Учитываем гарантии по МСФО 15

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Ноябрь, 2019/№ 91
В избранном В избранное
Печать
Достаточно часто предприятия предоставляют покупателям гарантии в связи с продажей некоторых категорий товаров или услуг. Рассмотрим, как предлагает их учитывать МСФО 15.

Какие бывают гарантии?

Гарантии в связи с продажей продукции (будь то товар или услуга) могут предусматриваться:

— условиями договора;

— законом или

— обычной практикой ведения бизнеса предприятия.

Характер гарантийных обязательств в разных отраслях и договорах может значительно отличаться. МСФО 15 рассматривает два типа гарантий:

1) гарантии, которые заверяют клиента в том, что соответствующий продукт будет функционировать в соответствии с оговоренными сторонами в согласованных спецификациях условиями (так называемые гарантии-соответствия, или обычные гарантии);

2) гарантии, которые предусматривают предоставление клиенту определенной услуги в дополнение к заверению о том, что продукция отвечает согласованным параметрам (так называемые гарантии-услуги, или расширенные гарантии).

Гарантии-соответствия

Гарантии данного типа предназначены для того, чтобы защитить покупателя от имеющихся дефектов продукта. То есть, по сути, они обеспечивают гарантию качества.

Гарантии-соответствия не предусматривают предоставления дополнительной услуги клиенту. То есть такие гарантии не приводят к возникновению отдельной обязанности к исполнению.

Расходы, понесенные в связи с гарантийным ремонтом или заменой продукции, являются дополнительными расходами на уже переданные клиенту обещанные товары/услуги. Такие гарантии учитывают в соответствии с МСБУ 37 «Обеспечения, условные обязательства и условные активы» как обеспечения на гарантийный ремонт. Но при условии, если у клиента нет возможности приобрести их отдельно. Расчетные расходы учитывают как гарантийное обязательство (обеспечение) на момент передачи продукта предприятием клиенту.

Гарантии-услуги

По нормам МСФО 15 предприятие предоставляет гарантию-услугу, если:

1) клиент имеет возможность приобрести гарантию отдельно. Например, потому что о гарантии или ее цене договариваются отдельно (§ Б29);

2) гарантия или ее часть предусматривает предоставление клиенту услуги в дополнение к заверению в том, что продукция отвечает согласованным параметрам (§ Б32).

Такая гарантия является отличимой услугой, поскольку предприятие обещает предоставить ее клиенту дополнительно к продукту, функциональность которого описана в договоре. Учитывают обещанную гарантию-услугу как обязанность к исполнению. Поэтому часть цены операции распределяют на такую дополнительную услугу.

Если предприятие обещает и гарантию-соответствие, и гарантию-услугу, но не может обоснованно учитывать их отдельно, тогда их учитывают вместе как единую обязанность к исполнению.

Как отличить гарантии?

Прежде всего нужно выяснить, есть ли у вашего клиента возможность приобрести гарантию отдельно. Если да, то это точно расширенная гарантия — гарантия-услуга. Учитывают такую обещанную гарантию (отличимую услугу), повторим, как обязанность к исполнению.

А если возможности приобрести гарантию отдельно клиент не имеет? Тогда определяют, предоставляет ли она право на что-то большее, нежели гарантийное устранение недостатков продукта, которые существуют на момент продажи. То есть обеспечивает ли гарантия клиенту дополнительную услугу (см. рис. на с. 27).

Чтобы это выяснить, МСФО 15 предлагает учитывать, в частности, такие факторы (§ Б31):

1) требуется ли гарантия по закону? Если предприятие обязано по закону предоставить гарантию, то это обычная гарантия — гарантия-соответствие. У него нет отдельной обязанности к исполнению, поскольку такие законодательные требования, как правило, существуют, чтобы защитить клиентов от риска приобретения дефектных продуктов;

2) продолжительность гарантийного периода. Чем больше гарантийный период, тем вероятнее, что обещанная гарантия является обязанностью к исполнению — гарантией-услугой;

3) характер задач, которые предприятие обещает выполнить. Если предприятию необходимо выполнить определенные задачи для обеспечения соответствия продукции согласованным параметрам, то, вероятнее всего, они не вызывают появления обязанности к исполнению. То есть это гарантия-соответствие.

Приведенные факторы — всего лишь руководство. Предприятие само должно проанализировать каждую предоставленную гарантию, чтобы определить, является ли она гарантией-соответствием или гарантией-услугой.

Рассмотрим пример. Торговое предприятие продает товар (телевизоры), на который производитель дает гарантию 2 года. За дополнительную плату торговец предлагает покупателю продлить гарантию еще на 1 год. При этом стоимость продленной гарантии может быть включена в цену товара или оплачиваться отдельно.

Допустим, общая цена операции по продаже телевизора и расширенной гарантии составляет 13560 грн. Отделенная цена продажи каждого элемента 12000 грн. и 1560 грн. соответственно. Кроме того, учитывая предыдущий опыт, предприятие ожидает, что понесет расходы в размере 1000 грн. по гарантии-соответствию для устранения дефектов, которые возникнут во время гарантийного периода в первые 2 года.

Дополнительная гарантия у нас включена в стоимость продажи товара. Поэтому для целей учета, прежде всего, необходимо распределить цену операции (13560 грн.) на эти две составляющие: 12000 грн. и 1560 грн. Тогда в момент передачи товара покупателю в учете запишем: Дт 301 — Кт 702 на сумму 12000 грн. (доход от реализации товара), Дт 301 — Кт 685 на сумму 1560 грн. (договорное обязательство).

В нашем случае первые 2 года гарантийного периода считают гарантией-соответствием, поскольку эту гарантию покупатель не имеет возможности приобрести отдельно — она обеспечена законодательством. Ее учитывают в соответствии с МСБУ 37 через создание обеспечения на гарантийный ремонт в размере настоящей (дисконтированной) стоимости ремонта в течение 2 лет гарантии-соответствия. То есть на оценочную стоимость ремонта (1000 грн.) делаем запись: Дт 93 — Кт 473. Дисконтированная стоимость, конечно, будет меньше, чем определенная текущая сумма расходов на момент создания обеспечения. Не забывайте его дисконтировать в каждом периоде действия гарантии (Дт 952 — Кт 473).

По мере того, как возникают фактические расходы по гарантии-соответствию в течение 2 лет после продажи телевизора, их списывают в уменьшение обеспечения (Дт 473 — Кт 20, 22, 631, 651, 661, 685).

А вот продленная на 1 год гарантия — это гарантия-услуга. Ее учитывают как обязанность к исполнению. Ведь покупатель фактически оплачивает ее отдельно. Доход от продажи такой продленной гарантии признают равномерно в течение срока действия этой продленной гарантии (1 год): Дт 685 — Кт 703 ежемесячно в сумме 130 грн.

А расходы отражают в периоде их фактического понесения: Дт 93 — Кт 20, 22, 631, 651, 661, 685.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити всього за 10 грн
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд