вывод документа
Если сельхозтоваропроизводитель сдает часть своего здания в аренду, лизинг, ссуду, то такое здание облагается налогом на недвижимость на общих основаниях
С начала 2019 года изменились правила освобождения от уплаты налога на недвижимость за сельхозздания. Отныне аграрий может рассчитывать на освобождение при соблюдении следующих двух условий (п.п. «ж» п.п. 266.2.2 НКУ):
1. Здания имеют сельхозстатус, т. е. относятся к классу 1271 «Здания сельскохозяйственного назначения, лесоводства и рыбного хозяйства» по ГК 018-2000*, что подтверждается документально. Фискалы рекомендуют (см. БЗ 106.07): за получением заключения об идентификации объекта недвижимости как сельхозздания обращаться в ГП «Государственный НИИ автоматизированных систем в строительстве» Госстроя Украины, на который возложено ведение ГК 018-2000.
* Государственный классификатор зданий и сооружений ГК 018-2000, утвержденный приказом Госстандарта от 17.08.2000 г. № 507.
На наш взгляд, обязательно иметь такое заключение для применения освобождения не нужно. Ведь этого не требуют нормы НКУ. В то же время, чтобы избежать споров и быть уверенным в своей правоте, лучше такое заключение получить.
2. Объекты недвижимости, которые являются сельхоззданиями (относятся к классу 1271), нельзя сдавать в аренду, лизинг, ссуду.
Что касается первого требования, то о нем налоговики говорили и раньше (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 5, с. 20). Оно для агрария не в новинку.
А вот что касается второго требования, то оно только «с пылу с жару». Поэтому у сельхозтоваропроизводителей возникает вопрос: как именно не нарушить это требование? В частности, их интересует, имеет ли право аграрий (как юрлицо, так и физическое лицо), который сдает в аренду часть одного здания (например, половину зернохранилища) рассчитывать на сельхозосвобождение по другой части сельхозздания, которое он использует в своей деятельности?
Ответ налоговиков на этот вопрос отрицательный. Они убеждены, что не имеет значения, все здание сдается в аренду или его часть. В любом случае освобождение от налога на недвижимость за такое здание аграрий получить не может. По их мнению, сам факт передачи здания или его части в аренду исключает это здание из когорты освобожденных от налогообложения.
Формально налоговики правы. В НКУ нет никаких особых условий относительно действия арендного ограничения. Например, что освобождение не распространяется только на площади недвижимости, переданные в аренду, и т. п.
В то же время, по своей сути, это несправедливо. Судите сами. Аграрий четко знает, какую именно часть недвижимого объекта использует в своей деятельности, а какую передает в аренду. То есть определить, какая часть объекта недвижимости имеет сельхознаправленность, просто. Если это известно, то логично было бы в таком случае заставить агрария уплатить налог только за переданные в аренду площади. А к той части здания, которая используется в его сельхоздеятельности, применить освобождение. Суть же этого освобождения —не платить налог за объекты, которые используются в сельхоздеятельности.
Но, как видим, налоговики на уступки аграрию идти не хотят. Им подавай все и сразу. Поэтому рекомендуем аграриям, которые хотят без проблем пользоваться освобождением, не передавать вообще сельхозздания (в том числе и их части) в аренду, ссуду или лизинг.
Тем же, кто сдает часть сельхозздания в аренду, советуем получить индивидуальную консультацию по этому поводу в свой адрес. Возможно, вам фискалы скажут что-то новое и более взвешенное. Хотя больших надежд на это возлагать не стоит.