Темы статей
Выбрать темы

Торговля ТСБТ*: всегда ли нужен РРО?

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Третий год подряд эта несуразная аббревиатура — ТСБТ — портит жизнь предпринимателям-единоналожникам. Законодатель почему-то решил, что тем, кто торгует таким ассортиментом, без кассовых аппаратов не обойтись. Однако ситуации бывают разные, прописать их все в законе невозможно. Да и перечень ТСБТ, который утвердил Кабмин, скорее добавил новые вопросы, нежели решил те, которые был призван решить. Поэтому есть смысл обобщить сегодняшнюю практику применения РРО предпринимателями-ТСБТшниками.

* Технически сложные бытовые товары.

Разговор о ТСБТ разобьем на две части. В первой, опираясь на Закон об РРО, рассмотрим общие ситуации, которые случаются с торговцами ТСБТ. Во второй — углубимся в проблему, каким образом следует классифицировать те или иные товары как ТСБТ согласно Перечню № 231. Сразу отметим, что оба этих материала никоим образом не затрагивают ФЛП-общесистемщиков. Для них правила применения РРО описаны в статье " ФЛП на общей системе и РРО" этого номера.

Что говорит закон

Итак, на сегодня Закон об РРО (п. 6 ст. 9) в дуэте с НКУ (п. 296.10) освобождает от РРО физлиц-предпринимателей — плательщиков единого налога (ЕН):

— первой группы;

— второй — четвертой групп независимо от избранного вида деятельности, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1 млн грн.

Вместе с тем

освобождение от РРО не распространяется на плательщиков ЕН, которые, в частности, осуществляют реализацию ТСБТ, подлежащих гарантийному ремонту

И на безгарантийные ТСБТ тоже — об этом см. в следующей статье. Причем такое ограничение для ФЛП групп 2 — 4 останется неизменным вплоть до 01.01.2021 г., когда они все без исключения перейдут на использование РРО. А вот для ФЛП группы 1 ТСБТ-ограничение утратит силу с 19.04.2020 г. Подробности будущих изменений — в статье " РРО для ФЛП-упрощенцев: что нас ожидает" этого номера. А мы далее сосредоточимся на действующих ТСБТ-правилах.

С какого периода применять РРО при продаже ТСБТ

Это вопрос был чрезвычайно острым в период, когда Закон об РРО уже обязывал ФЛП на ЕН — продавцов ТСБТ применять кассовые аппараты, однако кабминовского перечня таких товаров еще не существовало. И решился он сразу после вступления в силу с 08.05.2017 г. Перечня № 231 (см. БЗ 109.03).

Но попробуем посмотреть на этот вопрос под другим углом зрения. Представим такую ситуацию: ФЛП в своей кофейне разместил выставочные образцы кофемашин, которые предоставил ему их производитель, с целью ознакомления посетителей. При этом сам ФЛП эту технику не продает, поэтому пока не достиг миллионного предела дохода за календарный год, работает без РРО. Нет ли здесь какого-то нарушения?

Считаем, что наш воображаемый ФЛП ☺ делает все правильно. Ведь п. 296.10 НКУ лишает РРО-иммунитета только тех плательщиков ЕН, которые осуществляют реализацию ТСБТ. В свою очередь, продажа (реализация) товара — это любые операции по договорам, которые предусматривают передачу прав собственности на товар на платной или безвозмездной основе (п.п. 14.1.202 НКУ).

Логично допустить, что осуществление этой операции должно подтверждаться любым из двух событий: отгрузка товара и компенсация его стоимости (если она предусмотрена). Следовательно, сам факт наличия ТСБТ на прилавке — еще не повод для срочной регистрации РРО. Должен быть факт продажи (то есть событие, которое этот факт подтверждает).

Пока факта реализации ТСБТ нет — нет и обязанности установить кассовый аппарат

Как доказать отсутствие такого факта?

По нашему твердому убеждению, доказывать следует не отсутствие, а наоборот — его наличие. И конечно, заниматься этим должен не ФЛП, а налоговики.

Так, согласно п. 80.4 НКУ перед началом фактической проверки по вопросам соблюдения порядка осуществления расчетных операций* должностными лицами контролирующих органов может быть проведена контрольная расчетная операция.

* С подробностями проведения фактических проверок РРОшного законодательства вы можете ознакомиться в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 44, с. 14, 16 и 19.

И если по ее результатам будет зафиксирована торговля ТСБТ, такому ФЛП в дальнейшем без РРО не обойтись.

В то же время, если будет установлено, что ФЛП отгрузил покупателю ТСБТ с отсрочкой платежа или получил за него аванс (пусть даже по безналичному расчету), об РРО-иммунитете такому ФЛП тоже можно забыть. В том числе основанием для применения РРО является безвозмездная передача ТСБТ.

Причем законодатель не дает субъекту хозяйствования никакой отсрочки.

Уже первую реализацию ТСБТ (а также все последующие расчетные операции) ФЛП должен проводить через РРО.

Можно ли восстановить РРО-иммунитет?

К сожалению, об этом в п. 296.10 НКУ ничего не сказано. Там содержится только неутешительный приговор для тех ФЛП, которые превысили миллионный доходный барьер за календарный год. Причем эта дорога ведет только в одном направлении: от обязанности применять РРО не спасает даже дальнейшее снижение дохода, а также разрегистрация и повторная регистрация единоналожником (БЗ 109.02).

Применительно к ТСБТ-случаю подобных норм нет. Собственно, это подталкивает к либеральному выводу: для восстановления РРО-иммунитета достаточно отказаться от реализации ТСБТ. Но согласятся ли с этим налоговики? Скорее всего, нет.

Поэтому если не хотите с ними спорить, советуем сначала поставить РРО, а потом отказаться от него по общей процедуре (как отменить регистрацию РРО, читайте в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 23, с. 30). Только после этого восстановится РРО-иммунитет.

Рассмотрим несколько практических ситуаций, которые имеют место при торговле ТСБТ (см. таблицу).

Применение РРО продавцами ТСБТ

Ситуация

Как быть

ФЛП одновременно торгует ТСБТ и другими товарами широкого ассортимента. Можно ли проводить через РРО только ТСБТ, а остальные товары продавать без РРО?

Нет, нельзя. Через РРО должны проходить все товары по всем торговым точкам ФЛП. Ведь теряет РРО-освобождение субъект хозяйствования в целом, а не его конкретные операции (БЗ 109.02)

ФЛП продает ТСБТ по безналичному расчету, а плату за другие товары/услуги получает наличными деньгами. Нужен ли ему РРО?

К сожалению, нужен. Объяснение аналогичное: на ФЛП, который продает ТСБТ, не распространяется РРО-иммунитет, поэтому в части применения РРО он вынужден работать по обычным правилам (БЗ 109.02)

ФЛП продает ТСБТ по безналичному расчету, а плату за услуги получает через POS-терминал. Нужен ли РРО?

Да, нужен. Выше мы уже выяснили, что на такого ФЛП распространяются общие правила применения РРО.

А в ст. 3 Закона об РРО сказано: через РРО следует проводить как наличные расчеты, так и безналичные, если они осуществлены с помощью платежных карт. Поэтому без РРО в этой ситуации не обойтись

ФЛП торгует ТСБТ через Интернет. Нужно ли в таком случае применять РРО?

Когда покупатели платят ФЛП со своего счета на его счет без платежных карт или наличными деньгами через кассу банка сразу на счет интернет-торговца, оснований для применения РРО нет.

Если же расчеты происходят с применением интернет-эквайринга, этот способ требует применения РРО (письмо ГФСУ от 23.04.2019 г. № 1753/6/99-99-14-05-01-15/ІПК).

Обратите внимание! При оплате с помощью сервиса «интернет-банкинг» налоговики тоже требуют применять РРО (БЗ 109.02), с чем мы согласиться не можем

ФЛП продает ТСБТ по безналичному расчету. Кроме этого, он сдает помещение в аренду. Можно ли получать арендные платежи в наличной форме без РРО, если годовой доход меньше 1 млн грн.?

Нет, нельзя.

Величина дохода (менее 1 млн грн.) в этом случае погоды не делает (последний абзац п. 296.10 НКУ).

Кроме того, налоговики традиционно считают, что аренда (которая по гражданскому законодательству не является услугой) подпадает под действие Закона об РРО (БЗ 109.03)

ФЛП группы 1 продает ТСБТ (электробытовые и телерадиотовары) на рынке. Имеет ли он право не применять РРО?

До 19.04.2020 г. такая продажа требует применения РРО. После указанной даты ФЛП группы 1 получат безусловный РРО-иммунитет и смогут отказаться от применения РРО, в том числе и при продаже ТСБТ.

Обратите внимание! Продажа ТСБТ с торгового места, а не в помещении, хоть и является нарушением Правил торговли на рынках, но не является нарушением единоналожных правил, то есть такие ФЛП могут и в дальнейшем находиться в группе 1.

Остальные подробности — в статье " РРО для ФЛП-упрощенцев: что нас ожидает"

ФЛП, который обычно продает товары, не входящие в Перечень № 231, осуществил разовую продажу ТСБТ. При этом все расчеты (в том числе и за этот ТСБТ) он проводил в безналичной форме. Нужно ли уведомлять об этом факте налоговую или осуществлять какие-то другие действия?

Нет, не нужно. Уведомление налоговиков о потере РРО-иммунитета, в частности в результате реализации ТСБТ, а также о применении исключительно безналичной формы расчетов действующим законодательством не предусмотрено.

При этом если ФЛП осуществляет расчеты исключительно в безналичной форме (получает оплату на текущий счет), то имеет право не применять РРО даже на фоне отсутствия РРО-иммунитета (БЗ 109.03)

Подведем итог всему сказанному выше.

Когда ТСБТ-торговцам РРО не понадобится

Работать без РРО при продаже ТСБТ можно при одновременном соблюдении следующих условий:

1) расчеты за ТСБТ происходят исключительно в безналичной форме (оплата за такие товары поступает на текущий счет ФЛП);

2) другие товары/услуги тоже не продаются за наличные и/или с применением платежных карт через POS-терминал;

3) платежные карты покупателей не задействованы при оплате за товары/услуги через Интернет (если точнее — ФЛП не пользуется интернет-эквайрингом). При этом можно продавать через Интернет те услуги, при оплате за которые картами место осуществления расчетов не определено (более подробно см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 54, с. 26).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше