Темы статей
Выбрать темы

Проводим уценку запасов: когда и как?

Свириденко Алла, налоговый эксперт
В отличие от переоценки основных средств, уценка запасов при определенных обстоятельствах процедура обязательная. Поэтому знать условия ее проведения и правила организации нужно практически каждому субъекту хозяйствования. О том, когда нужно проводить уценку запасов и как документально оформить ее результаты, мы и поговорим в этой статье.

Когда проводят уценку ТМЦ?

Изначально все запасы* (как приобретенные, так и самостоятельно изготовленные) попадают на баланс предприятия по первоначальной стоимости (п. 8 П(С)БУ 9). Но время беспощадно не только к людям, но и к предметам неодушевленным. Поэтому в дальнейшем подход к учету запасов меняется: на дату баланса запасы отражают в бухучете и финотчетности по наименьшей из двух оценок (п. 24 П(С)БУ 9):

* Имеются в виду все виды запасов из п. 6 П(С)БУ 9: сырье, материалы, комплектующие и т. д., предназначенные для производства; товары, которые приобретены и содержатся предприятием с целью дальнейшей продажи; готовая продукция.

— по первоначальной стоимости (ее мы определили при зачислении актива на баланс);

— по чистой стоимости реализации (т. е. ожидаемой цене реализации запасов в условиях обычной деятельности за вычетом ожидаемых расходов на завершение их производства и реализацию).

Проще говоря,

если на дату баланса первоначальная стоимость запасов превышает чистую стоимость их реализации, то нужно провести их уценку до меньшей из двух стоимостей

Уценивать запасы до чистой стоимости их реализации придется, если на дату баланса (п. 25 П(С)БУ 9),

— цена запасов снизилась;

— запасы испорчены;

— запасы устарели;

— иным образом утратили первоначально ожидаемую экономическую выгоду.

Обратите внимание! Снижение чистой стоимости реализации запасов ниже их первоначальной стоимости — звоночек о том, что уценку проводить обязательно. В то же время, если вы планируете «дешевую» продажу запасов (например, по цене ниже себестоимости), чистая стоимость реализации которых по-прежнему превышает их первоначальную стоимость, то условия для обязательной переоценки не выполняются. В таком случае оснований для уценки нет и проводить ее не нужно.

Как определить чистую стоимость реализации, объясняет п. 26 П(С)БУ 9: ее рассчитывают по каждой единице запасов путем вычитания из ожидаемой цены продажи предполагаемых расходов на завершение производства и сбыт. К таким расходам можно отнести, например, затраты на завершение производственного цикла, упаковку, хранение, доставку покупателю и т. д.

Пример расчета чистой стоимости реализации по видам запасов вы найдете в приложении 2 к Методрекомендациям № 2.

Ну и несколько слов о дооценке запасов. Ее проводят в том случае, если на дату баланса чистая стоимость реализации ранее уцененных вами запасов увеличилась (п. 28 П(С)БУ 9). При этом нужно соблюдать два главных правила:

— дооценка возможна только в отношении ранее уцененных запасов.

— дооценку проводят только в пределах суммы предыдущей уценки.

Как провести уценку запасов?

Начнем с того, что сегодня нет ни одного нормативного документа, который бы четко регламентировал порядок проведения уценки запасов на предприятии. Поэтому, на наш взгляд, тем предприятиям, которые сталкиваются с проведением уценки регулярно, следовало бы разработать внутреннее Положение об уценке. При этом кое-какие тонкости ее проведения можно вполне позаимствовать из ранее действовавшего Положения № 120**.

** Положение о порядке уценки..., утвержденное совместным приказом Минэкономики и Минфина от 10.09.96 г. № 120/19.

Сама по себе процедура уценки достаточно проста. Но к ее оформлению нужно подойти со всей ответственностью. Ведь уценка в бухучете напрямую влияет на налог на прибыль, а это, в свою очередь, гарантирует пристальное внимание к ней со стороны налоговиков.

Уценка проводится в несколько этапов:

1. Руководитель предприятия издает приказ о создании комиссии (постоянно действующей комиссии) для проведения уценки.

Интересно, что, в отличие от переоценки основных средств, привлекать профессиональных оценщиков к уценке ТМЦ законодательство не требует (см. письмо Минэкономики от 26.02.2008 г. № 91-22/65). Поэтому в состав комиссии входят работники предприятия, компетентные в отношении учета запасов, знающие требования к их качеству и срокам использования.

В приказе может быть прописана и периодичность проведения комиссией осмотров (оценки) запасов/периодичность инвентаризации на предмет их уценки. Как правило, уценку товаров на торговых предприятиях проводят по данным инвентаризации. Хотя не исключена возможность ее проведения и по данным бухгалтерского учета.

2. Комиссия по результатам инвентаризации или осмотра запасов составляет перечень запасов, подлежащих уценке. В нем по каждому из запасов должно быть указано: его полное наименование, количество, первоначальная стоимость и/или розничная цена, наименование предприятия-производителя, а также предложения по размеру уценки. Перечень также утверждает руководитель предприятия.

3. Руководитель принимает решение о проведении уценки запасов по перечню, представленному комиссией, и издает соответствующий приказ.

4. Результаты уценки запасов оформляют актом уценки (п. 3.15 Методрекомендаций № 2).

В акте уценки по каждой единице запасов указывают: количество и стоимость до уценки, стоимость после уценки и сумму уценки

Действовавшая ранее форма описи-акта канула в Лету вместе с Положением № 120, а новая обязательная форма нормативными документами не утверждена. Значит, ваша задача — разработать ее самостоятельно. Ну а для того чтобы облегчить себе жизнь — за основу можете взять форму описи-акта из Положения № 120. Главное, чтобы ваш акт содержал все обязательные реквизиты бухгалтерского документа, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете.

Акт уценки обычно составляют в двух экземплярах: один экземпляр передают в бухгалтерию, второй — материально ответственному лицу. Его подписывают члены комиссии и материально ответственное лицо, а затем передают его на утверждение руководителю.

5. Результаты уценки отражают в бухгалтерском учете (см. статью «Уценка запасов: нюансы бухгалтерского и налогового учета» этого номера).

6. Предприятия розничной торговли проводят перемаркировку цен уцененных товаров.

Перемаркировку цен проводят по правилам Инструкции № 2. Для этого просто нужно зачеркнуть предыдущую цену и указать новую на ярлыках цен (ценниках), товарных ярлыках, этикетках предприятий-изготовителей, упаковке и т. д. каждой единицы товара (п. 11 Инструкции № 2).

Исправление цены должен заверить своей подписью работник, ответственный за ценообразование и применение цен.

Если зачеркнуть старую цену невозможно, то наклеивают или навешивают ярлыки с новыми ценами.

О том, в каких случаях проводят уценку и как ее оформить, вы теперь знаете, поэтому давайте разберемся, как ее результаты показать в учете предприятия.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше