Вопросы по «горючим» лицензиям (и бонус — о бартере горючим)

В избранном В избранное
Печать
Павленко Алексей, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Май, 2019/№ 38
В этой статье рассмотрим некоторые «точечные» вопросы, касающиеся грядущего (с 1 июля) «горючего» лицензирования, а также вопрос, связанный с новшествами в области поставок горючего с расчетами в неденежной форме.

Лицензирование экспорта-импорта горючего

Экспорт и импорт горючего не требуют наличия отдельных лицензий, однако в ст. 15 Закона № 481 указано, что импорт или экспорт горючего осуществляется при наличии (!) у хозсубъекта, импортирующего или экспортирующего горючее, лицензии на право производства или хранения, или оптовой, или розничной торговли горючим.

Так что будьте уверены, что с 1 июля импортерам-экспортерам горючего на таможню без наличия хоть какой-то из «горючих» лицензий сунуться будет непросто…

Хранение при производстве, опте или рознице

Хозсубъект имеет право хранить горючее без получения лицензии на право хранения горючего в местах его производства, в местах оптовой или розничной торговли горючим, на которые получены соответствующие лицензии (ст. 15 Закона № 481, письмо ГФСУ от 12.04.2019 г. № 1572/6/99-99-12-01-01-15/ІПК).

Если место хранения иное, чем место, указанное в соответствующей лицензии (а также когда «пользуется» оптовая лицензия «без места» — за 10000 грн.), то лицензию на хранение приобретать (на каждое такое место хранения) обязательно.

Производители и торговля

Производителям для оптовой реализации произведенного горючего лицензия на оптовую торговлю при нефискальном подходе не нужна. Такой вывод вытекает из содержания термина «оптовая торговля горючим» (см. его в табл. 1 в статье на с. 10: в этом термине упомянуты одновременно и «приобретение», и «продажа»). Правда, пока не известно, что на этот счет будет прописано в подзаконных нормативах или в разъяснениях соответствующих органов…

Что же до розничной торговли горючим собственного производства, то в термине «розничная торговля горючим» такая деятельность определена как «по приобретению или получению и дальнейшей продаже или отпуску». Поэтому при фискальной трактовке слова «получение» лицензию на розницу от производителей вполне могут затребовать.

Опт и розница: сколько лицензий?

Что касается оптовой торговли горючим, то отдельная лицензия должна приобретаться на каждое место оптовой торговли, а при отсутствии мест оптовой торговли приобретается одна лицензия на право оптовой торговли горючим по местонахождению хозсубъекта (см. ниже о торговле «с колес»).

Лицензия на розничную торговлю горючим выдается на каждое место розничной торговли. Таким местом, в свою очередь (см. соответствующий термин в предыдущей статье на с. 10),определены только АЗГ, АГЗС и другие подобные места, в которых горючее реализуется именно через топливо/маслораздаточные колонки.

Торговля «с колес»*

* Напомним, что под торговлей «с колес» мы понимаем торговлю, когда товар, минуя склады продавца, сразу направляется к его покупателю.

Здесь, в отличие от «горючего» акциза, вроде бы все предельно понятно — торговцам горючим «с колес» необходимо приобретать лицензию на «опт», но без места хранения, т. е. ту, которая за 10000 грн. в год.

Одна — на все, «мы за ценой не постоим»…

«Продажно-тарный» нюанс

Заметим, что к лицензионным вопросам не имеет отношения определение «реализация горючего» из п.п. 14.1.212 НКУ, согласно которому, напомним, с 1 июля не считаются реализацией горючего операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) горючего на таможенной территории Украины в потребительской таре емкостью до 5 литров (включительно), кроме операций по реализации такого горючего его производителями. То есть

для целей лицензирования операции будут считаться оптовой или розничной торговлей горючим независимо от объема тары и количества реализуемого горючего

Поэтому будьте осторожны, так как, например, продажа пол-литровой банки чистого уайт-спирита* при очень формальном (!) подходе требует наличия «горючей» лицензии на «розницу» (если продажа будет на АЗС или АГЗС и т. п.) или на «опт». А штрафы ой как кусаются!..

* Простите уж нас, дорогие читатели, за такую «гиперболу» (намеренное преувеличение)…

Мы все же надеемся на неформальный подход и либеральные разъяснения на этот счет.

«Радости» хранения

Похожие проблемы могут возникнуть и с хранением горючего.

Если широко трактовать термины «хранение горючего» и «место хранения горючего», то место, где хранится горючее в любом количестве/таре — та же пол-литровая банка чистого уайт-спирита*— может считаться местом хранения горючего, а хранение таких субстанций (в любом виде и фасовке) — хранением горючего. А потому, мол, приобретай лицензию на хранение!..

Но что касается уайт-спирита: если реализуется/хранится не чистый уайт-спирит, а растворитель на его основе (код 3814 00 90 УКТ ВЭД), то это уже не горючее, так как в перечне в п.п. 215.3.4 НКУ такого кода нет, и «горючие» лицензии на операции с ним не нужны.

Очень хотелось бы верить, что здесь мы сгущаем краски (не «добавляя» в них уайт-спирит ☺)…

Надеемся, эти и еще целый ряд не обозначенных нами вопросов вскоре урегулируют в соответствующих «подзаконных» нормативах, которые, со слов ГФСУ (см. ее письмо от 08.04.2019 г. № 1502/6/99-99-12-01-01-15/ІПК), проходят сейчас процесс согласования и вскоре должны увидеть свет.

Бонус 1. Налоги при бартере (и т. п.)

Заметим, что Закон № 481 (см. последний абзац ст. 15) распространил и на горючее особенности налогообложения операций продажи (и иных видов отчуждения) горючего по бартеру и иным видам операций, когда предусмотрены неденежные расчеты (в том числе векселями и т. п.).

Согласно этой норме, напомним, получатель горючего обязан сумму акциза и НДС, «сидящие» в стоимости такого горючего, уплатить поставщику исключительно в денежной форме! В таком же порядке осуществляется оплата стоимости изготовления (переработки, обработки) подакцизной продукции на давальческих условиях, что коррелирует с пп. 222.1.4 и 222.1.5 НКУ (ср. 025069200).

Заметим, что несоблюдение этого правила (о денежной оплате части стоимости горючего — в виде суммы акциза и НДС) чревато штрафом, предусмотренным в ст. 17 Закона № 481, в размере стоимости отгруженного горючего! К кому конкретно применяется этот штраф, четко не ясно, но слово «отгруженного» наводит на мысль о поставщике горючего.

Бонус 2. Нормы потерь

В ст. 13 Закона № 481 теперь четко прописано, что нормы потерь горючего утверждаются КМУ**. Будем надеяться, что этот факт ускорит затянувшийся процесс разработки и утверждения упомянутых норм. Так как из-за их отсутствия есть/могут быть проблемы у многих хозсубъектов, имеющих дело с горючим***. ☹

** Там же указано, что за сверхнормативные потери, не оправданные согласно действующему законодательству, и необеспечение выхода продукции хозсубъекты уплачивают акцизный налог в размере, определенном законом.

*** Как работать в условиях отсутствия утвержденных норм убыли, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 45, с. 13.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд