Темы статей
Выбрать темы

Оплата за товар через кассу банка: действуют ли наличные ограничения

Кравченко Дарья, эксперт по оплате труда
Физлицу — предпринимателю (ФЛП) на едином налоге (группа 3) необходимо уплатить поставщику 25 тыс. грн. Может ли он внести эту сумму на текущий счет контрагента одним платежом через кассу банка или такой платеж придется разбивать (перечислять каждый день не больше 10 тыс. грн.), чтобы не нарушить наличные ограничения?

Действительно, для хозсубъектов и физлиц, которые проводят наличные расчеты между собой, пп. 6 — 8 Положения № 148* предусматривают ряд ограничений (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 75, с. 3).

* Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением НБУ от 29.12.2017 г. № 148.

Так, например, субъекты хозяйствования (юрлица и их обособленные подразделения, а также ФЛП) имеют право проводить наличные расчеты между собой на протяжении одного дня по одному или нескольким платежным документам в размере до 10 тыс. грн. (включительно).

Если сумма для перечисления контрагенту превышает установленную границу, Положение № 148 предлагает два варианта выхода из ситуации:

— либо уплатить такую сумму в безналичной форме (перевести ее со своего текущего счета на текущий счет продавца);

— либо внести ее в банк (или небанковское финансовое учреждение, у которого есть лицензия на перевод средств в национальной валюте без открытия счета) для дальнейшего перевода на текущие счета в банке поставщика.

Выходит, п. 6 Положения № 148 позволяет ФЛП внести деньги на текущий счет контрагента через кассу банка без оглядки на «наличные» ограничения. То есть всю сумму одним платежом (25 тыс. грн.).

И все было бы хорошо, если бы не одно «но». Другая норма Положения № 148, а именно п. 10, расчеты хозсубъектов и физлиц без открытия текущего счета путем внесения наличных в банки/небанковские финучреждения для дальнейшего их перевода на счета других хозсубъектов или физлиц для плательщиков денег признает наличными, в то время как для получателей таких средств — безналичными.

Вот тут-то и возникает вопрос: если покупатель-ФЛП внесет наличные средства в кассу банка в сумме, превышающей установленный предел, могут ли его привлечь к ответственности?

Учитывая неоднозначность норм самого Положения № 148, за ответом лучше обратиться к налоговикам (именно они могут прийти к вам на проверку). Хорошо, что они в этом вопросе занимают лояльную позицию.

Так, в разъяснении, размещенном в категории 109.13 БЗ, контролеры заявляют: ограничение предельной суммы наличного расчета 10000 (50000) грн. не распространяется на расчеты, осуществляемые плательщиками путем внесения наличных в кассу банка для дальнейшего их перечисления на счет получателя.

А НБУ в своем письме от 07.02.2018 г. № 50-0007/7855 порекомендовал суммы, превышающие наличные ограничения, перечислять на счета получателей именно путем внесения их в кассу банка, подтвердив тем самым точку зрения налоговиков.

Таким образом, не будет нарушения в том, что ФЛП внесет в кассу банка 25 тыс. грн. одним платежом для перечисления своему контрагенту.

Конечно, если вы все же сомневаетесь, разбейте сумму, которую вам необходимо уплатить контрагенту, на части (в рамках наличных ограничений) и перечислите их поставщику отдельными платежами в течение нескольких дней.

На возможность и законность дробления обращал внимание и НБУ (п. 3 письма НБУ от 24.01.2014 г. № 11-116/3159).

Налоговики также не имеют ничего против уплаты суммы задолженности по договору частями в течение нескольких дней (разъяснение в БЗ 109.13, утратило силу). Ведь исходя из п. 6 Положения № 148 ограничения устанавливаются для предельной суммы наличного расчета за день, а не для всей суммы сделки (по договору).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше