссионеру стоимость товара всего лишь «перебрасывается» с субсчета 281 на субсчет 283 и в этой сумме задолженность «вешается» за балансом комитента.

То есть задолженность за отгруженные товары комиссионеру в балансе комитента (!) не отражается

А раз в учете комитента задолженность не сформирована, то и списывать нечего.

Когда может появиться задолженность и как ее списать?

«Сомнительно-безнадежный» сценарий

Дебиторская задолженность могла появиться у комитента, если бы комиссионер успел до своего исчезновения отчитаться о продаже товара, но за него попросту не рассчитался с комитентом. Тогда на основании отчета комиссионера комитент отразил бы в бухучете доход и одновременно дебиторскую задолженность комиссионера за отгруженные товары третьему лицу (ДТ 361 — Кт 702). Ведь при отгрузке товаров покупателю комитент прекращает контролировать такой товар и теряет право собственности на него.

Соответственно, события развивались бы по обычному «сомнительно-безнадежному» сценарию. А именно, под текущую денежную дебиторскую задолженность, в отношении которой существует вероятность ее непогашения должником, создается резерв сомнительных долгов (РСД) (п. 4 П(С)БУ 10). Начисленную сумму РСД включают в состав прочих операционных расходов (п. 10 П(С)БУ 10, проводка Дт 944 — Кт 38).

Если впоследствии задолженность получит статус безнадежной (задолженность, по которой истек срок исковой давности или существует уверенность в ее непогашении должником), то она погашается за счет начисленного РСД (п. 11 П(С)БУ 10, проводки Дт 38 — Кт 361). Если резерва недостаточно, то остаток безнадеги напрямую попадет в состав прочих операционных расходов (Дт 944 — Кт 361).

При этом в налоговоприбыльном учете для плательщиков, не применяющих налоговые разницы, полностью ориентируемся на бухучет. А те, кто налоговые разницы применяет, корректируют финрезультат, руководствуясь п. 139.2 НКУ. Напомним, смысл таких корректировок сводится к тому, что объект налогообложения:

— «очищают» от влияния начисленного в бухучете РСД за счет «увеличивающей» разницы (п.п. 139.2.1 НКУ),

— уменьшают на сумму списанной задолженности, соответствующей критериям «безнадеги» из п.п. 14 1.11 НКУ, через «уменьшающую» разницу (п.п. 139.2.2 НКУ).

А вот если комиссионер скрылся «без следа», т. е. у комитента нет ни денег, ни товара, ни отчета, то стандартный алгоритм списания задолженности по «сомнительно-безнадежным» правилам, к сожалению, не сработает.

Впрочем, даже в этом случае отчаиваться рано.

Ни товара, ни денег, ни отчета...

Стоимость отгруженного товара комитента можно списать на расходы исходя из условий договора. Например, бывает так, что в договоре комиссии на продажу стороны предусматривают автоматический выкуп товара комиссионером по истечении определенного срока. Соответственно, после окончания такого срока, комиссионер обязан либо вернуть полученный товар, либо оплатить его стоимость.

Если в установленный срок нет ни денег, ни товара, ни отчета, то договор комиссии тогда независимо от того, продал комиссионер товар или нет, «превращается», по сути, в договор купли-продажи с соответствующими налоговыми последствиями.

Именно в этот момент у комитента появляется дебиторская задолженность, которая должна быть погашена деньгами (проводка Дт 361 — Кт 702). Как следствие, запускаются жернова «сомнительно-безнадежного» механизма (см. выше).

Впрочем, если даже в договоре комиссии выкуп товара комиссионером не предусмотрен, считаем, все равно у комитента нет оснований удерживать на балансе запасы, относительно которых у него отсутствует контроль. Здесь списать такие товары с баланса нам помогут стандарты бухучета и порядок инвентаризации запасов.

Списываем недостачу

Как известно, запасы признаются активом, если существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды, связанные с их использованием, и их стоимость может быть достоверно определена (п. 5 П(С)БУ 9). При этом базовый признак актива, отражаемого в балансе, — это контроль над ним (п. 3 НП(С)БУ 1).

В свою очередь, стоимость полностью потерянных (испорченных или недостающих) запасов списывается на расходы отчетного периода (п. 27 П(С)БУ 9). Иными словами,

в балансе предприятия нет места запасам, которые им не контролируются и не «вписываются» в критерии актива

Для списания запасов, которые больше не контролируются плательщиком, необходимо провести инвентаризацию активов, находящихся на комиссии. На такие запасы составляется отдельная инвентаризационная опись и плательщик осуществляет проверку обоснованности сумм, отраженных на счетах бухгалтерского учета (п. 4.3 разд. ІІІ Положения № 879).

Если по данным инвентаризации будет установлено, что у предприятия отсутствует контроль над товаром, то, соответственно, завышена оценка активов предприятия. А это противоречит одному из основополагающих принципов бухучета — принципу осмотрительности, согласно которому методы оценки должны предотвращать, в частности, завышение оценки активов и доходов предприятия. Соответственно, такие запасы могут быть списаны на расходы как недостача.Списание в бухучете отражаем проводкой Дт 947 — Кт 283. Одновременно признаем задолженность виновного лица (комиссионера) по возмещению ущерба в размере продажной стоимости товара (проводка Дт 375 — К716).

Комитент на упрощенке

Если комитент-юрлицо является плательщиком единого налога, то вышеуказанные операции никакого влияния на его объект налогообложения не окажут. Ведь в единоналожный доход включаются доходы, предусмотренные пп. 292.1, 292.3 , 292.6 НКУ (ср. ). В частности, доходы, полученные в денежной форме.

Дебиторская задолженность, списанная в состав расходов, прежде всего, не является доходом предприятия-комитента. А значит, не включается в его единоналожный доход.

Операция по автоматическому выкупу комиссионного товара также комитенту единоналожного дохода не добавит (как минимум, пока не будут получены денежные средства за такой товар).

А вот сумму возмещения, если все-таки ее удастся взыскать с комиссионера-беглеца, в объект обложения единым налогом комитенту включить придется.

НДС

Комитент на дату передачи имущества комиссионеру начисляет НО и составляет налоговую накладную (НН) (п. 189.4 НКУ). При этом при списании в состав расходов стоимости отгруженных товаров откорректировать НО у него уже не получится.

Списание безнадежной задолженности. По мнению фискалов, если товар был отгружен, но оплата так и не получена, операция поставки «превращается» в бесплатную передачу товара.

Следовательно, объект налогообложения у поставщика (в нашем случае — комитента) никуда не исчезнет. А значит, при списании безнадежной задолженности отсутствуют основания для корректировки НО и составления расчета корректировки (см. письмо ГУ ГФС в Херсонской обл. от 15.05.2018 г. № 2150/ІПК/21-22-12-02-13, 101.06 БЗ).

Что касается «компенсирующих» НО на основании абзаца «г» п. 198.5 НКУ, ранее фискалы говорили об их начислении ввиду нехозяйственного использования бесплатно переданных активов. На сегодняшний день они пока придерживаются нефискальной позиции — об отсутствии двойного начисления НДС при бесплатной поставке (см. письмо ГФСУ от 23.05.2019 г. № 2343/6/99-99-15-03-02-15/ИНК, 101.06 БЗ). Учитывая метания фискалов, лучше подстраховаться индивидуальной налоговой консультацией. Подробнее о правилах учета операций по бесплатной передаче запасов см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 24, с. 28.

Списание недостачи. В данном случае, считаем, аналогично описанному выше варианту, никаких корректировок НО осуществлять не нужно. Ведь факт поставки товара комиссионеру, опять-таки, никуда не исчез. Другое дело, что применяется иной механизм списания товара с баланса комитента.

Рассмотрим на примере списание стоимости отгруженного товара «исчезнувшему» комиссионеру.

Пример. Комитент (плательщик НДС) согласно договору комиссии на продажу отгрузил товар комиссионеру на сумму 12000 грн. (в том числе НДС — 2000 грн.). Себестоимость товара — 7000 грн.

Комиссионер отчет о продаже не предоставил, не вернул ни товар, ни деньги, не предоставил отчет. Принятые меры результата не дали — комиссионер исчез. Договором комиссии выкуп товара не предусмотрен.

Списываем в состав расходов товары, отгруженные комиссионеру

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Передан товар комиссионеру

283

281

7000

2

Отражены НО по НДС (исходя из договорной стоимости) товаров, которые передаются на продажу

643

641

2000

3

Списана сумма ТМЦ, недостача которых выявлена

947*

283

7000

4

Списаны отраженные ранее налоговые обязательства по НДС

947*

643

2000

5

Начислен доход на сумму возмещения виновного лица — комиссионера

375

716

12000

* Списываем на тот же субсчет, на который был списан сам товар. Тем не менее не будет ошибкой, если списать эту сумму на субсчет 949.

Это, пожалуй, все, что можно предложить в данном случае. Желаем, чтобы в вашем бизнесе были только надежные партнеры.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше