Темы статей
Выбрать темы

Как банки выявляют сомнительные валютные операции?

Амброзяк Наталья, юрист
Кто только не наблюдает за хозсубъектами... Причем наиболее пристальное внимание достается валютным операциям, в прозрачности и честности которых банк сомневается. Как же функционирует процедура выявления таких операций? Какие полномочия у банков? Чего ждать от новой нормативки? На эти вопросы мы дадим ответы в нашей статье.

Валютный надзор вместо валютного контроля — это не просто смена названий. Суть этих новаций в том, что банк не контролирует все операции повально, требуя под каждую из них кипу документов.

Конечно, информация о валютных операциях все равно поступает в банк.

Так, данные по кредитам/займам/возвратной финпомощи (получаемым от нерезидентов) вносится в специальную информационную систему. Причем внесение возможно как по инициативе резидента (до осуществления валютных операций по таким договорам), так и самостоятельно банком (п. 15 Положения № 6). А вот регистрация в НБУ таких договоров упразднена.

Кроме того, надзор за экспортными/импортными операциями также осуществляется на основании анализа договоров и (в случае необходимости) дополнительных документов. Порядок такого анализа установлен в Положении № 8. Целью этой процедуры как раз и является выявление сомнительных валютных операций (СВО).

Внимание! Положение № 8 не распространяется и

не проводится анализ документов по валютным операциям на незначительную сумму (т. е. до 150 тыс. грн.)

Однако абзац второй п. 5 Положения № 5 позволяет банкам (по их усмотрению) требовать документы, подтверждающие наличие оснований/обязательств для проведения операций в незначительном размере на покупку инвалюты, перечисление инвалюты/банковских металлов/гривни.

К освобожденным от пристального внимания банка также относятся валютные операции, осуществляемые:

1) государством или под госгарантии;

2) по проектам (программам) международной техпомощи, прошедшим госрегистрацию;

3) по проектам, осуществляемым на основании соглашений между Украиной и ЕС об участии Украины в международных программах ЕС;

4) по международно-техническим программам и проектам, зарегистрированным в соответствии с ч. 5 и ч. 6 ст. 66 Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности» от 26.11.2015 г. № 848-VIII;

5) во исполнение договоров между резидентами и юрлицами-нерезидентами (если любая из сторон договора и/или соответствующей валютной операции включена в список 2000 самых крупных публичных компаний мира (Forbes Global 2000) или является их дочерней или аффилированной компанией;

6) с целью возврата средств, полученных иностранными инвесторами от продажи листинговых ценных бумаг на фондовых биржах и т. д.

С полным перечнем можно ознакомиться в п. 4 Положения № 8.

Исключения из пп. 5 и 6 нашего списка не распространяются на юрлиц/физлиц с местонахождением (местом регистрации/постоянным местом жительства) в государстве-агрессоре/государстве-оккупанте (п. 5 Положения № 8). Так что, сотрудничая с субъектами из РФ, будьте готовы к пристальному вниманию со стороны банка.

Теперь поговорим о технических моментах анализа документов.

Анализ документов

Как мы сказали выше, основная цель анализа документов — выявление СВО. Для того, чтобы их обнаружить, банк может проводить два типа анализа:

1) первичный;

2) дополнительный.

Первичный. Финучреждение осуществляет первичный анализ документов до момента проведения операции. Выявляется СВО с помощью установления так называемых индикаторов. Причем по каждой валютной операции их может быть несколько (п. 6 Положения № 8).

Индикатор — это признак (признаки) валютных операций или их участников, подлежащих дополнительному анализу и проверке и/или позволяющих выявить СВО. Всего этих индикаторов 22 (заметьте: их нумерация идет не от 1 до 22) и они перечислены в приложении к Положению № 8.

Кроме того, в этом приложении под каждый такой индикатор установлен приблизительный перечень документов, которые могут требовать от субъекта валютной операции (резидента и/или нерезидента).

После того, как один или несколько индикаторов выявлены, банк переходит к допанализу операции.

Дополнительный. Этот тип анализа состоит в том, что банк требует для изучения дополнительные документы. Причем их приблизительный перечень отличается в зависимости от установленного индикатора (индикаторов).

Например, если установлен индикатор № 11 (объем валютных операций не совпадает с объемами обычной деловой активности субъекта валютной операции), то банк может истребовать:

1) информацию/документы, подтверждающие финансовое состояние юрлица (ФЛП):

— финотчетность (баланс, отчет о финрезультатах, налоговую декларацию с приложениями, иную финотчетность) с отметкой госоргана о приеме;

2) информацию/документы подтверждающие финансовое состояние физлица:

— имущественную декларацию;

— налоговую декларацию (декларацию о доходах) с отметкой о приеме в контролирующем органе иностранного государства (для нерезидентов Украины) (при наличии);

— справку (сведения) о суммах выплаченных доходов и уплаченных налогов;

3) информацию/документы, подтверждающие финансовые возможности, источники происхождения средств и иных активов лица, наличие, размещение и/или использование активов субъекта валютной операции;

4) документы, подтверждающие цель осуществления перевода: договор (контракт), счет (инвойс) и/или иные документы, используемые в международной практике (кроме валютных операций по размещению средств на собственном счете за пределами Украины).

Важный момент: банк в процессе дополнительного анализа валютной операции может воспользоваться информацией из публичных источников (включая Интернет) или от иных уполномоченных учреждений по поводу субъектов валютной операции, их контрагентов, учредителей (участников) и должностных лиц (п. 10 Положения № 8).

При этом, если банк может достать информацию из публичных источников, то резидент/нерезидент не обязан предоставлять дополнительные документы.

А ты часом не СВО ☺?

Если банк удостоверился, что ваша операция не СВО, то финучреждение свободно осуществляет валютную операцию.

В случае же установления СВО события могут разворачиваться по двум сценариям:

1) подтверждается, что СВО связана с уклонением от требований/ограничений/запретов, установленных законами Украины, регулирующими отношения в сферах обеспечения нацбезопасности, предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма либо финансирования распространения оружия массового поражения, выполнения взятых Украиной обязательств по международным договорам.

Как минимум эта операция попадет под последствия финмониторинга (см. подробнее в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 95, с. 36). Например, банк имеет право отказаться от проведения операции (ч. 1 ст. 10 Закона № 1702). Как максимум дело может дойти до уголовной ответственности ☹ (ст. 209 УКУлегализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем);

2) подтверждается, что СВО связана с нарушением нормативно-правовых актов НБУ по поводу установления мер защиты. В таком случае принимаются меры, определенные валютной нормативкой. И скорее всего, эта информация станет основанием для применения штрафных санкций по КоАП и Закону о валюте. О них подробнее вы сможете прочесть на с. 9 и с. 29 этого номера.

Также по требованию НБУ банк должен отчитаться о проделанной работе по выявлению СВО и принятию соответствующих мер (п. 18 Положения № 8).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше