Признание дохода по МСФО 15: ключевые моменты Предприятия, которые составляют финансовую отчетность по международным стандартам, признают доход по правилам, установленным МСФО 15 «Доход от договоров с клиентами». Этот стандарт предусматривает единую комплексную модель, которую нужно применять к договорам с покупателями, и единые критерии для признания дохода. Рассмотрим основные его понятия, правила и принципы.
Идентификация договора с клиентом Переходим к модели признания дохода от договоров с клиентами. Первый шаг — идентификация договора. С него и начнем.
Выявление обязанностей к исполнению Второй шаг очень важен. Ведь именно от него будет зависеть правильность определения суммы дохода. Уделим ему пристальное внимание.
Определение цены операции Следующий, третий шаг на пути к признанию дохода предусматривает необходимость определения цены операции. Какие факторы влияют на нее? Что такое переменная компенсация и значительный компонент финансирования? Разберемся с этим более подробно.
Распределение цены операции Определившись с количеством обязанностей по договору и ценой операции, переходим к следующему шагу 4 — распределению цены операции на обязанности к исполнению.
Признание дохода (выручки) Это заключительный 5-й шаг модели признания дохода. К нему переходят, когда прошли все предыдущие этапы. Когда именно (в какой момент) нужно признавать доход, который возникает в результате договора с клиентом? Присмотримся к правилам МСФО 15 более пристально.
Договорной актив и договорное обязательство Еще один важный момент, на который нужно обратить внимание: в МФСЗ 15 появились новые определения, которых раньше не было, — это договорной актив и договорное обязательство. О них и поговорим более подробно.
Учитываем гарантии по МСФО 15 Достаточно часто предприятия предоставляют покупателям гарантии в связи с продажей некоторых категорий товаров или услуг. Рассмотрим, как предлагает их учитывать МСФО 15.
Скидки до и после продажи Предоставление скидок клиентам — самый распространенный маркетинговый инструмент реализации товаров (услуг). Рассмотрим отражение различного рода скидок через призму МСФО 15.