Темы статей
Выбрать темы

Развиваем эмоциональный интеллект

Зимовин Алексей, практикующий психолог, канд. психол. наук, член Ассоциации политических психологов Украины
В современном мире, чтобы быть успешным, счастливым, да что там — просто классным, уже недостаточно быть умным и профессиональным. Теперь все вертится вокруг эффективной коммуникации, а значит, выигрывает тот, кто разбирается в своих и чужих переживаниях. Ведь именно они влияют, и частенько негативно, на любые отношения. Эффективно выстраивать коммуникацию помогает эмоциональный интеллект!

Эмоциональный интеллект — способность человека понимать эмоции (свои и других людей), а также управлять ими.

Отличить человека с развитым эмоциональным интеллектом от человека с неразвитым проще простого. Когда Анна Петровна разводилась с мужем, она предупредила своих подчиненных, что какое-то время будет находиться в состоянии горевания (понимание своих эмоций), и попросила не напоминать ей об этой теме, обходя ее стороной (управление своими эмоциями). Человек способен понять свои переживания и найти способы конструктивного обращения с ними.

Вот только в коллективе был еще Иван Иванович, который давно на Анну Петровну зуб точил, но в этом он сам себе не очень-то и признавался… Поэтому, всякий раз видя свою коллегу, он спрашивал что-то из разряда: «Ну, как там развод?», «А вещи он уже все забрал?», «А машину поделили как?» и т. д.

Другими словами, человек не осознавал и не понимал, что чувствует на самом деле, называл это простым интересом к жизни Анны Петровны, но при этом все время колол и мучил ее. Думается, этот пример иллюстрирует, насколько важно для любого человека разбираться в собственных эмоциях и эмоциях других людей, т. е. иметь развитой эмоциональный интеллект. Как же развить эту чудесную способность?

Совершенствуйте эмоциональный словарь. Чтобы развить понимание своих и чужих эмоций, нужно прежде всего знать, какими они бывают. На самом деле наименований для переживаний человечество изобрело целую кучу, ведь этим долго и упорно занимались писатели и поэты.

В то же время на практике нужно знать хотя бы 10 базовых эмоций по К. Изарду: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Если с пониманием позитивных эмоций у людей чаще всего все нормально, то негативные мы почему-то предпочитаем не замечать. Игнорирование негатива разрушительно влияет и на нас самих, и на наши отношения с другими. Пусть 10 базовых эмоций вам помогут, хотя на практике, конечно же, стоит развивать и другие наименования или описания, ведь человеческий опыт многогранен. Вы можете испытывать и радостную печаль, и светлую грусть, и сомнения, и чувство какой-то неполноты, и многое-многое другое. Учитесь подбирать слова для того, что чувствуете.

Наблюдайте за физиологией. У любой эмоции есть какой-то физиологический коррелят, т. е. телесное ощущение, которое существует, когда вы переживаете эмоцию.

Возьмите за правило наблюдать за своими телесными ощущениями в разных ситуациях. Вот зашел начальник — и задрожали руки, сердце стало биться чаще, появилось напряжение в ногах. Это похоже на страх.

Думайте о функциях эмоций. Любая эмоция служит отражению потребности, т. е. она подталкивает человека к какому-то поведению. Понимание типичного поведения, стоящего за эмоциями, способствует развитию эмоционального интеллекта, да и вообще конструктиву в отношениях. Так, согласно теории Келлермана-Плутчика страх типично выражается в бегстве, гнев — в атаке, радость — в объединении с другим, печаль — в разъединении, утрате чего-то, удивление — во временном замирании, чтобы разобраться в чем тут дело.

Подбирайте конструктивные и экологичные способы выражать эмоции. Совсем не выражать, удерживать, копить эмоции ни в коем случае нельзя. Это может повредить психологическому или даже физическому здоровью индивида.

В то же время, понятное дело, если вы испытываете гнев и он в соответствии с теорией и жизнью подталкивает вас атаковать обидчика и кулаками, и зубами, и когтями, и вы этому импульсу поддадитесь… То ходить вам потом по полицейским участкам да объяснять свою такую нецивилизованную реакцию. Поэтому стоит искать конструктивные способы выражения.

Здесь есть важная хитрость — чем раньше вы эмоцию заметили и распознали, тем меньше ее интенсивность, и у вас есть потрясающая возможность выплеснуть ее в более мягкой форме.

Поясняем на примере. Вы гневаетесь на коллегу, которая работает с вами в одном кабинете, за то, что она всегда пьет чай с вашим сахаром, даже уже без спроса. Вы долго молчите, терпите, некультурно ведь, что вам сахару жалко. Пока в один прекрасный день последний кристаллик, сахарная песчинка, не упадет в чашку к вашей сотруднице. Вот тут вы теряете контроль и начинаете кричать, топать ногами, и даже, возможно, швырять предметы.

Конструктивно ли это? Нет, ведь отношения рушатся! Экологично? Тоже нет, ведь вы наносите урон своей собственной среде обитания. Каким мог быть другой способ? Сказать коллеге: «Я злюсь, когда ты берешь мой сахар постоянно. Покупай себе, пожалуйста, свой, но в экстренной ситуации, я тебя, конечно же, выручу». Сказать это можно было сразу, как только вы почувствовали легкую злость или раздражение. Не нужно было бы копить, затем взрываться уже безо всякой возможности управлять экспрессией. В общем, способность контролировать выражение эмоций совсем не резиновая, она ограниченная, относитесь к ней бережно, пожалуйста, и ищите конструктивные способы выражать свои переживания.

Все то же самое и с другими. Все вышеприведенные стратегии развития эмоционального интеллекта можно и стоит применять по отношению к другим людям. Наблюдайте за проявлениями эмоций других людей, соотносите их со способами поведения, потребностями, будьте внимательны к эмоциональному аспекту отношений.

Особенно важной здесь становится практика вопросов об эмоциональном состоянии: «Что сейчас с вами? Вы гневаетесь? Я переживаю».

Человек, способный понимать и управлять собственными эмоциями, оказывается способен помогать в этом и другим людям. Это верно и для родителя, и для супруга, и для руководителя, и вообще для любой личности. Так что дерзайте!

P.S. Узнали, какую эмоцию выражает смайл на картинке в начале статьи? Присмотритесь! Весь Интернет гадал, что же это за состояние. Оказалось — утомленность в состоянии алкогольного опьянения. ☺

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше